Николай Горькавый: "Зачем нужны университеты и высшее образование"?
Был почтенный политехнический институт, педагогический институт, институт физкультуры и просто культуры. Смысл существования таких институтов был прост и утилитарен как коровье мычание. Действительно, любой человек, понимающий толк в мясе и сметане, одобрит существование такого института, как ЧИМЭСХ – механизации и электрификации сельского хозяйства.
В 1976 году, сорок лет назад, произошло знаменательное событие – в Челябинске открылся университет. Универсальный вуз. Ничего конкретного, зато всё сразу – физика, астрономия, математика, химия, история, филология. Зачем нужен такой университет? Зачем нужны такие абстрактные, в буквальном смысле – не от мира сего – науки, как астрономия? А ещё есть такие непонятные науки, как топология и квантовая теория поля, общая теория относительности и языковедение.
И хотя сейчас каждый специализированный вуз в Челябинске назвал себя университетом или академией, но факт остается фактом – только в Челябинском государственном университете есть широкий спектр различных факультетов и специальностей, покрывающих все основные области науки: от астрономии до филологии, от абстрактной математики до экологии.
Для того, чтобы легче было защищать образование и университеты, проведу аналоги между образовательными школами и спортивными. Спортсмены тренируют мускулатуру, чтобы бегать быстрее всех, а прыгать – выше и дальше. Каждый из читателей легко согласится, что эти постоянные тренировки делают спортсмена сильнее и быстрее обычного человека. Но почему-то никто не хочет признать, что обучение в университете – это тренировка умственных способностей, которые делают среднего выпускника вузов умнее среднего выпускника школы.
Конечно, ум – не гарантия счастья, и ещё Экклезиаст вздыхал о том, что в доме мудрого много печали.
Пять лет высшего образования и ежедневного упражнения мозгов (я говорю, конечно, о реальном образовании, а не о фиктивном, когда человек просто просиживает штаны в платном подозрительном вузе) совершают в человеке разительные изменения, качественно изменяют уровень его логического мышления и творческого потенциала.
Не нужно приводить мне обратных примеров – речь идет о среднем выпускнике вузов, и никакие талантливые исключения, имеющие всего лишь школьное образование, этого факта не изменят.
Университетские выпускники по сравнению с выпускниками специализированных вузов – это многоборцы по сравнению со специализированными спортсменами. Эта широта образования является благом в тех случаях, когда перед человеком возникают неожиданные задачи.
Прекрасный пример - Челябинский суперболид 2013 года. Буквально – очень яркий пример. Он стал своеобразным вызовом для местных учёных, среди которых до сих пор не было людей, занимающихся болидами или метеоритикой.
Каков же был результат? В различных вузах и научных учреждениях Челябинска и области нашлись специалисты, которые смогли исследовать отдельные аспекты этого явления – например, географ Сергей Захаров из педагогического университета внес большой вклад в исследование ледовой полыньи и изучение состояния озера Чебаркуль после попадания в него наибольшего фрагмента метеорита.
Но только в Челябинском государственном университете оказался в наличии широкий спектр специалистов, которые смогли изучить это уникальное явление с разных сторон.
Астрономы ЧелГУ организовали несколько экспедиций для сбора выпавших метеоритов. Экологи ЧелГУ помогли собрать из глубоких сугробов космическую пыль, отфильтровать и просушить её, подготовив к дальнейшим исследованиям.
Химики и прикладные физики проделали над материалом метеорита целую серию анализов с помощью электронных микроскопов и целого ряда методов, названия которых и выговорить-то сложно.
Физики-теоретики и астрономы ЧелГУ смогли создать ряд математических и компьютерных моделей для анализа движения и разрушения болида – и, в частности, правильно предсказали, что подо льдом Чебракуля должен лежать метеорит весом в несколько сот килограмм. Это подтвердили в октябре 2013 года героические водолазы.
В результате в 2016 году появилась удивительная книга «Челябинский суперболид» – смесь научной монографии и научно-популярной книги, в которой участвовало 12 авторов, в основном из ЧелГУ.
Этот пример показывает эффективность действия специалиста с универсальной (университетской) подготовкой, если перед ним возникает задача, которую никто раньше не решал – не важно, астрономическая это задача, управленческая или банковская.
Примеров пагубности действий узких специалистов тоже предостаточно: так в теоретической космологии в начале 80-х годов высадился десант узких специалистов по квантовой теории и элементарным частицам. Они сумели захватить в этой науке господствующие высоты – и быстро перекроили космологию на квантово-фантастический лад, сломав через колено все критерии научности.
В результате крупномасштабные феномены Вселенной стали выдуваться из микроскопических квантовых флуктуаций, а космология заполнилась мистическими темными субстанциями.
И сейчас непонятно, что делать с этой квантовой саранчой, потому что, по мрачным прогнозам Макса Планка, старые теории умирают только со смертью её сторонников. Так что ещё полвека будут из самых разных щелей высовываться седые трясущиеся головы и бормотать о тёмной энергии, квантовых квинтэссенциях и прочих привидениях, заселивших за последние четверть века теоретическую космологию.
Каждый человек должен осознавать, что мобильные телефоны делают не фирмы, вроде Apple, а учёные, программисты и инженеры, которые работают на Apple.
Всё, что мы имеем вокруг – начиная от телевизоров до электричества в наших домах, сделано благодаря талантливым выпускникам вузов. Именно они с помощью разных непонятных наук и головоломной математики придумали и разработали транзисторы, антибиотики, рентгеновские аппараты и многое другое, без чего мы не мыслим нашу сегодняшнюю жизнь.
Часто можно услышать мрачное «Радио – есть, а счастья - нет». Уверяю вас, если бы не было радио, телефонов и современных лекарств, то горя было бы гораздо больше. В 19 веке каждая вторая могила на кладбище была детской – такова была детская смертность в период до открытия пенициллина британским врачом Флемингом.
Знание – сила, образование – благо, и пожалуйста, не надо пренебрежительно относиться к образованным людям и интеллигенции. Получить хорошее образование – трудно, ничуть не легче, чем научиться пробегать 10 километров за рекордное время или прыгать на недосягаемую для других высоту. Сейчас в России интеллигенты, например, учителя или вузовские профессора привычно получают очень скромную зарплату.
Но Россия вступила на путь капитализма, где образование и стоит очень дорого и ценится очень высоко. Значит, надо быть готовым к тому, что цены на образование будут, увы, расти, но зато и зарплаты университетских специалистов в обозримом будущем тоже будут в 2-3 раза выше средних зарплат выпускников обычных средних школ.
Советую: даже, если вы не имеете высшего образования и лично полностью довольны своей жизнью, то помогите своим детям получить высшее образование, лучше всего – классическое университетское. Если, конечно, у них есть к этому способности и желание. Это сделает их жизнь успешнее и разнообразнее.
В заключение хочу поздравить Челябинской государственный университет с 40-летием. Я был в его первом наборе 1976 года и в его первом выпуске 1981 года. Эти университетские годы стали определяющими в моей жизни, за что я приношу благодарность всем преподавателям ЧелГУ, которые участвовали в нашем и моем обучении.
Особое место среди них занимает видный физик и педагог, профессор Георгий Васильевич Клещёв, фотографию которого я хочу поместить в этой статье.