Новости

Хозяин агрессивной собаки невозмутимо заявил пострадавшему пенсионеру, что он сам виноват и покинул место происшествия.

13-летняя девочка погибла, ударившись о козырек подъезда.

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Уф… Результат – отрицательный!

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Где ты, песня русская?

15.01.2009
Русской песни нет. Исчезла. Истаяла. Испелась.

Где-то бытует русская народная песня. Где-то очень далеко. В далекой древности. В средневековье. В ХV111 веке. Может быть, еще и в Х1Х столетии. А в ХХ веке - вряд ли. И уж, конечно, не сейчас. Сейчас ее нет. Исчезла. Истаяла. Испелась.

Если так, то какие песни пели Федор Шаляпин, Сергей Лемешев, Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Ольга Воронец? Какие песни теперь поют Надежда Бабкина и Надежда Кадышева? И Татьяна Петрова, потайная? И мало кому ведомая Наталья Баннова? И мало кому ведомый Владимир Девятов?

Такой спор:

- Неужели вы будете утверждать, что хор русской народной песни под управлением Свешникова - не настоящая русская песня?

- Да, буду.

- А как вы оцените альбом “Кострома” группы “Иван Купала”?

- Как? В их исполнении я не прослушиваю характерных особенностей народного пения - нет глиссандирования, скольжения от звука к звуку, скатов голосов, мелизматики, словообрывов, огласовки согласных...

- А оно надо? Всем? Или только фольклористам? Всем ли сегодня интересно слушать аутентичную народную музыку?

- В том-то и беда, что “Иван Купала” и все остальные фольклором спекулируют.

- Но при этом популяризируют фольклор среди тех, кто без альбома “Кострома” вообще не проявил бы интереса к “корням”?

- С фольклором можно обходиться по-разному. Можно - как Стравинский. А можно - как Чайковский в четвертой симфонии. А можно - как Барток. И можно - как Надежда Бабкина. Или как Жанна Бичевская. А можно - как “Песняры”. Можно и как “Ариэль”. И можно - как “Кострома”.

- Значит, “Кострома” - бездарно? Безвкусно?

- Мне - просто скучно. Настоящих “аутентичных” бабок надо по деревням живьем слушать. Будет с чем сравнить.

- Но как не ценить обработку народных песен композиторами?

- Сама по себе народная песня не нуждается ни к каких композиторах.

Получается так, что в оригинале русская народная песня живет (жила) только в деревне и только у бабок-старушек. Что она нетранспортабельна. Переносить ее куда-то - на столичную сцену - нельзя. Как-то ее обрабатывать, перекладывать, аранжировать - недопустимо. И все, что не из деревни и не от бабок, - профанация.

Да, “законсервировать” народную песню, то есть сохранить ее в исконном состоянии, - необходимо. Не знаю, как полно это осуществлено. Тем более что исчезают деревни с их бабками. Сохранить - да, но не замуровать в каземате, отлучив от всего мира. Не лишить ее свободы, наделив свойствами элитарного высокомерия. Наоборот, надо извлекать ее из исконных обитаний, перетаскивать из маленьких деревень в большие города, перекладывать на голоса и инструменты, поднимать на сцены, давать ей простор для звучания. Ведь не кто иной, как великие композиторы, от Б.Асафьева до М.Глинки и от М.Глинки до Г.Свиридова называли русскую народную песню сокровищницей культуры, источником, кладезем.

Академик Д.Лихачев утверждал, что песни, которые поет хор Пятницкого или известные певцы-“народники”, - это одно, а русская народная песня - совсем другое. Но когда же мы разберемся, какие песни - русские народные? Те, которые созданы русским народом? Или те, которые русский народ поет? Например, песня “Очаровательные глазки” - народная? Говорят ли в народе “очаровательные”? Или “Очи черные”? “Очи” - это по-народному? Другое дело - “Ах ты, душечка”, “Ах ты, зимушка-зима”, “Ах ты, ноченька”, “Ах ты, степь широкая”... Или - “Эй, ухнем”. Или - “Лучинушка”, “Дубинушка”...

Знатоки говорят, что та песня народная, у которой нет автора. То есть та, которую народ сочинял сообща. У песни про тонкую рябину автора вроде бы нет, значит, она народная. Но если “копнуть”, выясниться, что “слова” к ней написал И.Суриков. Что из этого следует? Разжаловать ее, выпроводить из народных?

При желании можно выяснить, что авторами многих народных песен являлись Ф.Савинов, Ф.Глинка, Л.Трефолев, К.Рылеев, И.Никитин, Д.Садовников, Н.Некрасов, А.Кольцов, А.Мерзляков, А.Сумароков, А.Варламов, А.Гурилев... Эти имена время позволило извлечь из забытья, остальные пропали окончательно, но они - были. Я вообще не соображу, как сочинять песни всем народом. Наверное, все-таки - из народа или не из народа - кто-то один запевал песню, а народ ее подхватывал, переиначивал, доводил до совершенства. Кто-то, например, первым запел первую строку - “Вниз по матушке, по Волге”...

