Взятка-люкс

Борьба с коррупцией душу веселит, но не греет

Средняя сумма крупной взятки в России — 900 тысяч рублей. Об этом на прошлой неделе сообщило интернет-издание «Газета ру» со ссылкой на МВД и данные международной организации Transparensy International.

Фраза исследователей «средняя сумма крупной взятки» очаровательна. Рушит взгляды на коррупцию как нечто бесформенное, вязкое, гнетущее. Явление предстает не в виде неизбежного зла, а суперсовременной индустрией с вполне цивильной палитрой предложений. Хочется домыслить: «средняя сумма крупной взятки», «крупная сумма средней взятки», «вообще не сумма». Можно и лаконичнее: «презент люкс», «лапа-эконом», «конверт бюджетный». Или: чиновничьи тарифы «Свои люди», «Скидка два процента», «Внутри семьи бесплатно». Наконец, самый новомодный вариант — нано. Это когда при всех протягиваешь благодетелю пачку зеленых купюр, говоришь «на», слышишь вместо «но» дружные аплодисменты и чувствуешь, как тебе хорошо.

Последнее почти реальность. Приятель сообщает: его жена защитила написанную ею же диссертацию «всего» за сто тысяч рублей. Правда, знакомые из научной среды говорят, что это невероятно: слабую работу на одном из этапов все равно потопили бы. Значит, труд объективно был сильным, а девушку кто-то примитивно «развел». Впрочем, какая разница. Она-то довольна!

Недавно слышал мнение о том, что чиновник, который друзьям оказывает услуги бесплатно, и взятки берет лишь с тех, кто со стороны, — зло. А вот берущий со всех одинаково — прогрессист. «Википедия» порадовала ссылкой на социологические исследования: более чем у трети россиян мздоимцы вообще не вызывают негативных эмоций. И только 29 процентов одобряют действия чиновников, которые, узнав о взяточничестве коллег, заявляют в правоохранительные органы. Данные приведены трехлетней давности, но ситуация вряд ли радикально изменилась.

На этом фоне провозглашение властью борьбы с коррупцией звучит, как сейчас принято говорить, креативно: душу веселит, но не греет. Как можно бороться с тем, что для значительной части населения, судя по опросам, составляет модель вполне приемлемых отношений? Такое чувство, будто реальные интересы «верхов» и «низов» в сохранении статус-кво совпадают. Этакая цепь великая, рвать которую себе дороже. Даже если рвать сверху, не говоря про действенную инициативу с мест.

Кстати, подобие демократии «от земли» строить легче. Не нравится авторитаризм — будь сам терпелив к чужому мнению и создавай вокруг себя адекватную среду. Системе ты безразличен, лезть в твой круг она не будет. По крайней мере, до определенного момента. Возможно, через какое-то время подобных кругов станет больше и система изменится. Утопия, конечно, но попробовать стоит.

Однако при лечении коррупции рецепт изменения мира через себя использовать чертовски трудно. Игнорировать неблагополучное окружающее не получается: запинаешься об него тем чаще, чем активнее в защите своих разумных, в общем-то, интересов.

Вспоминается история деда русского писателя Ивана Шмелева. Его артель подрядилась на возведение одного из московских дворцов. Чтобы сдать объект в эксплуатацию, чиновники запросили 40 тысяч рублей взятки. Дедушка писателя принципиально отказал. Дворец пришлось сносить, артель фактически разорилась. В наши дни такого главу стройфирмы назвали бы неудачником. Потому скорой победы над коррупцией ждать не следует.

мебель Пересвет

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318