Ответственный за инвестиции

Ответственный за инвестиции

1 февраля у губернатора Михаила Юревича появился еще один заместитель - Алексей Овакимян. В эксклюзивном интервью «Челябинскому рабочему» он рассказал о своих обязанностях и планах на будущее.

- Алексей Дмитриевич, как правильно называется ваша должность?

- Заместитель губернатора. То есть каких-либо приставок и дополнений нет. Мне поручены вопросы правового обеспечения процессов, происходящих в области; вопросы повышения эффективности в управлении государственным имуществом. Буду заниматься привлечением инвесторов к тем объектам государственной собственности, которые на сегодняшний день не используются или используются неэффективно.

- Вы назвали как минимум две задачи: правовое обеспечение и управление собственностью. Какая из них приоритетнее?

- Приоритетнее, конечно, вторая: управление госсобственностью. Сегодня достаточно большой объем областного имущества может быть использован лучшим образом. На первом этапе мы проведем учет всей госсобственности, а после этого найдем пути его оптимальной эксплуатации (будь то продажа, сдача в аренду, создание совместных предприятий, вложение в уставный капитал и т.д.). Это если мыслить стратегически… А на практике, думаю, получится, что первая задача будет важнее, так как в области периодически происходят какие-либо конфликтные ситуации (банкротство важных предприятий, конфликты собственников бизнеса, недружественные поглощения и т.д.). Эта проблема из разряда «сделать сегодня и быстрее». Она будет занимать львиную долю моего времени.

- Лучшая защита от рейдерства - это приведение в порядок всех документов. Когда все бумаги в порядке, рейдерам не за что зацепиться…

- Кто-то из античных мудрецов сказал: не знаешь, как сделать, сделай все по закону и правильно. Тем более что «по закону» это вовсе не значит, что невыгодно… Однако проблема в том, что у «гигантов» - крупных областных и федеральных предприятий - с порядком много проблем. Их руководство полагает, что они выполняют важную миссию, поэтому никто из рейдеров их не тронет. А если контролирующие органы придут с проверкой, то все равно поймут всю социальную значимость предприятия и обижать не будут… На деле это не так. Все мы знаем громкие скандалы, связанные с проблемами на крупных заводах.

Обеспечить правовую безопасность бизнеса и имущества области в одиночку мы вряд ли сможем. Для того чтобы поправить ситуацию, предполагается наладить взаимодействие с териториальными управлениями федеральных органов власти. Это тоже моя задача.

- То есть предстоит колоссальная работа. А насколько на сегодняшний день тема рейдерства актуальна для нашего региона? Закончились интересные для рейдеров активы в Москве, в Санкт-Петербурге и они стали перемещаться в регионы?

- У нас волна рейдерства прошла на рубеже девяностых-двухтысячных, когда захваты имущественного комплекса предприятий происходили с привлечением охранников, милиционеров… А сейчас это не какая-то определенная система, глобальная проблема. Но! Обострения и вспышки периодически происходят, особенно, когда меняется руководство в городах области. Когда происходит передел рынка, кто-то из игроков хочет поглотить своих конкурентов.

Слияния и поглощения в сфере бизнеса неизбежны. И они не всегда преступны. Просто эти процессы нужно так или иначе отслеживать. Можно возразить: дескать, какое дело правительству области до того, что одно предприятие поглотило другое? Юридически - никакого дела. Но правительство рассматривает эту сферу с другой точки зрения. Если эффективный бизнес поглотил неэффективного конкурента, то ради бога! Это санитарская функция, которая важна и во всем мире приветствуется. Но есть случаи, когда работающий завод выкупили и пытаются перепрофилировать под жилищное строительство или под торговый комплекс, или даже под баню. Это неправильно, потому что возникает социальная напряженность: люди теряют работу. Им не объяснишь, что юридически правительства области это не касается.

- Вы сказали, что станете привлекать инвесторов. Имеется в виду, что будут приватизированы некие государственные активы?

- У нас слово «приватизация» рассматривается в значении «разворовывание госсобственности». На самом деле это не так. К примеру, есть областная земля, не сказать, что ее много, но значительный объем. Пока она областная и никем не используется, это некий резерв на будущее. Но, во-первых, это просто пустующее пространство, в Европе такого нет. Во-вторых, пока площадь не эксплуатируется, никто не платит земельный налог. А он полностью поступает в местные бюджеты. Поэтому земля должна эксплуатироваться по возможности вся. Резервов каких-либо накапливать не нужно. Может быть, ее не надо продавать, а необходимо сдавать в аренду.

У области есть объекты недвижимости, которые пустуют, а правительство платит за них коммунальные платежи, тратит деньги на охрану. Часть объектов целесообразно продать, потому что у государства должны быть основные функции: учить, лечить и защищать. А бизнесом должны заниматься бизнесмены. Там, где государство может в чем-либо им помочь, что-либо предоставить для старт-апа, надо предоставить. По природным ресурсам области есть много идей.

Понятно, что сырьевая экономика неэффективна. Но наш регион обладает уникальными ресурсами, которые могут быть использованы в производстве строительных и отделочных материалов, но не используются. А чего прятать-то? Давайте будем выпускать! Итальянские технологии задействуем: продавать станем не песок, известняк, глину, а кафель, сухие смеси (готовую продукцию последнего передела для конечного потребителя). Поэтому инвестиции я рассматриваю с приземленной точки зрения: какие в области есть ресурсы и как сделать, чтобы они эффективно работали.

- Проведете мониторинг состояния предприятий и их документации, инвентаризацию госсобственности. А что планируете делать на втором этапе?

