Они - это они, мы - это мы

У меня есть одна отпускная фотография. Ничего особенного - главный персонаж, то есть я, запечатлен в одном заграничном заведении.

Кто ни увидит, обязательно скажет примерно так: «Это не у нас». «А что не нравится?» - спрашиваю. «Ну, атмосфера нездешняя, люди другие…» «А конкретнее?» Пожимают плечами. Я еще раз смотрю на фотографию - ну бары и в Челябинске сейчас есть, даже и поинтереснее. Люди? Да, какие-то они другие.

А я ведь и сам до сих пор не могу сообразить, в чем разница?..

Когда-то, лет 20 и более назад, мы здорово отличались от иностранцев. И легко могли себе объяснить, почему. Те были элементарно лучше одеты. Позже мы все прикинулись в заграничное барахлишко. Но отличия не исчезли! Потом вообще дошло до смешного. В позапрошлом году я прилетел из Стокгольма в Шереметьево-2, и был поражен нарядной людской пестроте. Шведы в феврале представляли собой серо-черную массу, закамуфлированную под граждан какой-нибудь ГДР…

Лет десять назад мы обсуждали тему внешних отличий россиян и иностранцев с поэтом Александром Кушнером. Он, как человек слова, развернул все в свою сторону. Речевой аппарат человека, говорящего по-русски, устроен иначе, нежели у итальянца или англичанина - и все это в прямом смысле написано на лице. Так говорил Кушнер.

Версия интересная, но есть еще и глаза. Наших соотечественников, одетых «правильно» и даже освоивших чужой язык, за границей выдают «зеркала души». Они всегда чего-то ждут. У женщин взгляд выражает, я бы сказал, какую-то трогательную надежду, у мужчин - тревожную собранность…

Хотя бывает совсем иначе. Видимо, те из нас, кто поняли, что глазеть в упор на человека, будь он хоть негр преклонных годов, неприлично, усиленно не смотрят. Получается демонстративно, потому и немного невежливо, что ли. Все-таки человек - не букашка какая-то и не тварь дрожащая, чтобы его совсем не замечали.

Я как-то партизанил за иностранцами, оказалось, что когда на них не смотришь, они все вокруг своими зенками сканируют. Это как в известной сказке: как только люди засыпают, игрушки тут же оживают. Значит, есть какой-то социальный навык - никого своим взглядом не задеть. И в то же время тебя учитывать. Жители российских городов, где есть метро, кстати, это умение осваивают быстро. Но в отличие от иностранцев, не станут тебе улыбаться, если поймаешь взгляд. И правда - чего без дела улыбаться-то!

В этой связи вспоминается мне забавный случай. Как-то еще в 90-е мы с коллегами ужинали в заморском ресторане. Обслуживала нас молодая официантка. Даже у меня, человека подготовленного, ее манера работать вызвала какие-то смутные коннотации. Девушка прямо светилась вся, глядя на каждого из нашей мужской компании. Принимая заказ, она порхала и щебетала. То появлялась где-то над самым ухом, а то садилась на корточки и глядела снизу вверх, словно преданная чау-чау. А, между прочим, это не Таиланд. В той стране, где находился ресторан, очень не принято всяческое, так сказать, панибратство с незнакомцами. В общем, выпили-закусили-разговелись, и один наш товарищ-сибиряк решил, так сказать, пригласить даму танцевать… Это был цирк. Описывать в подробностях не буду, скажу так: нам стоило немалых усилий удержать наивного.

Впрочем, это уже дела минувшие. Сейчас стало проще. Они - это они, мы - это мы. Пытаться соответствовать перестали, и кидаться на ваши буржуйские обманки не намерены. В конце концов, у нас есть Путин, нефть и ядерное оружие, которое мы сейчас можем и первыми применить. Хотелось бы, конечно, чтобы наши футболисты еще у азербайджанцев выигрывали. Зарплату побольше. Дороги опять же… Ну, да ладно, хоть что-то появилось святое. А понять, почему на фотографии атмосфера другая, было бы, конечно, интересно, но - как-то уже неактуально…

кухни в Кубинке

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318