Прагматичный оптимизм Эдварда Вероны

Прагматичный оптимизм Эдварда Вероны

Президент Американо-российского делового совета считает, что в России есть все для того, чтобы построить новую экономику.

У нас бытует устойчивое мнение, что США выгодна экономически слабая Россия, а западных инвесторов интересуют только нефть и газ. Однако логика высказываний президента и генерального директора Американо-российского делового совета Эдварда Вероны свидетельствует об обратном. Американские инвесторы заинтересованы в модернизации и диверсификации нашей экономики ничуть не меньше, чем мы. А еще для них важно, чтобы Россия сумела-таки решить демографическую проблему, остановила утечку мозгов, обновила инфраструктуру и победила коррупцию.

На этой неделе Эдвард Верона побывал на Южном Урале по приглашению губернатора Михаила Юревича. Этот материал составлен из фрагментов лекции, прочитанной гостем в Челябинском госуниверситете, ответов на вопросы студентов и профессуры, а также беседы г-на Вероны с обозревателем «Челябинского рабочего».

СОВЕТ И ЕГО ПРЕЗИДЕНТ

- Что такое Американо-российский деловой совет и когда вы его возглавили?

- АРДС -это членская организация, которая представляет 250 американских компаний, примерно 40 российских компаний - «голубых фишек» и несколько европейских и канадских компаний. Цель - расширение и укрепление американо-российской торговли и инвестиционного сотрудничества. Совет был основан в 1993 году. Главный офис находится в Вашингтоне, есть представительство и в Москве.

Я приехал в Россию впервые в 1994 году дипломатом, работал в посольстве два с половиной года, занимаясь нефтяной отраслью. Впервые посетил Челябинск в 1995 году. Затем перешел в частный бизнес. Возглавлял ассоциации иностранных нефтяных и газовых компаний.

Руководил региональным представительством Texaco сначала в России, затем в Казахстане. Потом вернулся в Москву и два года работал в канадской золотодобывающей компании Barrick Gold, а впоследствии еще два года в компании ExxonMobil. Свою нынешнюю должность занимаю с июня 2008 года.

МЕЖДУ ДВУМЯ КРИЗИСАМИ

- Как бы вы охарактеризовали макроэкономическую ситуацию в России и состояние американо-российского экономического сотрудничества?

- Десятилетие между двумя экономическими кризисами сделало Россию очень привлекательной для инвесторов. Сразу после кризиса 1998 года многие иностранные инвесторы покинули Россию. Многие думали, что это надолго. Однако уже спустя два-три года большинство из них поспешили вернуться. В начале 2000-х многие компании столкнулись с проблемой поиска офиса и кадров в Москве. Быстрому восстановлению России способствовали рост цен на нефть и газ, а также слабый рубль. Рост ВВП России с 2002 по 2008 год в среднем составлял около 7 процентов ежегодно. Появился средний класс, то есть потребители. Рост продаж американских компаний, работающих в сфере потребительских товаров, был больше, чем 20 процентов в год. А у некоторых компаний рост продаж и вовсе достигал 30 процентов! Кроме цен на нефть и газ были и другие факторы, обеспечивающие интерес инвесторов к России. Это эффективная фискальная и денежно-кредитная политика. А также низкий суверенный долг страны. Создание стабилизационного фонда было мудрым решением, которое сгладило последствие кризиса.

Двусторонняя торговля также быстро росла в этот период. В 2000 году общий оборот торговли составлял 9 млрд. долларов, в 2008 году - 36 млрд. долларов. Из-за кризиса он значительно уменьшился и в 2009 году составил 24 млрд. долларов. Эффект кризиса был непродолжительным, и в 2010 товарооборот был уже 32 млрд. Но это лишь около 1 процента от общего объема торговли США. Для сравнения: на Китай приходится 12 процентов от общего объема международной торговли США.

- Цифры товарооборота впечатляют, но, с другой стороны, мы видим, что его обеспечивает рост потребления американских товаров россиянами, которые пьют кока-колу и покупают «форды»…

- Не только. Об этом в Штатах громко не говорят, но есть серьезная тенденция: российские компании начали инвестировать в экономику США, особенно в металлургическом секторе. Объем таких инвестиций с нуля в 2003 году вырос до 10 млрд. долларов в 2008 году. «Северсталь», ТМК, «Евраз» сейчас контролируют 25 процентов производства стали в США. Причем российские компании не просто вложили капитал, но привезли технологии.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

- Есть мнение, что интерес американских инвесторов к России связан прежде всего с запасами нефти и газа. Это многих в нашей стране настораживает.

