Вертикаль теперь и для культуры?

Вертикаль теперь и для культуры?

Главным гостем прошедших на минувшей неделе в ЧГАКИ V Лазаревских чтений был директор Государственного республиканского центра русского фольклора Министерства культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Анатолий КАРГИН. Его доклад «Укрепят ли межнациональную толерантность синтетические ценности?» был весьма неожиданным для научной конференции, посвященной фольклору. Получилось в каком-то смысле политическое заявление.

Поводом для доклада Анатолия Каргина стала встреча президента Д.А. Медведева с руководителями палат парламента 17 января, в ходе которой глава государства затронул тему межнационального согласия после событий на Манежной площади.

Каргин Анатолий Степанович

Родился 1 января 1948 г. в с. Супонево Куйбышевской области; окончил Московский государственный университет культуры в 1971 г., доктор педагогических наук, профессор; 1971—1978 — доцент, профессор Московского государственного института культуры; с 1978 г. — начальник отдела науки Министерства культуры СССР; с 1990 г. — организатор и руководитель Государственного республиканского центра русского фольклора; академик РАЕН (1992); член Научного совета РАН по фольклору; член Научного совета по координации научных исследований Министерства культуры РФ; заслуженный работник культуры РФ (1997).

КУЛЬТУРНАЯ ДОКТРИНА ЭТНОЦЕНТРИЗМА

Вот несколько тезисов А.С. Каргина, примерно восстанавливающих логику его доклада.

Миграция, коррупция вкупе с невнятной культурной и образовательной политикой стали фоном для обострения межнациональных отношений. «Основная же причина в том, что процесс воспитания пустили на самотек, позволили субъектам Федерации самим решать, как и чему учить молодежь, какие традиции чтить. Безрадостная и унизительная для русских картина сложилась в бывших союзных республиках. Теперь и в некоторых наших российских регионах они там никто и звать их никак».

«Президент призвал … создавать современный фольклор, создавать синтетические ценности, не зацикливаться на традициях, поддерживать лучшие черты в русском человеке… В русских будут воспитывать терпимость, уживчивость, великодушие, а в других народах?»

«Национальные элиты в Дагестане, Калмыкии, Бурятии и т.д. приходят к власти не под лозунгами спасения или хотя бы поддержки русской культуры».

«Когда я вижу на международном фестивале фольклора, будь то в Японии, Китае, Испании, государственные ансамбли Татарии, Башкирии, Чечни, Чувашии, идущие на дефиле не под флагом России, а под флагом своей республики, то у меня не возникает вопроса о первичности национального чувства художественной элиты этих республик».

«Фольклор, традиции - явления весьма тонкие, специфические и могут служить как укреплению этой самой толерантности, так и формированию национальной ксенофобии».

«Все военные конфликты на территории бывшего СССР, а затем конфликты и терроризм на территории России в своей зародышевой фазе носили этнокультурный и этноконфессиональный характер».

«Национальные культуры этносов в собственных национально-государственных образованиях себя чувствуют значительно комфортнее, чем культура неместных. Во многих (якобы) русских областях - Астраханской, Ульяновской, Нижегородской и т.д. - население реально поделено по этническому признаку».

«Русские в республиках, как правило, в национальных мероприятиях (Сабантуй и т.п.) участвуют в качестве гостей, организуя «свои» праздники и фестивали. В частности, российскую популярность приобрел ежегодно проводимый в Татарии фестиваль русской культуры «Каравон» в селе Лаишево».

«Формируется мультиэтническая и мультиконфессиональная среда, сопровождаемая гражданской нестабильностью на бытовой почве».

«Россия с ее особенностями исторического становления (ядром становления была Древняя Русь) не может стать страной с всеобщим равенством культур».

«В основу культурной доктрины государственной политики должен быть положен принцип этноцентризма (как в Швейцарии, Англии, Германии и др.), предполагающий наличие ядра (доминирующей) культуры (языка, религии) при вкраплении в нее многих других культур. Ближе к ядру - культуры аборигенов (татар, марийцев, мордвы, чувашей и т.д.), далее от центра - культуры нетитульных народов (украинцев, молдаван, немцев, белорусов и др.)».

«Покой и толерантность могут достигаться только наличием единого культурного текста, единого семиотического пространства, иначе неизбежен синдром СССР».

А.С. Каргин предлагает ввести ряд федеральных законодательных актов, «регулирующих» деятельность национально-культурных центров, школ и т.п. «Уставные цели и задачи этих структур, их изданий, акций, проведения национально-религиозных и этнокультурных праздников и обрядов должны носить сугубо «компенсаторное» значение».

