Тарасов поможет Юревичу стать Бэтменом

Ошибаются те, кто считает, будто выходя на мэрские выборы, Вячеслав Тарасов ничего не теряет. Третий проигрыш подряд, сделает его хроническим неудачником. А политический возраст уже не даст возможности пересмотреть столь обидный диагноз. Наконец, это просто несправедливый поворот судьбы в отношении человека, много сделавшего в свое время для Челябинска. Между тем результаты поражения Тарасова могут быть куда более серьезными…

Антикризисный менеджер?

Из коротких реплик новоявленного кандидата, которые услышали журналисты, ясно немногое, однако вырисовывается амплуа.

Вячеслав Тарасов позиционирует себя как антикризисный менеджер. И вспоминает, что был главой города в тяжелые 90-е. Ход мысли его выборных стратегов прост: если рост тарифов за коммуналку все же произойдет, то на фоне кризиса это приведет к народному недовольству и тут у оппонента действующего мэра появится шанс. Однако есть нюанс. Рост тарифов на ЖКХ в большей степени связан не с деятельностью Михаила Юревича, а с планами естественных монополий. А это значит, вопрос упирается в вершину нынешней властной вертикали. Если Тарасов последовательный человек, ему придется стать в оппозицию политике федерального центра. Но очевидно, что Вячеслав Михайлович не тот человек, кто способен на такую фронду.

Впрочем, даже выиграв выборы, он не сможет предложить населению иной вариант развития. Цены будут расти, дна кризиса еще не видно, и уже сам Тарасов неизбежно попадает под горячую руку народного недовольства. Отсюда вывод: «антикризисный менеджер» - это как минимум риторическая фигура.

«Более справедливое» чудо

Ни для кого не секрет, что те люди, которые уговорили Вячеслава Михайловича заявиться на выборы, имеют на то прагматичные причины. Тот факт, что городская оппозиция так и не смогла за это время ни найти себе харизматичного лидера, ни, что существеннее, сколько-нибудь внятной идеологии, говорит о многом. Значит, увы, все-таки первичен интерес хозяйствующих субъектов. Судя по всему, Тарасов действительно колебался и принял решение только сейчас. Иначе бы он не пропадал так надолго, что его почти забыли. Нагрешившему политику это пошло бы на пользу, Тарасову - нет. Чем дальше по времени он уходил он выборов, тем менее незаменимым становился.

В марте 2005 года у него было как минимум три преимущества. Первое: Тарасов был действующей властью - в России это уже козырь, даже без учета административного ресурса. Второе: за ним были реальные дела, одна Кировка чего стоит! Третье преимущество: образ реального хозяина. На его фоне Юревич выглядел выскочкой - какой он к бабушке мэр на фоне мэтра? Ни хозяйства городского не знает, ни команды у него нет…

И в этих тепличных условиях Тарасов сенсационно проиграл. Потом в его команде пытались разбираться, что же не так. Свалили все на московских политтехнологов. Но соратники бывшего мэра до сих пор считают, что Юревич победил случайно - так звезды сошлись. Помнится, всерьез говорили, что де снег не вовремя выпал. В общем, произошли какие-то непонятные чудеса в пользу оппонента. Склонность приписывать реальной жизни мистические свойства, видимо, провоцирует этих людей сегодня на ожидание нового, «более справедливого» чуда.

С таким бизнес-планом можно играть в лотерею…

Еще раз о морали

Между тем серьезные люди, знающие Вячеслава Михайловича, говорят по-другому: он проиграл не Юревичу, а самому себе. Причем случилось это еще до выборов.

Тарасов занимал кресло мэра почти 14 лет. Власть как ржавчина разъедает сознание любого человека. Он теряет ощущения пространства и времени. Это при Тарасове, а не при Юревиче возникла модель городского государственно-олигархического капитализма, при которой миллионерами становились приближенные бизнесмены. Вячеславу Тарасову и его окружению это казалось абсолютно естественным. Настолько, что когда новый мэр стал поступать точно так же, давая зеленый свет «своим» и поставив «тарасовский пул» в конец «общей очереди», это вызвало совершенно искреннее изумление. Сейчас Вячеслав Михайлович выражается в том смысле, что «моральные качества» действующей городской власти не будут способствовать смягчению последствия кризиса для челябинцев. Ну вот, докатились, заговорили о морали…

Уход по-английски

Тарасов исчез сразу после поражения. Ушел как-то уж слишком по-английски. Он не поблагодарил моих родителей и еще несколько тысяч человек, которые все же проголосовали за него. Решил не давать интервью, хотя вопросов было много. Как публичный политик он обязан был это сделать. Помню, как лично убеждал в этом одного из спонсоров бывшего мэра, выдвигая эти же самые аргументы, которые привожу сейчас здесь. Было ощущение, что Вячеслав Михайлович просто по-детски тогда обиделся. На всех челябинцев скопом, без разбора. Поразительное несоответствие имиджу крепкого мужика, хозяйственника, спортсмена. Значит, действительно имел место только имидж? Потом были четыре года «раздумий». Неудачная попытка стать областным депутатом. Поговаривали, что он уехал чуть ли не на ПМЖ в Израиль. А как же Челябинск?

Стать другим

Я мечтаю иметь мэром своего родного города человека, который возбуждается не только под выборы. Поле деятельности здесь - огромно, достаточно выглянуть в окно, а лучше выйти из «Лексуса». Чтобы быть патриотом не обязательно иметь «корочки» главы города. Тарасов мог бы стать «теневым» мэром в традиции английских оппозиционных политиков, быть постоянным противовесом-раздражителем Юревичу. Щукой, чтоб карась не дремал. Общественным экспертом. Идеальным челябинцем. Выразителем духа. Честью и совестью, наконец, - чем черт не шутит. Но Тарасов так и остался чиновником в душе, потому что страшно далек от сообщества людей, называющихся Челябинск…

Так, как провел эти четыре года Вячеслав Тарасов, не поступают ни публичные политики, ни те люди, которые действительно болеют за свой город. А должность мэра предполагает именно такой тип личности. Соответствует ли ему Михаил Юревич? Думаю, вряд ли. Означает ли это, что Вячеслав Тарасов ему альтернатива? Хм… Сейчас он говорит: «Я стал другим». Каким другим? Разве его электорат будет голосовать за другого Тарасова? И разве на него-другого спонсоры готовы раскошелиться?

Реально другой рано или поздно возникнет. Само время выдвинет действительно нового лидера, как это случилось на наших глазах в Америке…

Он будет сильным соперником

Хочу быть понятым правильно. Вячеслав Михайлович - достойный человек, его заслуги перед Челябинском не зачеркнуть. Мне бы не хотелось видеть его поверженным в очередной раз.

Это проблема стремительно развивающихся обществ - человек в 60 лет еще полон сил, а применить их как будто и негде. В России эпохи Владимира Путина и преемника его Дмитрия Медведева существует отчетливый тренд на молодость. Вячеслав Михайлович со всем его опытом и знаниями никак не попадает ни в «президентскую сотню», ни даже в «тысячу». Кресло мэра - его отдушина.

Тарасов будет сильным соперником. Но, победив сильного, Михаил Юревич станет еще сильнее. Даже в каком-то смысле - другим человеком. Бэтменом. Непобедимым - по собственным ощущениям, и, объективно, - значительно потяжелевшим политически. Причем не только в глазах местной элиты, но что важнее - в глазах Кремля. И вот тут Юревичу могут открыться уже совсем другие перспективы…

VK31226318