На кого опереться?

Я, простите, - опять о среднем классе. Но сначала - картинка, которая, надеюсь, как-то объяснит мою мысль.

В нашем дворе, как это теперь часто бывает, какие-то дяди с пилой одним ясным осенним днем взялись за дело и от огромного тополя оставили один ствол. Весной на нем проснулись десятки спящих почек, и он весь оброс ветками. На ветках зазеленели огромные, больше ладони, листья - только так корни зрелого дерева могли истратить накопленную силу. И тут-то между ветками разгорелась беспощадная борьба за существование. Всем хотелось выжить, но не всем это удавалось. С годами одни ветки увядали, высыхали, опадали - сначала самые мелкие, потом - средние, потом - еще крупнее и, в конце концов, на стволе остались три, самые сильные ветки, которые победоносно, уже без всякой конкуренции, захватили все пространство.

Говорят, средний класс - опора России. Допустим, что опора. Но - вопрос: а у среднего класса есть опора?

Что касается, «средних» россиян, то о них одни говорят «класс», другие - «слой», третьи - «прослойка». Сколько «средних» людей в России - более или менее точно - не знает никто. Возьмем верхнюю цифру - 20 процентов. Допустим, что богатых - 10 процентов. Значит, бедных - 70 процентов.

Высокий, очень высокий чиновник В. Сурков, который, как известно, работает в администрации президента и является первым заместителем ее руководителя, однажды сказал, что «Российское государство - его (среднего класса) государство», а Д. Медведев и В. Путин - его, этого класса, лидеры.

Хорошо, президент и премьер-министр - лидеры среднего класса. А кто лидер 10 процентов богатых? А кто лидер 70 процентов бедных?

Да, конечно, государство должно способствовать тому, чтобы в стране было больше людей среднего достатка. А из какой среды пополнять их ряды? Из огромного числа тех, которые пока бедны. Если так, то президент и премьер-министр должны быть лидерами именно огромной армии бедных? Им помогать, их подтягивать до среднего уровня? А о тех, кто уже достиг этого уровня, - не беспокоиться? Вроде так.

Хорошо бы, хотя бы смутно, увидеть его, «среднего» россиянина. Согласимся с тем, что это - человек среднего возраста, у которого есть свой дом или квартира, весь набор бытовой техники, автомобиль. Кроме того, он имеет средства, чтобы пользоваться платной медициной и платным образованием, а также покупать продукты высокого качества. Последнее, что «положено» человеку из среднего класса, - семейный отдых где-то на заграничном побережье. И главное: чтобы оплачивать все эти расходы, «средний» человек должен иметь свое дело - свой «средний» бизнес.

Можно допустить большую вероятность того, что такой человек будет доволен собой и властью, а это, согласитесь, очень много. Значит, государству только и останется забота - чтобы бедных было все меньше и меньше, а средних - все больше и больше.

Однако как много может быть «средних»? То есть как много может быть тех, кто имеет свой бизнес, сам себя обеспечивает и не зависит от бюджета?

В России 40 миллионов человек, способных к труду. Из них 15 миллионов бюджетных работников. Все оставшиеся 35 миллионов человек не могут быть бизнесменами. То есть хозяевами. То есть работодателями. А то некого будет нанимать на работу. А их, наемных работников, должно быть значительно больше, чем работодателей. Как минимум, в десять раз больше. И тогда средний класс в России будет исчисляться в 3,5 миллиона человек. Из 140 миллионов населения. То есть около трех процентов.

Но, может быть, нам и не надо слишком много малого и среднего бизнеса? Хорошо ли, например, если в городе 100 производителей колбасы? Я думаю, плохо. У нас уже было время убедиться, что именно мелкие производители нарушают все, что мыслимо нарушить, - от качества продукции до оплаты налогов. И никакой контроль не способен за ними уследить. Дело дошло до того, что теперь нам советуют не покупать колбасу вообще.

Рынок, он - как тот тополь, которому спилили голову. Сначала он созывает много-много конкурентов, чтобы, в конце концов, оставить из них двух-трех. А то и одного. Монополиста. Да и то давно не секрет, что крупное производство всегда (почти всегда - есть исключения) эффективнее мелкого и среднего. И потому, несмотря на всемирную борьбу с монополиями, они набирают силу - региональные, национальные, транснациональные, глобальные.

У среднего класса нет под собой опоры. Он - между. Он стоит, простите, на раскоряку. Более всего он боится упасть вниз, к беднякам. А подняться вверх, к богачам, - надежды иллюзорные. Зато шансов быть ими проглоченным - сколько угодно. И потому каждый день - угроза разориться. Да и что он может, средний класс? Что? Создать, допустим, автомобиль? Не может. Накатать для него лист? Не может. Добыть для него бензин? Не может. Проложить для него дорогу? Не может. И так далее. Хорошую колбасу сварить и закоптить - и то не может.

На кого же Россия хочет опереться?

Ozery-mebel.ru купить кухню в Озёрах

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318