- Такое мнение действительно существует. Но это, во-первых, далеко не единственная ветка. А во-вторых, инвестиции в нефтегазовую отрасль нужны самой России. Необходимо делать вложения в существующие месторождения и развивать новые. Это вопрос капитализации страны, ее сырьевых запасов. Очень перспективная тема - месторождения на шельфе. Россия не развивала эту ветку. Нужны деньги и технологии. И они приходят вместе с западными компаниями. Вот пример. Я работал в ExxonMobil. У этой компании есть проект «Сахалин-1». Здесь самая длинная горизонтальная скважина - 14 километров. Технология уникальна. И ExxonMobil развивала ее здесь, на Сахалине, вместе с русскими инженерами.

- Какие преференции будут иметь США от вступления РФ в ВТО?

- Наши производители потребительских товаров получат российские рынки без заградительных пошлин. Как известно, в кризис российское правительство увеличило пошлины на ввозимые автомобили и тракторы до 35 процентов для того, чтобы защитить своих производителей. Строгие квоты на импорт куриного мяса из США создали серьезные проблемы для самого успешного американского экспорта в Россию. Кстати, производители курятины активно работают в конгрессе, чтобы наши переговорщики дали добро России на членство в ВТО.

И все же суммарно Россия получит больше пользы от вступления в ВТО. Это очевидная выгода в виде открытых рынков других стран для российских товаров. А, скажем, российские фермеры при отсутствии заградительных таможенных пошлин смогут купить ту технику, которая им выгодна. Протекционизм в отношении тех же автопроизводителей может создать временный эффект, но в долгосрочной перспективе неэффективен, это мое убеждение. Кроме того, есть еще и психологические последствия. Готовность России соответствовать международным правилам игры для многих потенциальных инвесторов станет серьезным стимулом, чтобы вкладывать деньги в российскую экономику.

- Почему США до сих пор не отменили поправку Джексона-Вэника, принятую в 1974 году, чтобы вынудить власти СССР разрешить еврейскую эмиграцию?

- Эта поправка к нашему закону о торговле есть безусловный атавизм. Проблемы свободного выезда евреев из России не существует уже 20 лет. Но некоторые наши политики считают поправку Джексона-Вэника средством давления на переговорах. Фактически поправка не работает, так как каждый год наш конгресс временно дает России «режим наибольшего благоприятствования». Но его всякий раз нужно продлять. Это против правил Международной торговой организации. И при вступлении России в ВТО поправка Джексона-Вэника создаст проблемы как раз американским компаниям. Мы стараемся убедить конгрессменов и сенаторов отменить этот юридический анахронизм.

ХОДОРКОВСКИЙ, МАГНИТСКИЙ...

- Когда посадили Ходорковского, много говорилось о том, что эта история напугает инвесторов. Однако в реальности этого не произошло. Западные компании не ушли из России. Почему?

- Это произошло во время мощного экономического подъема. Вероятно, бизнес не хотел потерять такую возможность. Некоторые западные предприниматели нашли объяснение истории с Ходорковским в том, что нефтедобыча - это стратегический сектор, зона, особо чувствительная для государства. Ходили слухи, что были планы продать ЮКОС иностранным компаниям. Говорилось также, что Ходорковский нарушил некие правила взаимоотношения государства и крупного бизнеса, которые создавал Путин. Что Ходорковский «проверял» Путина…

- Значит, прагматизм победил?

- Не во всем и не у всех. Мы помним, что были проблемы с «Мечелом», «Уралкалием», Imperial Energy, «Вымпелкомом», Telenor, проектом «Сахалин-2». Все эти примеры создавали опасения у инвесторов и банкиров. Если даже вы работаете в нестратегическом секторе и у вас есть проблемы с вашим партнером, он может использовать административный ресурс. Иностранцы не могут вести борьбу в таких условиях. Думаю, каждый раз эпизоды вроде ЮКОСа, дела Магнитского или конфликта вокруг ТНК-ВР рождают опасения.

Второе дело Ходорковского снова привлекло внимание к проблеме судопроизводства в России. На днях прозвучало скандальное заявление помощницы судьи Данилкина о том, что он, вынося приговор Ходорковскому и Лебедеву, получал инструкции сверху. Все это вызывает многочисленные вопросы.

А есть еще проблема коррупции. Это признает президент Медведев. Кстати, сам факт антикоррупционных заявлений на столь высоком уровне действует очень хорошо на инвесторов.

