На дне не валяются

За девять месяцев 2009 года в области, по данным Минэкономразвития региона, открылось 7800 новых малых предприятий. То есть в среднем по 866 небольших фирм появляется в месяц, по 28 - в день. Соответственно каждый час рабочего времени приносит минимум три субъекта предпринимательства. Не регион, а бизнес-инкубатор какой-то!

По статистике, каждый третий работоспособный южноуралец уже занят в сфере малого бизнеса. С такими темпами, глядишь, экономика быстро избавится от приставки «моно». А класс людей предприимчивых создаст основу для модернизаций, инноваций, точек роста и другой благости.

В микрорайоне, где живу, недавно появились два новых магазинчика. Теперь в радиусе 100 метров пять продуктовых точек примерно с одинаковым ассортиментом. В одной из них, правда, запах подозрительный - туда не захожу. В другом - слишком тесно и чувствуешь, что путаешься под ногами. В третьей хлеб всегда черствый. Зато два оставшихся создают на пятачке реальную конкурентную среду. Факт не может не радовать. Если очередь подлиннее или смена продавцов посвирепее, заходишь в соседний магазин, где честно подскажут, какую, например, колбасу лучше не брать. Баланс даже между двумя относительно приличными ларьками создает больше возможностей для компромисса цена-качество. В общем, да здравствует кризис!

Однако является ли территориальная доступность банальной еды признаком реального, пусть и незначительного изменения структуры экономики? Когда не человек для индустрии, а индустрия мелких услуг - для человека?

Председатель Союза предпринимателей Миасса Сергей Звездин уверен: изменения действительно есть, но не столь ощутимы. Происходящее сегодня в малом бизнесе напоминает эффект бассейна: среда очищается за счет закрытия слабых фирм и появления новых. Следовательно, удельный вес предпринимателей в экономике хотя и растет, но чрезвычайно медленно. С ним солидарен и лидер Уральской ассоциации содействия бизнесу Борис Песков. «Хорошо, что людей не страшит новое, - говорит он, - однако многие идут в малый бизнес лишь потому, что больше некуда. Они не подготовлены, не имеют опыта». Иными словами, при столкновении даже с первыми трудностями многие из народившихся фирм обречены. Тот же Борис Песков утверждает: в кризис число разорившихся предпринимателей существенно возросло. Во многом именно они, поменяв вид деятельности, регистрируют новые бизнес-структуры. При этом не всегда выполняют обязательства перед наемными сотрудниками и государством.

Нельзя не учесть и то, что административные рифы за 17 рыночных лет в лучшем случае сгладились, но не исчезли. В итоге оптимистичная и, безусловно, достоверная статистика, отражающая развитие малого бизнеса, выглядит слегка подогретой реалиями. Причем не всегда обнадеживающими.

Тем не менее вспоминаются слова моей знакомой, вступившей в заочную полемику с известным столичным экономистом. Тот утверждал, что Россию после достижения дна кризиса ждет около семи лет стагнации. «Ничего подобного!» - категорично заявила собеседница, продолжив в том ключе, что наши люди никогда на дне не валялись. В начале 90-х хватались за все, что может принести хоть какие-то деньги. Сам помню, как сотрудник охранного предприятия, офицер в отставке, хвалился мастерством создания каменных панно, которые сдавал по сходной цене продавцам, развозившим их по всей России. В каменный бизнес тогда вовлекались как закоренелые работяги, так и интеллигенты. Пример - отчасти гротеск, но он не вписывается в стереотип об инфантильности нашего человека. Потому в цифру 7800 новых предприятий верю. И даже немного на нее надеюсь.

купить шкаф в Старой Купавне

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

слесарные работы в Челябинске
VK31226318