Деревня и культ успеха

500 тысяч рублей государство готово выплатить молодому педагогу за пять лет работы в глухой глубинке. Разумеется, это помимо зарплаты - чистыми за подвижничество. Деньги поступают на учительский счет двумя траншами в первые два года.

Программа начала действовать в 2010-м. Челябинской области столица разрешила зарезервировать в «медвежьих углах» 25 мест. Усилиями областного министерства образования их удалось заполнить. Но, как отмечает замминистра Галина Казакова, ажиотажа среди выпускников вузов не было. Молодежь новой государственной идеей не вдохновилась. Почему? Самое оптимистичное предположение: о ней не знала. Программу-2010 выполняли в сжатые сроки, оповестить всех не успели. Получается, узнав о возможностях, молодые просветители будут бороться за право попасть в захолустье? Но, мне показалось, в этом сомневаются даже упертые оптимисты.

В чем же дело? Мало дают? Однако в недавнем прошлом прелесть сельской школы для парня заключалась лишь в праве не носить военную форму под издевательствами Скалозубов. А здесь еще 500 тысяч! Пусть даже не за год - за пять. Откликнетесь, кто, работая учителем в городе, смог за тот же срок скопить полмиллиона? Поделитесь опытом. Деньги все-таки приличные. Почему за ними не едут в деревню?

На мой взгляд, проблема не в кошельке, а в сознании, сложившемся десятилетиями. В советские годы горожане тоже часто избегали села. А селяне, наоборот, стремились в город: кто во имя мечты о профессии, которой в деревне не было (кому нужен моряк в Кусинском районе!), большинство - за колбасой и сгущенкой. Во фразе 80-х «город лучше снабжают» чувствовалась скрытая обида жителей села: горожан государство любит больше. Но на уровне ментальности утверждалась норма: жизнь на селе не менее достойна, чем в городе.

Фактор колбасы, правда, становился весомее. А в официальных утверждениях о равенстве, в том числе между городом и деревней, отчетливее слышалась фальш. Потом не стало ни старого государства, ни старой фальши. Гнилые пережитки культа личностей сменил культ успеха с его неизменными атрибутами: «много бабок и крутая тачка». И теперь, если горожанам от воротил новой жизни хоть что-то перепадает, то в захолустье крутые почти не заглядывают. Если в конце 80-х село было обочиной жизни (на которую не зазорно было сойти и отдохнуть), то теперь в заточенном на успех городском сознании это некая зона с алкашами, бандитами и вымирающими неудачниками. Утверждаю: это далеко не так. Но сознание массовое не перешибешь. Оно прямолинейно до тупости: если есть стахановцы, значит, должны быть враги народа, где успешные - там, по другую сторону, лузеры. А какой вменяемый хочет видеть своего ребенка неудачником, потому продвинутый селянин как может выталкивает свое подросшее чадо в город. Там свободнее. А свобода (не как идеологическая догма, а как право на житейский выбор) при любом строе - ценность. Потому что на ней держится быт. Речь не об отхожем месте в огороде: к этому можно привыкнуть. Куда серьезнее суметь выстроить в замкнутом сельском пространстве отношения с учениками, директором и коллегами. И все это - при растоптанном авторитете учительства как института. Деньги здесь не самое главное (хотя и чрезвычайно важны). Где взять железные нервы и мужество, чтобы игнорировать раскрученное и нагло-пошловатое слово «успех»?

Reutovmebel.ru шкафы в Реутове

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318