EUR 75.58 USD 66.33

Что впереди у землян?

Я спросил у Яндекса: «Когда богатые придут к социализму?» — и он выдал мне первым номером: «Челябинский рабочий», заметка «Социализм? А когда?». Моя.

Да, я вижу впереди у людей, у землян, — социализм. Что-то в этом роде. Я так думаю не потому, что в свое время был коммунистом. И не потому, что тот, наш, советский социализм считаю образцом для подражания и что замучила ностальгия по нему, хотя предпочел бы жить в 70-е годы прошлого века, а не теперь. И не потому я так думаю, что при социализме, если люди когда-нибудь придут к нему (или когда он придет к ним), исчезнут все проблемы, и жизнь расцветет в райских картинках.

Я понимаю, что отстаивать социализм в наши дни невпопад, не в ногу, не в струю. Тем более мне, которому сразу же, прежде всего, будет приписан стариковский консерватизм, если не что-нибудь похлеще. Ну и пусть. Мне разрешено что-то сказать? Вроде разрешено. А мне важнее всего сказать то, что думаю. Не то, что «положено» говорить, что «все» говорят. А то, до чего сам додумался. Вполне возможно, что я ошибаюсь. Но точно так же могут ошибаться те, кто со мной не согласен. Кто они, которые изрекает правду и только ее? Вы их знаете?

Советский социализм — это первая проба «кухарок» управлять новым, доселе невиданным государством и к тому же — напомню — во враждебном окружении. Разумеется, «кухарки» на каждом шагу ошибались. (Вона в наше время на каждом шагу ошибаются академики.) Но у «реального» социализма была одна фундаментальная ошибка — пролитая кровь. Может быть, главный урок двадцатого века — нельзя ради высоких идей убивать людей. Нельзя уничтожать целые классы. Хотя бы потому нельзя, что именно эта пролитая кровь станет непреодолимой преградой на пути к высокому идеалу. Насилие не будет забыто, и оно рано или поздно даст о себе знать.

Вообще нельзя сталкивать лбами капитализм и социализм. Капитализм не виноват в том, что он есть. Более того, он необходим. Необходим, прежде всего, социализму. Он создает материальную базу не для чужого дяди, а для него, для социализма. Как говорится, чем больше капитализма, тем ближе социализм.

Теперь уже ясно, что в экономике капитализм — непревзойденный мастер. Никто лучше его не штампует материальные блага. (Философ А. Межуев: у капитализма не экономический тупик, а культурный). Да, капитализм когда-нибудь «закончится», но у него другой неисправимый порок — он самого человека загнал в угол. Не всего человека. Человеческое тело он обставил комфортом и уютом, придумал для него сто удобств и тысячу мелочей. Надеялся на то, что он будет доволен. Но человеческую душу он загнал в угол. Считал, что душе хватит и тесного угла. Не заслужила душа, дескать, особого внимания, потому как в экономике она — ноль без палочки.

В пору своего расцвета капитализм самоуверенно мнил, что он мастер не только в экономике, а и — во всем. Мол, были бы деньги. И полез он со своими деньгами в обитель духовного, в нравственность. Ворвавшись в культуру, он создал такие низкопробные вещи, как шоу-бизнес, наркобизнес, порнобизнес... А главное, он, объявив безоглядную конкуренцию, оторвал человека от человека, надоумив его в одиночку добиваться своего счастья, ради которого заранее простил ему все, что бы он ни сделал. Какое-то время, довольно долгое, это имело успех. Но неумение капитализма «работать» с душой рано или поздно скажется не только на нравственной атмосфере в обществе, но и на эффективности экономики. И тогда время переменится.

Если согласиться с тем, что капитализм уйдет, останется ответить на «последний» вопрос: как он это сделает? Кто будет способствовать его уходу, кто будет противиться ему?

Бедные — способствовать, а богатые — противиться?

Выскажу без обиняков свою «оппортунистическую» мысль: социализм придет на смену капитализму тогда, когда для этого «созреют» и бедные, и богатые.

Считается, что богатые по природе своей не могут согласиться на социализм. Да, до поры до времени они и слышать об этом не хотят. Но невозможное сегодня, завтра может стать желанным.

В этой связи знаменательна полемика, в которую ввязался такой правый политик, как Гарри Каспаров. Он настаивает на том, что богатые люди несут ответственность за все, что происходит в стране, и в частности, за то, что «национальные богатства распределяются несправедливо», что не получится жить комфортно, «окружив себя от нищенствующей и умирающей страны даже десятью заборами». Чемпион мира по шахматам надеется на то, что «наверняка среди представителей бизнеса есть и те, кто уже начал что-то понимать». И заканчивает такой фразой: «даже у олигархов есть душа».

Приведу свежий довод — кризис, который отнял у богатых миллиарды рублей. Довольны ли они такой экспроприацией? Не довольны. Наталкивает ли она их на какие-то размышления? Я думаю, наталкивает. Тем более наталкивает, что этот кризис отнюдь не последний. Значит, всегда будет так: капиталист накапливает, капитализм — отбирает. Заметьте: не пролетариат отбирает, а сам капитализм. Есть о чем подумать.

Впрочем, о кризисах известно давно. Но придет время, когда захромает сама экономика. А захромает она тогда, когда станет ясно, что для новых технологий необходим новый человек — высокообразованный и высоконравственный. Речь о технологиях, которые не поддаются никакому внешнему контролю, для которых единственный контроль — совесть. Может быть, это заставит людей подумать о своем качестве. До социализма люди добывали материальные средства в ущерб себе самим. Всегда им было не до себя. Может быть, социализм вернет человека человеку. Должно же это когда-нибудь произойти...

VK31226318