35 ЛЕТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

- Заявлений мы и вправду слышим много. Но иногда кажется, что коррупция непобедима…

- Один мой знакомый рассказал историю Ли Куан Ю, автора «сингапурского экономического чуда». Так вот, мой собеседник задал ему вопрос: как удалось очистить Сингапур от коррупции? Ли Куан Ю сказал, это стоило 35 лет и, если не ошибаюсь, 25 близких людей, которые теперь сидят в тюрьме. Борьба с коррупцией - непростое дело, это общемировая проблема. Есть целый ряд международных законов. Например, антикоррупционная карта Организации экономического развития. Есть аналогичная карта ООН. Евросоюз принял свой закон. В США существует закон Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Он предполагает ответственность не только сотрудников американских компаний и чиновников, работающих в других странах, но и компаний, связанных с США. Экстерриториальную ответственность предполагает и одобренный в 2010 году парламентом Великобритании The UK Bribery Act - очень строгий закон против коррупции. Он пока, правда, не вступил в действие, поскольку сейчас проходит юридическую экспертизу…

Не менее важными факторами борьбы с этой проблемой является разделение властей и гражданское общество, в том числе и независимая пресса, которая может расследовать и предавать гласности факты коррупции.

- Коррупция - это главный фактор, снижающий инвестиционную привлекательность России?

- Это очень важный фактор, но не единственный. Существует проблема бюрократии. Она, разумеется, есть везде. Но чтобы открыть предприятие в РФ, потребуется около месяца, а в США _ несколько дней. Еще хуже обстоят дела с оформлением разрешений на строительство — по данным Всемирного Банка, в России это занимает полтора года и нужно получить более 50 разрешений, по сравнению со странами Европы — где на это уходит в среднем менее полугода и нужно 16 документов. Поэтому Всемирный Банк ставит Россию на 182 место из 183 возможных по этому показателю. Первый шаг для развития малого и среднего бизнеса - снять все бюрократические барьеры.

Далее - устаревшая инфраструктура. По некоторым оценкам, чтобы создать условия для модернизации, в развитие инфраструктуры нужно вкладывать 100 млрд. долларов ежегодно. Не является фактором стабильности зависимость экономики России от нескольких природных ресурсов. Есть демографическая проблема, а это вопрос трудовых ресурсов. По некоторым прогнозам, население России уменьшится к 2050 году до 116 млн. человек. Утечка мозгов. Только в Калифорнии 20-30 тысяч молодых русских профессионалов работают в области инноваций. Там есть даже ассоциация русскоязычных профессионалов…

Не хочу говорить только о недостатках. Россия - огромная страна, имеющая много преимуществ: природные ресурсы, пространство, границы с Китаем, с ЕС, со Средней Азией. Здесь очень сильные традиции в науке. В России есть все для того, чтобы построить новую экономику.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

- Господин Верона, вы работали на весьма серьезных должностях в таких крупных компаниях, как Chevron-Texaco и ExxonMobil. Почему в итоге предпочли работу в Американо-российском деловом совете?

- Я был очень доволен работой в этих компаниях. Однако моя нынешняя деятельность дает возможность заниматься не просто бизнесом, но экономической политикой. Поверьте, это не только важно, но и очень интересно - влиять на процесс улучшения деловых отношений между нашими странами. Я начал свою работу здесь за два месяца до войны между Россией и Грузией. Потом случился кризис. Все было очень драматично, но и интересно одновременно. Я всегда смотрел на будущее нашего сотрудничества с оптимизмом. И ситуация менялась на моих глазах. Особенно это заметно теперь, когда происходит перезагрузка в отношениях США и России.

- Не могу не задать вам наивный вопрос, который тем не менее волнует всех. Как вы оцениваете перспективы доллара?

- Есть очень простой ответ, которому я научился у нефтяников. Их тоже все время спрашивают о ценах на нефть. Так вот, если бы я знал о перспективах доллара, я бы не работал по найму, а был бы миллиардером. Не знаю. Очевидно, что международная валютная система меняется. Инвесторы хотят иметь стабильный эквивалент стоимости. До сих пор альтернатив доллару не придумали. Раньше такие надежды подавал евро. А сейчас очевидно, что евро имеет столько же недостатков, сколько и доллар. Может быть, альтернативой является золото? Но ведь цена на него также нестабильна. Я думаю, в обозримом будущем доллар сохранит себя в качестве основной валюты.

Mebel-volokolamsk.ru мебель в Волоколамске

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

заказать вывоз мусора в Нижнем Новгороде
VK31226318