Кашин и его враги

Зверское избиение журналиста ставит Кремль перед дилеммой: защищать себя или коррумпированных чиновников.

Олег Кашин, строго говоря, не был оппозиционным журналистом. Таким, как, скажем, Анна Политковская. Я вспоминаю, например, его материал в журнале «Эксперт» о истории с солдатом Андреем Сычевым. Кашин приезжал в Челябинск, по словам сопровождавших его военных, больше молчал, смотрел и слушал. В итоге вышел текст, заметно отличающийся по стилистике от многих тогдашних материалов о Сычеве. Кашин писал, что ничего неординарного в части, где служил тот, не произошло. Не было ни оргий, ни страшных издевательств. Нормальная, привычная жизнь постсоветской казармы. Разумеется, читатель мог сам, сопоставив это с судьбой Сычева, понять, что у нас есть норма…

Не мной подмечена тенденция: если нормальный журналист начинает писать о российской политике, он, как правило, рано или поздно сам становится в эту политику вовлеченным. Что, с одной точки зрения, неправильно, но с другой - избежать этого практически невозможно. Поскольку уровень мерзости здесь порой зашкаливает, и любой человек, который «в курсе», неминуемо сформирует к этому свое личное отношение. А если еще обладает хотя бы толикой совести, он рано или поздно вынужден будет выразить свою человеческую позицию. И, несомненно, большинство из нас бы так поступили.

У некоторых людей возникает вопрос: почему, дескать, если избили журналиста, то поднимается такой шум? Потому что в отличие от своих оппонентов у Кашина не было ни финансовых, ни политических интересов - газета «Коммерсантъ» далеко не рупор оппозиции и вполне уважаема в Кремле. И это, кстати, тоже одна из причин, что искалечили именно его, журналиста, а не какого-нибудь горлопана-блогера.

По воле редакции Кашин занимался самыми громкими сюжетами последнего времени. Это Химкинский лес, «приморские партизаны», акции протеста в Калининграде (Кашин оттуда родом), демонстрации оппозиции на Триумфальной площади в Москве.

Отдельная его тема - молодежные движения и, в частности, прокремлевские. Олег Кашин удостоился того, что на сайте «Молодой гвардии» был назван «врагом народа». Фотография журналиста с надписью «Будет наказан» была снята, после того как стало известно о нападении. Кашин упрекал кремлевских чиновников в том, что они рулят «молодежками» в зависимости от политической конъюнктуры, делая их то правозащитниками, то радикальными националистами. А послушные, получающие деньги из госказны молодые холуи, выслуживаются и обретают пропуск в «социальный лифт». При этом, как водится, «выходят за рамки» при явном попустительстве своих кураторов. Пресс-секретарь «Наших» Кристина Потупчик недавно назвала Юрия Шевчука, годящегося ей в отцы, «куском г.вна». И была очень горда этим. Постановочный характер «тушения лесных пожаров в Рязанской области» фактически признали даже политические кураторы «Молодой гвардии». Акции «молодогвардейцев» и «Наших» уже давно напоминают хулиганские выходки. В колонке для влиятельного журнала «Форбс» Кашин озвучил факт связи «министра молодежи» (и бывшего лидера «Наших») Василия Якеменко с несовершеннолетней активисткой, написавшей об этом в своем блоге.

Среди врагов Кашина недавно оказался бывший «молодогвардейский» функционер, а ныне губернатор Псковской области Андрей Турчак. В своем блоге Кашин, обсуждая губернатора Калининрадской области Георгия Бооса после его отставки, написал кому-то: «...сравни с любым губернатором, даже не с Рамзаном и не с Тулеевым, с любым срным Турчаком - это Боос-то бескомпромиссный?» Неожиданно от Турчака, который тоже ведет блог, Кашину пришло довольно грозное требование извиниться «в течение 24 часов». Но самое неожиданное произошло потом. Грубоватая фраза, написанная между делом в частном блоге, осталась бы незамеченной - в Интернете и не так выражаются. Но начальственный окрик возмутил других блогеров и - понеслось. Словосочетание «саный Турчак» стало нарицательным. Спустя несколько месяцев Кашин в разговоре с коллегами выражал опасения, что Турчак затаил обиду. Кстати, молодой псковский губернатор является сыном личного друга Владимира Путина бизнесмена Анатолия Турчака.

Другой мотив нападения следователи ищут в истории с Химкинским лесом. Кашин был одним из тех, кто активно описывал эти события, даже взял анонимное интервью у одного из лидеров движения антифашистов, устроивших шумную анархистскую акцию у администрации Химок. И опять же, авторитет «Коммерсанта» сделал эти публикации политическим явлением.

Наблюдатели указывают на то, как похожа манера преступников, избивших Кашина, и тех, кто избивал редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова. А буквально за день до нападения на журналиста «Коммерсанта» все в тех же Химках похожим образом искалечили общественного деятеля Константина Фетисова, выступавшего с критикой местной администрации. Если в 90-е убивали «контрольным выстрелом», то теперь проламывают голову, дробят руки, ноги, превращая здоровых, умных и неравнодушных людей в «овощи». Наверное, это намек. Как явным намеком выглядит «травматическая ампутация» пальцев у журналиста Олега Кашина…

Между тем это дело получило колоссальный резонанс. Президент взял ход расследования под личный контроль. Так уже бывало не раз в России, но сейчас верховная власть всячески открещивается от наследия 90-х. Несмотря на общественный скепсис, думается, мощный негативный политический эффект от нападения на журналиста все же заставит Кремль выбирать между своими глобальными интересами и интересами коррумпированных чиновников, сколь бы «верными» они ни были…

шкафы купе в Хотьково

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

обучение adobe audition в Новосибирске
VK31226318