В свое время в Нязепетровске я слушал стариков Горбуновых - Ивана Константиновича и Валентину Кузьминичну. Уже на исходе жизни, неожиданно для всех и для себя, он стали народными артистами. Их вызвали в Москву, они пели в Центральном доме композиторов. Им кричали “Браво!”. Особенно москвичам понравилась “Мамонька”. Первой их признала Москва, потом - Челябинск и Нязепетровск. Когда они запели ту же “Мамоньку” - плач невесты, прощание с матерью - повеяло чем-то невероятно далеким, то ли незнакомым, то ли забытым, таким уныло-тоскливым... Это было очень непривычно. Мелодия ускользала, прерывалась бормочущим речитативом, в голосах чувствовались кислые, терпкие нотки, и друг друга сменяли такие диссонансы и ассонансы, что и не снились Альфреду Шнитке.

Хорошо ли, плохо ли, но мы стремимся оставить и сохранить навсегда то, чем жили наши предки. Это нам необходимо, чтобы понимать их, чтобы различать то, что нам передалось от них, и то, что время успело в нас изменить. Русская народная песня - тоже памятник истории. Но нельзя, чтобы она потеряла голос, умолкла, пропала. Она - тот камертон, который “дает ноту”, настраивает всю музыку России. К сожалению, пока звучат не ее ноты.

Где она, русская народная песня, исконная, в обработках, в аранжировках, в переложениях - всякая? Где она?

Комментарии
Мне нравится русская народная песня (если только это не соседи поют в караоке). Но вопрос автором поставлен некорректно - любой студент знает, что фольклор живет только в народе. Он - как выразился автор - нетранспортабелен: спой песню со сцены - это уже будет эстрада в стиле фолк, а не фольклор. Пусть традиционная русская народная песня умирает, фольклор умереть не может, на его место приходит что-то другое - анекдоты, башорги и т.д., это нормально, ведь мы сегодня живем в других условиях. чем те, что породили Коробушку или Мамоньку.
Оля
15.01.2009 17:33:47
Прошу прощенья. Может быть "многа букав". В статье согласен лишь с одним: крайне необходимо всеми доступными техническими средствами фиксировать весь фолклёр, до какого можно дотянуться. Аудио, видео, ноты, сэмплирование оригинальных инструментов. Максимально четко фиксировать все аспекты национальной (неважно какой) культуры. Одежда, узоры, элементы быта. Смысл - этого очень скоро не будет. Совсем. Не то, что от этого факта есть смысл заламывать руки, но факт есть факт. Голливуд и МТВ все равно все уничтожат у тех наций, которые понятие "национализм" ставят в негативный ряд. Около 30 лет фолк испытывает в определенных кругах поддержку и интерес, но внедрять это насильственно - безусловный вред. Все выльется в пластмассовые березки "Совинцентра". Что вызовет еще более резкое отторжение. Народная музыка - это то, что поет народ. Во-1, народ поет сейчас совсем мало. Я, видимо, свидетель последнего поющего поколения. Уже мои сверстники ничего петь за столом не будут. И в пляс не пустятся под инструмент, на котором играет их товарищ. Впрочем, под ди-джея тоже уже не пустятся. Последнее, что можно посмотреть в данный момент свободно - это популяция бодрых стариканов на "тропе пенсионеров" в бору в нехолодный период. Только там можно увидеть кадриль или мазурку в натуральных условиях. Поверьте, это очень круто. Особенно, если понимаешь, что ты видишь уникальное явление. Типа, гибель Помпеи или дуэль Пушкина с Дантесом. Вопрос: зачем все это фиксировать? Это - источник материала для работы будущих фолковых музыкантов. Именно тех, которых называет "профанацией" так и неустановленный автор-перфекционист. Автору этому все не так, все - не аутентичное, все попсовое. Автор, правда, тоже разговаривает не на старославянском, но настоящего эстета такой расклад не смущает. Он-то тут причем!? Главное - Коробушку и Мамоньку не поют дискотеках! Позор! То, что эта самая "коробушка" - самая, что ни на есть попса, по сравнению с "А кто ж эту детину породил?" - его не смущает. Ему-то "Коробушка" понравилась. Закруглится хочу следующим: заинтересованность у молодых людей фолком есть, только фолк пока им предлагается, преимущественно, иноземный. Ирландский, карело-финский, немецкий, бурятский, карибский и прочий. Много есть русского, при этом отличного, но идиотского местами, типа Бабкиной. Хотя есть такой забой - караул. Между прочим, реконструированный молодежью. Но тут вылазят эстеты с оценками: "Русская песня? Исчезла. Истаяла. Испелась." Само собой, такие стенания помогут оторвать детей, которые ведутся на все "модное", от Димы Билана к "Сказам леса", Пелагее, Myllarit, Мельнице и прочему, что сейчас представляет современный фолк. Он часто не аутентичный, но он есть. И он нравится. Именно под него веселится молодежь на День Святого Патрика в пабах, Масленницу, Самайн и так далее. А первое, что необходимо сделать для проявления интереса к своей идентичности - сделать интересной и волнующей историю своего народа, а не загаживать ее всяким дерьмом, которое заставляет молодого человека дистанцироваться от своего народа. Хоть от "варвара-русского", хоть от "тупого совка".
mediazavod.ru
16.01.2009 17:07:14
К чему это многословное выступление? очевидные вещи говорите и непонятно, к чему?
Марина
18.01.2009 07:43:25