Мусор - индикатор доверия

Власти Челябинска намерены штрафовать любителей разбрасывать бытовые отходы. О тех, кто мусорит на улицах и во дворах, горожан призывают сообщать по телефонам «горячей линии». Ее организуют в ближайшее время. Сити-менеджер Сергей Давыдов особо подчеркнул: подобного рода сообщения - не есть стукачество. «Город - наш общий дом. И те, кто не хочет, чтобы мы жили комфортно, должны быть наказаны», - пояснил он.

В данном случае интересна не идея властей чистить Челябинск с помощью штрафов (она, в принципе, разумна), а реплика про стукачество. Сергей Викторович, по сути, признал то, о чем не принято говорить с руководящего пьедестала: люди «верхам» патологически не доверяют. Причем «верхи», судя по заявлению градоначальника, отдают себе в этом отчет. Потому допускают, что информировать о грязных (в буквальном смысле) проделках соседей горожане не будут.

Привкус недоверия власть не может перебить ни головокружительными победами на выборах, ни высокими рейтингами, которые фиксируют социологи. Если тебе до конца не верят, то победить в избирательной кампании еще можно, но употребить полученную власть на уборку мусора проблематично. Так как все игрища с выборами и текущим учетом популярности народ воспринимает как порожденное властью и государством, а потому нечто для себя чуждое. Он даже может принимать в этом участие (пусть барин потешится), но к барским (властным) утехам никогда не будет относиться серьезно. Даже если эти утехи сдабриваются такими милыми и понятными словами, как «дом» и «комфорт». Ведь чтобы построить и содержать в приличном состоянии дом, необходимы развязанные руки, то есть свобода. Причем не дарованная сверху, а завоеванная трудолюбием, знаниями, опытом отстаивания своих прав. А в нашей стране тезис «свободу не дают, свободу берут» - почти экстремистский. И это тоже игры власти. Правда, уже не муниципальной.

Развязанные руки дают возможность видеть в руководстве любого уровня не миссию, или, наоборот, нечто для себя враждебное, а необходимую функцию. В развитых странах позвонить в полицию и пожаловаться на нарушителя (даже если его действия непосредственно тебя не касаются) - моральный долг. Потому что уровень доверия к наделенным полномочиями структурам высок: они действуют на основе общепринятых правил и потому эффективны. Эффективность и справедливость наших властей пока под вопросом. Разумеется, не о челябинской мэрии исключительно идет речь.

В отечественной истории государство и власть (в лице и верховных правителей, и мелких клерков) дискредитировали себя в такой степени, что помощь им считается, в лучшем случае, странным поступком. Плохо представляю, чтобы водители на трассе по зову души помогали ГИБДД, а не предупреждали друг друга о наличии милицейского поста. Или чтобы соседи сообщили в военкомат о проживании в доме неучтенного юнца, уклоняющегося от призыва. Если второе все-таки происходит, то первым заявлю, что это мерзость. Потому что наслышан о гибели солдат в мирное время.

Противопоставление «мы» - люди и «они» - государственная власть (будто там работают пришельцы с других галактик) сильно настолько, что идея о единстве страны выглядит слащавой глупостью. Это проявляется уже с младых ногтей, когда ребенок шпаргалкой обманывает учителя, который для него в данный момент является властью. А критически настроенный к системе преподаватель сам начинает использовать ее методы, когда перед детьми обретает административный ресурс. И эти отношения считаются нормой.

Кстати, почти каждый из нас в течение жизни получает над кем-то власть. Так, может, попробовать вызвать к себе уважение не только демонстрацией силы и ханжества. Глядишь, сформируется другая, но тоже общепринятая модель поведения.

Власть, которой не доверяют, не бывает сильной, а хронически не верящее ей общество не может быть гражданским. Хорошо, если идея с мусором станет первым реальным показателем доверия. И звонки горожан с указанием нарушителей будут продиктованы исключительно желанием навести чистоту, а не насолить «сорящему мерзавцу». Неравнодушие именно этим отличается от стукачества.

VK31226318