Чего боится Зданович?

 Чего боится Зданович?

Аркаим на прошлой неделе вновь разоблачали. Челябинская епархия выступила с заявлением.

«Аркаим за короткое время вместо объекта чисто научного значения в глазах общественности приобрел статус Лысой горы: парапсихологи и контактеры, ясновидящие и целители, последователи Заратустры и Саи-Бабы, космоэнергетики и прочая оккультная нечисть собираются здесь для проведения своих отнюдь небезобидных мистических опытов и психотренингов», — говорится в воззвании. Говорят, вроде бы даже такое письмо было адресовано прямо губернатору Петру Сумину.

Не хотелось мне говорить на эту тему. Во-первых, имя-фамилия «не те». Во-вторых, знаю некоторых служителей культа как высокообразованных, поистине духовных и просто светлых людей. В-третьих, не считаю нужным делать косвенную пропаганду нетерпимости. Наконец, положа руку на сердце, все ведь понятно: у церкви не только на Аркаим есть свой взгляд, подчас никак не учитывающий, что жизнь меняется, как бы мы к этому факту не относились.

Но — мне жаль Геннадия Борисовича Здановича. Просто по-человечески. Я говорил с ним после появления этого воззвания. Меня удивило, насколько он принимает все близко к сердцу. Словно родитель, когда его ребенка, допустим, травят в школе. Как тут поможешь? Идти драть уши неразумным мучителям? Или пытаться доказывать, что дите твое — хорошее, доброе и учится на одни пятерки? Будь Зданович человеком жестким, крепким и молодым, он, наверное, принял бы вызов, стал спорить и судиться, тоже бы написал Сумину. И даже Путину с Медведевым по праву личного знакомства. А ему 70 лет, у него проблемы со здоровьем, он мягок и деликатен, говорит тихим голосом и застенчиво улыбается. У него много текущей работы и еще больше планов. Ученые (и не только археологи) много чего интересного нашли на Аркаиме и в степи вокруг него. Это знание нужно зафиксировать, оставить людям. А Здановичу в это время тычут в нос: у тебя там секта бесчинствует.

Кстати, упоминаемая в заявлении епархии «секта аркаимитов» — абсолютный фантазм. Я, например, давно слежу за судьбой Аркаима, но знаю о такой секте только со слов иерея Андрея Гупало, клирика Кизильского женского монастыря, на сегодня главного антиаркаимского идеолога. У этого человека может быть свое мнение, и, слава Богу, что оно есть. Мир, как принято у нас сегодня говорить, многополярен. В самом широком смысле. Это его изначальное свойство. Масса самых разных идей и мнений делает людское сообщество как минимум симпатичным. Есть о чем поговорить. Можно предположить, что с уходом патриарха Алексия II в лоне самой Русской православной церкви также начались дискуссии. Там ведь тоже люди и тоже разные. Возможно, мнение иерея из Кизильского района в настоящий момент для кого-то является аргументом во внутрицерковных дискуссиях.

Но я знаю, что пугает Здановича в нынешнем интересе церкви к Аркаиму. Это адресность воззвания. Церковь апеллирует к власти. А собственно, на каком основании? Конституционная норма, по которой церковь и государство у нас разделены, — это не просто слова. Это залог того, что в России не пахнет паленым человеческим мясом. Под разными религиозными соусами за историю человечества было замучено и убито баснословное количество народа. Может быть, хватит? Сколько можно искать ведьм среди туристов, у которых, возможно, просто нет денег съездить на Мальдивы? Да что там Мальдивы — чтобы провести две недели с семьей в приемлемых условиях на Тургояке или Зюраткуле нужно год копить!..

Почему иные церковные деятели так суровы к своему народу, к отдельному «маленькому человеку»? К старому профессору, например, у которого от этих воззваний скачет давление. К людям, которые видят «по ящику» лобызания служителей культа и чиновников вперемешку с «Домом-2» и едут в степь, где нет телевизора? Борьба с сектами — это увлекательно. Но разве здесь смысл служения Богу? И разве такие понятия, как милосердие и сочувствие, уже неактуальны?



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


ремонт кондиционеров gree в Санкт-Петербурге
VK31226318