Он также считает, что должен быть отменен 131-й Федеральный закон (о местном самоуправлении) в части, касающейся разделения культуры на федеральную, региональную и муниципальную, чтобы восстановить единое культурное пространство, «вертикаль соподчинения культуры и искусства».

Докладчик резко раскритиковал «деструктивность позиции министра образования», высказался за «усиление роли русской этнокультуры» в системе всеобщего образования: «Во всех школах, в том числе в национальных республиках, должны быть введены уроки по русской культуре, общерусской истории, русскому искусству».

Среди других предложений А.С. Каргина: «усиление научных структур, занимающихся русской национальной культурой», повышение статуса Государственного центра русского фольклора как «федерального комплексного научно-исследовательского, творческого и издательского объединения с возложением на него функций мониторинга процессов, происходящих в русской культуре в территориях России».

В целом же, отметил докладчик, толерантность формируется всем контекстом жизни социума. А культура должна стать частью системы, вместе с экономическими и юридическими мерами.

ВОПРОСЫ К ДОКЛАДЧИКУ

Вот такой доклад, в котором подмечены проблемные черты нынешней социо-культурной и политической жизни российского общества. Надо отдать должное руководителю Государственного центра русского фольклора: не каждая научная конференция затрагивает столь явно животрепещущие сюжеты.

Между тем, некоторые тезисы А.С. Каргина вызывают вопросы.

В упомянутом выступлении Президент РФ говорил и такие слова: «Мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это - основа, это - костяк развития всей нашей многонациональной культуры».

Национальные культуры названы в докладе А.С. Каргина потенциальным источником межнациональных конфликтов.

«Принцип этноцентризма», характерный для мононациональных государств, вряд ли верен в отношении Швейцарии - конфедерации, где на равных существуют четыре государственных языка.

Вполне естественно, что люди разных национальностей «ходят в гости» на национальные праздники друг к другу. А существование в Татарстане русского праздника, имеющего общероссийскую славу, говорит скорее о духе национального добрососедства в республике, чем об обратном.

Кстати, в разных республиках РФ степень остроты национальных проблем разная. Не везде у нас, слава богу, так запущено, как на Северном Кавказе, где идет гражданская война.

И субъектами Федерации у нас являются не только национальные республики. Еще одна вертикаль, на сей раз «культуры и искусства» способна вычеркнуть из списка культурно-исторических ценностей, скажем, Аркаим - если вспомнить нашумевшую программу «Гордон-Кихот», где археологический памятник был назван чуть ли гнездом фашизма.

Ну и, наконец, синдром СССР, по мнению многих экспертов, возникает не столько от национальных проблем, сколько от экономических, правовых и политических.

ФОЛЬКЛОР - ЭТО ОПАСНО?

- Анатолий Степанович, очень непривычно слышать от человека, занимающегося изучением фольклора, мысль о его, скажем так, неоднозначном влиянии на межнациональные отношения…

- Первое. Я долго работал в Министерстве культуры СССР. И в данном случае меня меньше интересуют процессы локальные, а больше - общие, на уровне всей страны. Фольклор, национальные традиции эффективно работают на созидание преимущественно в моноэтнических условиях, в небольших поселениях, там, где понятие «непринято-принято» жестко контролируется окружением. В деревне фольклор великолепно работает. Как только эту модель мы выносим на мультикультурные образования, в современные города, фольклор может стать обоюдоострым орудием и начать работать на разрушение.

Второе. Фольклор всегда доказывает исключительность своей культуры…

- Извините, но фольклор, насколько я понимаю, рождался не в среде, где разные «фольклоры» конкурируют. Там было как раз монокультурное общество…

- Да, а теперь рядом живут люди разных национальностей. Каждый из них является носителем уникальной культуры. Культура как утверждается? Через презентацию. Вслух, разумеется, никто не говорит, что мои традиции лучше, чем ваши, но практические действия заявляют об этом как раз очень явно. Скажем, жители некоторых республик Северного Кавказа прямо говорят: наши женщины не курят, не пьют, не гуляют (хотя тут вопрос), а что делают русские бабы? И начинают этим долбить. Русские женщины им нравятся как проститутки, а женятся они на своих. Получается противоречие. Когда оно выплескивается в социум, начинается конфронтация.

- Но это же не фольклор, а бытовое поведение!

- Для меня фольклор - не песни и пляски, а национальный тип самосознания. Фольклор разный. Многие специалисты признают только крестьянский. Это ошибочная концепция.

