Посты качества

Посты качества

Мы должны просто перескочить в другой мир, убежден исполнительный директор ФОМСа Михаил Вербитский.

Наконец-то мы дождались перемен в нашей медицине. Их гарантирует новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу 1 января 2011 года. Теперь пациент сам решает, какую поликлинику и какую страховую компанию выберет. А они будут конкурировать между собой и биться за каждого больного. Какие еще новые права дает нам закон и как ими воспользоваться? Об этом корреспондент «Челябинского рабочего» беседует с исполнительным директором Челябинского областного фонда ОМС Михаилом ВЕРБИТСКИМ.

- Мы долго ждали этого закона. Новизна его в том, что во главу угла поставлен человек, для которого и создана вся система медицинского страхования. Он расширяет права граждан, живущих на территории России, закрепляет их право на выбор лечебного учреждения и страховой компании, работающих в системе ОМС.

- Расскажите, как это можно сделать в нашей области.

- У нас работают шесть страховых компаний, которые прошли лицензирование (их список есть на сайте Минздрава и ФОМС). С 1 января каждый гражданин имеет право раз в год написать заявление и поменять свою страховую компанию или остаться в прежней. Раньше для детей и пенсионеров ее выбирал Минздрав, выступая страхователем неработающего населения, а для всех, кто трудится, - работодатель. Сейчас человек может прийти и определиться сам.

- И что такой выбор может изменить?

- Я думаю, работа страховых компаний будет пересмотрена и желание общаться с пациентами резко вырастет. А самое удобное место для этого - лечебные учреждения, чего, собственно, закон и добивается. Раньше в области существовала определенная монополия по оказанию помощи: была одна крупная компания. Ни о какой конкуренции говорить не приходилось. Теперь все страховые компании получили равные права, да еще и на рынок пришла новая крупная компания. И мы реально видим, как страховщики активизировались, они участвуют в разборах случаев, когда больным была некачественно оказана помощь, когда с них незаконно взимали деньги. Этого мы ждали, и сейчас начинается борьба за застрахованных граждан.

Признаем, в работе фонда, страховых компаний были допущены ошибки. Об этом говорит огромное количество жалоб жителей Челябинской области на сайте Президента рФ, Минздравсоцразвития. Значит, южноуральцы не могли найти решения своих проблем при обращении в лечебные учреждения, а мы не выполняли своих функций. Губернатор дал задание решить эту проблему.

В понедельник, 7 февраля, фонд проводит большое совещание, где будут собраны директора наших филиалов и страховых компаний области для разработки ряда мероприятий, с помощью которых люди будут знать свои права. Сначала в крупных больницах Челябинска, потом - области будут открыты посты качества, где представитель страховой компании станет принимать жалобы больных, разрешать конфликты. Пациентам не придется обращаться в Минздрав, дозваниваться на «горячие линии» - все будет в «родной» поликлинике. Решая проблемы больных, страховые компании будут делать себе рекламу. У людей появится интерес к ним, они сделают правильный выбор. Я бы сейчас не советовал торопиться. Давайте посмотрим, какая из компаний начнет активнее бороться за права граждан, заботиться о их здоровье. Ее и стоит выбирать.

- А главные врачи больниц разве не возражают против таких постов качества?

- Посторонний человек будет вмешиваться в дела больницы - не каждому главному врачу хотелось бы этого. Но страховщики смогут улаживать конфликты в стенах больницы, не дожидаясь, когда жалобы уйдут «наверх». Поэтому мы получаем сегодня одобрительные отзывы от главврачей по поводу организации постов качества. Многие даже хотят, чтобы у них первых открылся такой пост, готовы предоставить страховой компании возможность ходить в отделения, общаться с больными.

Ваш второй паспорт

- Новый закон дает пациентам право раз в год менять поликлинику и больницу. Но на практике это удается далеко не всегда.

- Чем хорош закон? Он заявительный, то есть дает реальное право выбора. У меня слух режет от фразы: «Отказали больному в помощи». Про отказы мы должны вообще забыть! Каждый больной, как ни кощунственно это звучит, - это деньги, которые больница получает за его лечение.

Главный врач должен смотреть журнал отказов, проверять, на каком основании отказали. Здоровый человек в больницу, когда они у нас в таком состоянии, просто так не пойдет и не ляжет. Мы знаем, что творится ночью в приемных покоях, когда нет никакого контроля, пациента могут оскорбить, выпроводить… За все это надо наказывать. Те штрафы, которые были в старой редакции закона, не пугали главных врачей. Сейчас ситуация изменилась: в законе прописана система серьезных наказаний и штрафов. Это заставит руководителей лечебных учреждений вставать на сторону больных, а не только отстаивать честь белых халатов.

- А в частные клиники с полисом ОМС мы можем обращаться?

- Новый закон дает право включиться в систему ОМС частным медицинским центрам при наличии у них лицензии. Для этого они должны подать заявление в Минздрав. В этом году уже достаточно много частных медицинских центров, которые готовы работать в системе обязательного медицинского страхования. Это говорит о том, что наши тарифы стали более-менее достаточными. Хочу предупредить пациентов: если вы обратились в частный центр за помощью по системе ОМС и у вас приняли полис, то доплачивать за услуги не нужно. Там, где работает система обязательного медицинского страхования, не должно быть второго источника финансирования.

- Есть ли гарантия, что теперь нас будут лечить в любой поликлинике любого региона России?