- Здесь необходимо принять решение о мерах по защите предприятий, которые находятся в неблагоприятной обстановке. Разработать меры по стабилизации, в чем-то совместно с федеральными структурами, чтобы как минимум не потерять производство и рабочие места.

По имущественным и земельным вопросам второй этап - процедура привлечения инвестиций. Нужно принять решение о целесообразности нахождения имущества в областной собственности, а далее - об аренде, продаже или государственно-частном партнерстве. Это проект на первые пару лет.

- Насколько здесь вам пригодится тот опыт, который приобрели, работая в «АВУАРЕ»?

- Максимально. «АВУАР» - это консалтинговая группа, в которой решаются юридические вопросы, происходит финансовый анализ, проверка достоверности информации, которая предоставляется в отчетности. В балансе-то можно «нарисовать» всякое. А соответствует ли это действительности…

Кроме того, я последние семь лет возглавляю комитет по инвестиционной политике Южно-Уральской торгово-промышленной палаты и являюсь членом комитета ТПП России по инвестициям. Поэтому опыт работы с инвесторами, считаю, накопил неплохой. Ничего непонятного в той работе, которая предстоит, не вижу. Другое дело, что ее достаточно много и государственный сектор все-таки несколько «неторопливый».

- Что вы понимаете под выражением «работа с инвесторами»?

- Разработка бизнес-планов по международным стандартам и сопровождение инвестпроектов. Подготовка предложений по формированию нормативно-правовой базы, которая привлекала бы инвесторов. Выявление в области инвестиционно-привлекательных ресурсов и проектов. Переговоры с потенциальными инвесторами с целью объяснения им целесообразности и выгодности работы в регионе.

- Какие условия важны для инвесторов в первую очередь?

- Защита капитала, стабильность нормативно-правовой базы, чтобы было понятно, что условия, на которых инвестор зашел в наш регион, не будут меняться хотя бы до даты окупаемости вложений. На втором месте рентабельность. И в-третьих, очень важно понимать кадровое обеспечение. Почему в Китай идут инвесторы? Потому что китайский народ очень послушный. Работают «как менеджер сказал»: с восьми утра и до ужина. А вопрос квалификации - дело наживное. Это если кратко.

- Назовите объекты, которые могли бы заинтересовать инвесторов в области?

- В первую очередь проекты, связанные с машиностроением. Это технологически нужно, так как в прошлые времена у нас был полный цикл, который включал в себя сырьевую базу, металлургическое производство и машиностроение. Мы из своего сырья делали танки, тракторы, трамваи. Сегодня сырьевая база исчерпана, машиностроение умирает. У нас осталась металлургия, которая возит сырье издалека, делает металл и продает в общем-то незаконченный еще продукт опять же за пределы области. Поэтому, уповая на промышленный потенциал региона, нам нужны проекты, которые помогут извлекать сырье из тех же шлакоотвалов, которые наработаны за многие годы нашими металлургами. Нужны проекты, связанные с металлопереработкой: метизы, машиностроение. Тем более, что у нас есть научно-технический и кадровый потенциал для машиностроения.

У нас недостаточно развиты логистическое хозяйство и сфера оптовой торговли. Если Екатеринбург много лет назад взял курс на создание Уральского логистического центра, то у нас этого нет. Между тем логистика дает приличные доходы и мультипликативный эффект в других отраслях экономики.

Общепиту и потребительскому рынку есть еще куда расти. Надо развивать туристическое направление. Понятно, что мы не север Италии и не юг Франции, не Швейцария - на лыжах в январе кататься не очень комфортно. Но не все же летают кататься в Куршавель…

- А до «АВУАРа» вы где работали?

- В правительстве Челябинской области, в комитете по экономике. Уволился, так как семья большая, кормить надо. Зарплата у чиновников не бог весть какая. Поэтому с 2004 года развивал «АВУАР».

- Вы сказали, что семья большая…

- Все, конечно, относительно, может быть, в Таджикистане мы были бы маленькой семьей. У меня жена и трое детей.

- Сколько вы проработали на госслужбе?

- Ровно 10 лет.

- А до госслужбы?

- В армии служил. Институт заканчивал сначала на вечернем, потом на заочном отделении. Начал свою карьеру в налоговых органах в 1994 году. До 1996-го служил в налоговой инспекции. С 1996 по 2002 год - в налоговой полиции. С точки зрения опыта - здорово, потому что аудит и налоговая служба имеют представление обо всех отраслях экономики, предприятиях. Но аудит несколько шире.

Из досье «Челябинского рабочего»

Алексей Овакимян родился 7 апреля 1972 года в Озерске. В 1991 году окончил Южно-Уральский политехникум по специальности «Эксплуатация станков с числовым программным управлением». С 1991 по 1993 год служил в армии, на космодроме Байконур. В 1993 году прошел курсы бухгалтеров. В 1994-1996 годах служил в инспекции Федеральной налоговой службы. В 1996-2002 годах работал в управлении Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области. В 1998 году с красным дипломом окончил заочно факультет экономики и права ЮУрГУ по специальности «Экономика и управление на предприятиях». С 1998 по 2008 год преподавал на кафедре финансового менеджмента ЮУрГУ разработанную им самим дисциплину «Экономическая безопасность предпринимательской деятельности». В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию. В 2002-2004 годах - начальник центра поддержки и развития предпринимательства комитета по экономике правительства Челябинской области. С января 2004 по 2011 год - старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «АВУАР». С февраля 2011 года - заместитель губернатора Челябинской области. Председатель комитета по инвестиционной политике Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, член комитета Торгово-промышленой палаты РФ, советник аппарата полномочного представителя президента в УРФО. Член совета Уральского филиала Аудиторской палаты России, имеет аттестат аудитора, сертификат МСФО DIPIFR. Женат, трое детей.

VK31226318