Молчание доброты

Дворник покрыл долг своего знакомого перед банком и даже словом не обмолвился о возврате денег. Таким способом он хотел вернуть товарищу вдохновение.

В наш корпункт зашел Виталий Смирнов. Со счастливой улыбкой и словами «Все кончилось!», протянул два официальных бланка с круглыми печатями. В одном говорилось о прекращении вычетов из его зарплаты, во втором - о снятии ареста с квартиры Смирнова, где проживает он сам, жена и двое сыновей.

Мы несколько раз писала об истории, в которую влип мой сосед по лестничной клетке. Он выступил поручителем своего друга и подписался за взятый этим другом кредит в 100 тысяч рублей. Приятель оказался… Кем оказался, тем оказался. То есть элементарно кинул Виталия. А так как имущества на нем никакого (умело разбросал по родственникам), то банк, естественно, взялся за поручителя.

Мой сосед в Кыштыме человек известный. Половина города знала его как искусного диагноста электрооборудования на станции техобслуживания, а вторая половина как участника вокально-инструментальной группы «Маки», где он играл вместе с нынешним солистом оперного театра Павлом Калачевым. Ныне Виталий - звукооператор и звукорежиссер. Без него ни один концерт местных, а то и приезжих артистов не обходится. При такой популярности надеялся, что люди откликнутся-отзовутся, отреагируют на идиотскую ситуацию: почему ему отвечать за явного кидалу? Благо тот никуда из города не убегал, а вполне благополучно и открыто работал и зарабатывал. Казалось, бери тепленьким! Но его доходы почему-то не принимались во внимание. А вот крохотная зарплата звукооператора вызывала повышенный интерес «взыскательных» органов. С нее и вычитали в пользу банка чуть ли не две трети, начисто лишая Виталия почетного для мужика звания добытчика.

И никто ничем не мог помочь: ни знакомые юристы, ни приятели-бизнесмены, ни знающие его руководители силовых ведомств, ни серьезные пацаны, ни мы, журналисты. Все только сочувствовали. Но нашелся человек, который не посочувствовал, а возмутился. Со словами «Мне надоела твоя кислая рожа!» снял со своей карточки 60 тысяч рублей и покрыл весь оставшийся «долг»! Просто так, без отдачи. В тот же день и появились на свет оба документа о снятии ареста и прекращении выплат.

Естественно, я расспросил соседа о странном благодетеле. Им оказался не бизнесмен, даже не большой начальник с хорошей зарплатой. Им оказался… дворник! Правда, увлеченный гитарой. Придумывал для инструмента разные технические штучки, а консультировать звал Виталия с его тонким и точным музыкальным слухом. Но вслушивался музыкант в изыски дворника без особого творческого напряга: тяготили куда более земные заботы. Вот тогда дворник и распорядился своими единственными и последними (!) накоплениями, чтобы вернуть консультанту вдохновение…

Моя попытка написать о поступке работника метлы и о нем самом натолкнулось на жесткое нежелание: «Я сделал то, что надо было сделать, и светиться по этому поводу мне ни к чему». Было расстроился, но потом натолкнулся на строки баснописца Ивана Крылова: «Кто добр поистине, не распложая слова\В молчанье тот добро творит\А кто про доброту лишь в уши всем жужжит\Тот часто только добр на счет другого». И еще от Ивана Андреевича: «Так, истинная благость\Без всякой мзды добро творит\Кто добр, тому избытки в тягость\Коль он их с ближним не делит».

Рассказал эту историю одной знакомой. Отреагировала мгновенно: «Он - ненормальный!» Что ж, коли так, то некомфортно жить в обществе, где благородство и отзывчивость воспринимаются как ненормальность, а подличанье и обман стали нормой.

VK31226318