Спецпроект
Новости

Южноуральские умельцы отчеканили подарочные монеты для 45-го президента США.

Содержание метанола в ней превышало допустимые нормы, хотя этикетка указывала на его полное отсутствие.

Тела мужчины и женщины находились в квартире в микрорайоне "Парковый".

Инцидент произошел около остановки "Локомотивное депо".

Два фильма режиссера Эльдара Рязанова пополнили список запрещенных на Украине картин.

У 12-летнего мальчика диагностированы ожоги 2 степени.

Вступили в силу новые правила оформления  ветеринарных сопроводительных документов.

Сейчас за жизнь пострадавших борются врачи.

Трагедия случилась во Фрунзенском районе города.

Проезжая часть оказалась залита кипятком.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Вы сколько на новый год потратите?
    1. в этом году не праздную - 4 (40%)
       
    2. больше 10,000 - 3 (30%)
       
    3. до 5000 рублей - 2 (20%)
       
    4. до 10,000 рублей - 1 (10%)
       

Возвращение шедевра

29.12.2009
«Рабочий и колхозница» снова зовут нас куда-то…

Среди многих событий уходящего года выделю один: возвращение памятника Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Не все, однако, тем довольны. Более того, у рабочего и колхозницы у нас, как выясняется, немало ненавистников.

Не знаю, за что можно ненавидеть рабочего и колхозницу.

За что?

Только за то, что их подняли на такой высокий пьедестал.

Безымянный автор в Интернете обижается: «Ученые, врачи, учителя, писатели, музыканты и всякая прочая интеллигенция - это отбросы общества, второсортный товарец, не стоящий ничьего серьезного внимания». Можно подумать, что по всей стране и по всему миру только и памятников, что рабочим и колхозникам, а врачи, учителя, писатели, музыканты обделены ими…

А он, памятник рабочим и колхозникам, один - на весь мир. Другого такого нет. И, судя по всему, не скоро будет.

Впрочем, отстранимся от идеологии и признаемся: монумент Мухиной возвращен, прежде всего, благодаря таланту его создателя. Кого бы он ни изображал - это шедевр. Всем миром признанное, весь мир восхитившее произведение искусства. Ну, разрушили бы мы его - и что? Всякая прочая интеллигенция была бы довольна?

Может быть, и сама Мухина не рассчитывала на такую удачу, такой успех и такую славу. Ведь, и в самом деле, она создавала всего лишь «утилитарный» монумент для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Не на веки вечные, а годы, если не месяцы. А получился - шедевр. Почему?

Почему - очень глубокий вопрос. Почему купеческую дочь, жену репрессированного мужа вдохновила - так вдохновила тема серпа и молота? Что ее подготовило к такому творческому взлету? Вообще, можно ли сотворить шедевр - вдруг? Без сердца, без крови, без страсти?

У Веры Мухиной были три вдохновителя - страна, народ и время. Они ей подсказали главное: вперед и выше. Ведь не зря в эти же годы родился «Марш энтузиастов» И. Дунаевского. Музыка и слова марша - на неудержимость «Рабочего и колхозницы». Все заметили: у них открыты рты. Они поют. Они поют «нам нет преград».

Между тем - да, это 1937 год, дата, ставшая символом репрессий. Два исключающих друг друга символа в одной стране, в одно время - тот, кто разрешит это противоречие, и не свихнется, тот многое поймет.

Конечно, «Рабочий и колхозница» теперь - в чужом времени. Аноним из Интернета спрашивает: «Воплощением чего должны стать рабочий и колхозница»? Кому как.

Для меня монумент Мухиной - короткое, но сильное воспоминание. Воспоминание о той дерзкой, почти безумной попытке создать невиданное в истории государство рабочих и крестьян. И реющие над Парижем, над Европой, над всем миром серп и молот разбудили у землян робкую надежду на то, что это возможно. Что это уже есть. Все остальное в Париже померкло перед этими двумя, летящими из прошлого в будущее. Люди смотрели и не верили: это - оттуда? Из той страны, в которой происходят какие-то события, то ли ужасные, то ли великие? Но если они способны на такое вдохновенное искусство, на такую веру и страсть, которые так внове и которых не знает никто более, то, наверное, не зря?

Ромен Роллан: «На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Вот - наш импорт, наши инвестиции, наш бренд, наши технологии, займы и кредиты - то, что там в дефиците.

Такое у нас время - прошлое не прошло, а будущее не приходит.

Комментарии
Пытаюсь увидеть энтузиазм, но. А) В деревне без мужика – никуда. Б) Серп, даже по тем временам - раритет. В) Для любой страны, женщины, как матери, главнее задачи нет. Вообщем, «теоретически» понятно, а по сути: в 1913г. Россия кормила Европу, а в 50-е годы вынуждена была призвать молодёжь на освоение целинных и залежных земель и ныне ещё прикупает...
Ген.Ржанников
09.01.2010 21:21:54