Сегодня 70 процентов населения страны живет в городах. Эта культура - производная человеческого разума. Живой человек - ее носитель и творец. Фольклорная культура работает в основном на уровне бытового сознания. И вот Назарбаев на официальном уровне говорит о дружбе и толерантности. А на бытовом уровне казахи выдавливают русских из Казахстана. Вот уже русских в Таджикистане не осталось, в Узбекистане, в Киргизии, в Чечне.

- Это естественные последствия распада СССР?

- Сам по себе распад ни при чем. На мой взгляд, произошел серьезный системный сбой в развитии национального сознания. Советская власть проводила полиэтническую политику. Все равны. Советский Союз был уникальным национальным и культурным анклавом. Все мы здесь - аборигены. Башкиры на своей земле, татары - на своей, русские - на своей. Это не американский плавильный тигль. И не Европа, куда турки или арабы приехали и захотели жить так, как они жили на своей родине. Европейские лидеры признали крах политики мультикультурализма. А наш, советский опыт был выброшен на свалку истории. На окраинах России образовалось 14 государств, которые стали в открытую проводить моноэтническую политику. Даже на Украине, где всегда русское превалировало, теперь только украинская мова, украинские школы и т.д. Произошел чудовищный переворот…

- И что теперь нам делать?

- Сегодня в мире не оказалось опыта, на который мы могли бы ориентироваться. Мы не можем строить мононациональное государство, потому что это развал России. Но уверен, что мы должны сегодня четко построить государственную региональную политику, чтобы все народы имели равные права. Нельзя все проблемы решать за счет русских. Это первое. Второе: мы должны построить общество, где все имели бы одинаковые экономические права. Третье: везде на территории страны должны быть одинаковые культурно-образовательные стандарты.

Сегодня мы пошли прямо противоположным путем. Мы сказали республикам: вот стандарт - физкультура и ОБЖ, а дальше делайте, что хотите. И они что делают? Они не изучают русский язык и литературу, у них свои танцы, язык, обычаи, культура, обряды. Это мы видим в Чечне. И все республики идут этим путем.

- А положа руку на сердце, вы считаете, что Чечня - это еще Россия?

- Я считаю, что Чечня - это Россия. Все это можно исправить, нужна политическая воля нашего руководства. Но сейчас идет заигрывание со всеми республиками, особенно, республиками Северного Кавказа. Почему федеральных денег в Чечню идет в пять раз больше на человека, чем в русские регионы России? Вот мы советское правительство ругаем, а там были умнейшие люди. Я убежден: есть реальные механизмы удержания Чечни в рамках приличий.

- Но мотивировать-то чем? Раньше была коммунистическая идеология, которая отвечала на все вопросы…

- У нас нет вообще государственной идеологии. Мы не знаем, какое общество строим - то ли по методу Китая, то ли по методу народного капитализма Швеции, то ли Европу берем за основу. Народ не понимает, что он строит. В основу положены деньги, деньги, деньги. Даже не американский идеал. Потому что там каждый может проявить себя и достичь чего-то.

- Хотя в Конституции у нас написано и про социальное государство, и про федеративное устройство…

- А на деле - двойная реальность. На бумаге - одно, а в жизни другое. А культура это очень чуткий барометр настроения, подлинных мыслей и чувств. И чем нам заниматься - синтетическими ценностями, подлинными традициями или не зацикливаться на них? Не понимаю…

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА 17 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА:

«Мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это – основа, это – костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить.

Русские вообще являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным. Русская православная церковь является крупнейшей конфессией нашей страны. Сидящие в этом зале представляют разные культуры, но значительная часть – это представители русской культуры. И нам нужно развивать самые лучшие черты русского характера именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну. Какие это черты?

Это абсолютно понятные вещи: терпимость, отзывчивость, умение уживаться вместе с соседями, строить совместное государство, уверенность в себе. И как следствие – известное всем великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и на историю других. Наверное, именно в этом и проявляется русская традиция и русский характер…

Мы должны заниматься культурой. Я недаром уделил этому такое внимание в своём вступительном слове. Причём нам нельзя зацикливаться только на традициях, сколько бы объёмны и интересны они ни были. Мы должны создавать нашу современную российскую культуру, включая и русскую культуру тоже, конечно.

Нужно поддерживать и современный русский фольклор, и музыку, и литературу наших дней, и те обычаи, которые возникают у нас на глазах, а не только те, которые пришли к нам от предков. Только таким образом можно выработать синтетические национальные ценности».

VK31226318