- В принципе такое право гражданин с действующим полисом имел и по старому закону.

- Но за визит к врачу в чужой области больному зачастую приходилось платить.

- Новый закон решит эту проблему путем введения единой базы застрахованных граждан по всей стране, а также перехода на полис единого образца. С 1 мая все будет к этому готово. Каждый человек получит универсальную электронную карту, уникальный полис, с которым он сможет прийти в поликлинику или больницу в любом регионе России. Хочу заранее предупредить, что смена полисов - достаточно долгий период, так что никакой паники и очередей не должно быть. Если к маю нам удастся открыть посты качества во всех 200 лечебных учреждениях области, тогда вообще проблемы не будет, новые полисы раздадут агенты страховых компаний.

- Михаил Григорьевич, стоило ли устраивать такой ажиотаж со сменой полисов двум с половиной миллионам неработающих граждан области, если полисы опять придется менять?

- Есть закон, его нужно выполнять. Поэтому в декабре в области был проведен конкурс, его выиграла новая на нашем рынке крупная страховая компания, которая добилась права страховать неработающее население. Да, в декабре был ажиотаж, бабушки, толком не разобравшись, боялись остаться без медобслуживания. Со сменой полисов их торопили и медики. Ведь оплата помощи по недействующему полису считается нецелевым использованием средств ОМС и соответственно деньги больницам не перечисляются. Но фонд взял на себя гарантии в момент смены полисов оплачивать всю оказанную больным помощь, выдавая деньги в виде аванса и за два-три месяца постараться идентифицировать каждого пациента. Да, полис желательно получить, это ваш второй паспорт. Но не нужно никакой паники! В Челябинской области есть договоренность с главными врачами, они гарантировали, что отказов в обслуживании пациентов с недействующими или просроченными полисами не будет.

- Тем не менее даже сейчас, в эпидемию гриппа, люди жалуются на отказы.

- Это полный бред! Быть такого в принципе не должно. Звоните на нашу «горячую линию», в свою страховую компанию (номер ее телефона есть на вашем полисе). Будем разбираться с каждым случаем и наказывать медиков. Порядок мы наведем. Все будет нормально.

Медицина для пациента

- Страховые взносы на ОМС выросли по новому законодательству на два процента. Куда пойдут эти деньги?

- Эти колоссальные средства вкладываются в программу модернизации здравоохранения, ее реализация под очень мощным контролем. Что несут эти деньги в нашу область? Порядка 50 больниц региона будут капитально отремонтированы. Я как врач знаю, до какого состояния доведены больницы: в некоторых отделениях хуже, чем в ночлежках: штукатурка сыплется, рамы выпадают, оборудование не поступает вообще. На двери табличка «Реанимация», но в палате ничего нет: ни аппаратов ИВЛ, ни приборов наблюдения. Программа кроме ремонтов предусматривает покупку высокотехнологичного оборудования, в том числе диагностического и реанимационного, которого в области катастрофически не хватает.

Будут открыты три клинико-диагностических центра - в Челябинске на базе горбольницы № 4, в Миассе и Магнитогорске. В этих центрах любой больной сможет в считанные часы получить консультацию специалиста, пройти УЗИ, эндоскопическое обследование, сдать все анализы, сделать мини-операцию. Мощнейшие лаборатории этих центров будут самого высокого уровня. Сегодня гистология делается порядка двух недель, и больной мается, есть у него онкология, нет ли. В этой лаборатории такой анализ будет выдаваться через два-три часа. Это ли не конкуренция нашим поликлиникам? Если главные врачи ничего не будут менять в работе, их пациентов заберут эти центры. Такие учреждения уже больше десяти лет работают в Иркутске. Электронный архив за эти годы позволяет врачу увидеть не только описание болезни, но даже ролики хода его исследований.

- Когда такие центры откроются у нас?

- В программе указан четкий срок: 31 декабря 2012 года. С февраля начинается перечисление денег, а уже через два месяца пройдет проверка, как они осваиваются. Все, что намечено, должно быть вовремя сделано, иначе ни я, ни министр здравоохранения области с вами уже разговаривать не будут.

- Правда ли, что нашей области выделена чуть ли не самая крупная сумма среди регионов страны?

- Челябинская программа признана одной из лучших в России, поэтому денег дали даже больше, чем шесть миллиардов, на которые мы рассчитывали. Она позволяет приблизить высокотехнологичную помощь к каждому жителю региона. Возьмите, например, Троицк: там мощная больница, на базе которой будут открыты три межтерриториальных центра. А информатизации какое внимание уделено! Тут ведь не только в регистратуре отметиться. Это единая система, когда все ваши исследования поступают в закрытую базу данных. Врач набрал шифр - и может узнать о больном все. Сюда же входит телемедицина, когда в том же Троицке тяжелого больного можно проконсультировать с ведущими специалистами, сотрудниками кафедр в режиме on-line.

Напоследок хочу сообщить хорошую новость: программа модернизации будет продолжена в 2013 и 2014 годах. На нее в ближайшие два года будет выделено 460 миллиардов рублей, в два следующих сумма вырастет до 480 миллиардов. За четыре года таких мощных вложений в медицину мы просто должны перескочить в другой мир.

Taldom-mebel.ru кухни на заказ Талдом недорого .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


утепление лоджии спб в Санкт-Петербурге
VK31226318