Детектор лжи

Детектор лжи

…Когда все закончилось, я чувствовала себя так, как, наверное, чувствовала бы себя курица - выпотрошенная и готовая к приготовлению в духовке. Если бы, конечно, к этому моменту она сохранила хоть какие-то чувства.

Я долго пыталась восстановиться после той процедуры. Хотелось ее забыть, выбросить из своей биографии. Иногда казалось, что да, все стерто, но внезапно снова появлялся металлический холодок датчиков на висках. Чувство выпотрошенности, опустошенности долго не проходило. И вот когда я уже почти совсем справилась с этим, словно гром грянул среди ясного неба: «Охранное предприятие предлагает отделам кадров воспользоваться полиграфом при найме новых сотрудников». Все, приехали. И до нас докатилось.

…Тогда я нанималась в одну московскую фирму. Люди, которые проводили собеседование, были милы и улыбчивы. Мы говорили с ними на понятном, профессиональном языке. Это когда ты чувствуешь, что есть понимание, основанное на общем опыте, взглядах на мир и на профессию, когда ты в своей среде - со свойственными только ей цинизмом, юмором и раскованностью. И уж точно ничего плохого я от этих людей не ждала. Но век живи, век учись. «Завтра, - сказали мне мимоходом, - придете и пройдете одну стандартную процедуру». Ну, процедуру так процедуру, согласилась я, доверчиво принимая правила игры. Бумагу с согласием пройти обследование на детекторе лжи я подписала почти не глядя. Разве милые коллеги-работодатели могут втянуть меня в какое-нибудь неприятное действо?

Помещение, куда меня пригласили, было почему-то пустым и полутемным. Дама с мягким, вкрадчивым голосом начала опутывать меня проводами, прикреплять датчики. Если бы они светились, то я, наверное, была бы похожа на новогоднюю елку. Руки у меня начали дрожать. «А это не больно?» «Нет-нет, не беспокойтесь», - улыбнулась она. Уже потом, анализируя, пыталась понять, почему не встала, не оторвала от себя все эти датчики, не размотала провода. Злую шутку со мной сыграло профессиональное любопытство. Было страшно и в то же время - страшно интересно. Да и работу эту хотелось получить.

Интеллигентная дама за компьютером выспрашивала у меня, не ворую ли я у коллег кошельки, не нюхаю ли кокаин, не пью ли каждый день водку. Экран загадочно мигал, а «полиграфологиня» уже хотела знать, не продавала ли я секреты своих предыдущих работодателей конкурентам и не собираюсь ли проделать такую штуку с будущими. Она интересовалась, нет ли у меня долгов за проигрыш в картишки, нет ли у меня каких-нибудь обязательств перед государственными или коммерческими структурами, не сидит ли кто-нибудь из моих родственников в тюрьме и не прохожу ли я по какому-нибудь уголовному делу. Так много гадких, липких вопросов на меня еще никто никогда не выливал. За что?

Еще гаже было то, что даме приходилось повторять свои вопросы не по разу. Что-то у нее там не срабатывало. Она то и дело поправляла на мне датчики, снова и снова спрашивала одно и то же. Ну все, думала я. Гадкая машина настроена против меня и выдаст такие результаты, что меня не возьмут даже в дворники. А от липких вопросов просто физически хотелось отмыться.

Когда все закончилось, дама сказала, что у меня все хорошо. Я-то это всегда знала. Но мне верить, как оказалось, нельзя. А можно - дурацкой машине, куску железа.

Когда размотали провода и отцепили датчики и я уже хотела бежать на все четыре стороны, в кабинет вошел еще один мучитель. Он всучил мне толстенный фолиант. В нем оказалось то ли 10, то ли 30 разномастных тестов. Какие-то квадраты, треугольники, цепочки слов и картинок. На это я убила еще часа три.

В голове образовалась пульсирующая каша из обрывков вопросов, ответов. Когда силы уже были на исходе, на пороге возникли еще двое. Это был еще один пункт программы - психологическое исследование. Ух, они надо мной и покуражились! Выспросили все, начиная с глубокого детства. Вроде бы и говорить не хочется, но виски еще помнят холодок датчиков детектора. Вроде бы и хочешь что-то утаить или приврать, да кажется: вдруг поймают. Еще и на диктофон все мои детские страхи и прегрешения записывали. Зачем?

В общем, на другой день мне позвонили, чтобы сообщить, что я им подхожу. А друзья, увидев мой полубезумный взгляд, сказали, что я как будто мертвая. Как та самая курица…

Потом узнала, что потенциальный работодатель потратил на меня около 100 долларов. Примерно в столько же или немного меньше будет обходиться исследование на детекторе лжи и челябинским работодателям. Производители и продавцы этих «пыточных» аппаратов активно продвигают на рынок свой товар. Вот уже и депутаты предлагают пропускать через детектор всех призывников. Популярный ведущий допрашивает испуганных людей в своем новом шоу «Детектор лжи». Аэропорты хотят внедрить полиграфы для проверки пассажиров. Учебные центры берут немалые деньги за обучение профессии полиграфолога. При этом мало кто четко предупреждает о том, что исследования на полиграфе должны проводиться исключительно добровольно, а результаты их не имеют юридической силы.

И вот уже один ученый пишет учебник «Противодействие полиграфу и пути нейтрализации». Он учит, как обманывать и сам аппарат, и тех, кто им управляет. Железную болванку обмануть трудно, но возможно!

Слава богу, челябинский работодатель не готов хватать все новинки без разбора. И впрямь - лучше заплатить сотруднику лишнюю премию, чем тратить те же деньги на его «исследование». Глядишь, и на сторону смотреть не будет.

И еще один совет, проверенный на собственной шкуре. Прежде чем подвергать своих подчиненных подобным испытаниям, попробуй их на себе. По-моему, полиграф может понравиться только мазохистам. Вряд ли все они хотят устроиться на работу именно в твою фирму.

VK31226318