Сергей Бодров и кризис идей

Прочитал в «Новой газете» интервью кинорежиссера Сергея Бодрова и захотелось откликнуться.

Жаль, конечно, что я ему скажу, а он мне не ответит.

Откровенно признаюсь, что я плохо знаю творчество Бодрова. Вообще, я почему-то испытываю какую-то симпатию к этому человеку, даже к его внешности. Но его творчество знаю плохо. Судя по тому, что видел, режиссер он мощный, напористый, бескомпромиссный. Впрочем, я хочу говорить не о кино, а о том же, о чем интервью, - о кризисе идей.

Что такое кризис идей? Это время, когда все идеи плохи. То есть когда идей много, но все - ни уму ни сердцу. Это время безыдейности. А мы чего хотим? Мы хотим, как я думаю, чтобы нами овладела одна «великая» идея, а все остальные выстроились вокруг нее.

В интервью Сергей Бодров назван человеком мира. И вроде бы поэтому интересно с ним поговорить о наших проблемах: «с одной стороны - свой, с другой - человек со стороны». Да, наверное. Человек из России живет «в мире», работает в разных странах, имеет не всем доступный опыт. Его взгляд со стороны, наверное, мог бы быть неожиданным. «На расстоянии» он мог бы увидеть то «большое», которое мы не видим «лицом к лицу».

Я не скажу, что Сергей Бодров меня разочаровал. Многие его высказывания мне близки. Но то были частности - без «большого». Беседа с ним выявила только то, что он из того же мира, в котором «кризис идей».

Например, в интервью речь шла о том, является ли патриотичным черное, мрачное, безысходное кино. По мнению Бодрова, оно патриотично, потому что остро и честно отражает то, что есть в нашей жизни. С этим можно согласиться: откуда взяться светлому кино, если наш мир мрачен? «Эти фильмы, - говорит Бодров, - лекарство. Лекарство не должно быть сладким».

Насчет лекарства, к слову, спорно, но я о другом. Еще раз соглашусь с Бодровым, когда он говорит, что «ухо художника - радар, антенна - особо восприимчиво к боли». Да, конечно. И вдруг - это: «Но, знаешь, сам я уже хочу света в конце туннеля. Поэтому считаю, что настала пора смеяться. Хватит хватать себя за голову, обвинять, стонать. Давайте смеяться».

Значит, в жизни что-то произошло? Ухо художника уловило в ней что-то новое? В ней мелькнул проблеск света? Нет, Бодров на этом не настаивает. Просто ему надоело стонать и захотелось смеяться. Независимо от того, что происходит в жизни.

Дальше речь зашла о фильме «Монгол» и, в связи с ним, о тиранах. Бодров разделил тиранов на хороших и на плохих. Плохие - «малодушные, трусливые, гнусные»: Скуратов, Грозный, Сталин, Гитлер. А хорошие - Наполеон, Македонский, Чингисхан. Они - «великие полководцы. Завоеватели земель, расширяющие империи. Жесткие. Но не тираны. Их народы обычно процветали во время их правления».

Уж очень они зыбкие, такие оценки. Не знаю, чем уж так облагодетельствовали свои народы такие деятели, как Наполеон или Чингисхан, «жесткие, но не тираны». Чего-чего, а ясности в этом нет.

Еще одно высказывание Бодрова зацепило меня. Он сказал, что несколько лет назад был оптимистичнее, думал: «Еще два поколения, и у нас жизнь наладится. Увы. И все же, много общаясь с молодыми, надеюсь на них. Свет в конце тоннеля - это молодежь».

Странно, что этой вульгарной сентенции придерживается и Сергей Бодров, человек, который на своем опыте мог убедиться, как сын повторяет отца. Есть ли основания надеяться на то, что дети будут лучше отцов? Откуда детям взять это «лучшее»? И откуда берутся плохие отцы, которых должны «поправить» два поколения их же детей?

Во все времена молодежь только на то и годилась, чтобы какие-то хорошие или плохие тираны, отбив от отцов, уводили ее, неопытную, в неизвестность и, использовав ее энергию, выбрасывали на свалку истории, обрекая ее на то, чтобы стать плохими отцами.

Мы продолжаем друг друга, и нет никаких спасительных двух поколений, которые наладят нашу жизнь. Все как раз наоборот: наша жизнь разладилась из-за разлада поколений.

Интервью в «Новой газете», к сожалению, убедило меня только в том, что и Сергей Бодров, снимающий для нас свои фильмы, блуждает в тумане нашего безыдейного времени, не зная, к какому берегу причалить, к какому плечу приткнуться.

Великая идея - есть. Была, есть и будет. Одна-единственная, и никакая другая. Она очень проста. Она может звучать так: «Пусть люди будут счастливы на земле».

Да, эта идея утопична. Но идея и должна быть утопичной. Недостижимой. Важна не цель, важен процесс. Само движение к такой цели сделает нас лучше и прибавит нам счастья.

Короче, надо всем и каждому поставить перед собой такую цель - чтобы люди были счастливы на земле. Только и всего…

Taldom-mebel.ru шкафы купе в Талдоме от производителя

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318