Сергей Митрохин: «Власть обязана жестко контролировать управляющие компании»

Сергей Митрохин: «Власть обязана жестко контролировать управляющие компании»

Как простым южноуральцам бороться с ростом тарифов ЖКХ, что такое настоящая модернизация, и когда в России исчезнет паразитическая элита, в эксклюзивном интервью сайту mediazavod.ru рассказал председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

- Последний раз в Челябинске с официальным визитом Вы были примерно полгода назад. Сейчас снова приехали. С чем это связано?

- Я не скрываю, что мои визиты связаны с выборами. Тогда я приезжал поддерживать список партии на выборах в Законодательное собрание. Сейчас я поддерживаю нашего кандидата по Ленинскому району на выборах в Городскую думу.

В этот раз у меня есть еще и другой повод для визита: партия «Яблоко» занимается проверкой так называемых управляющих компаний, обслуживающих жилой фонд. Предыстория этой проверки такая. Наша партия некоторое время назад разработала проект поправок, повышающих прозрачность всех управляющих компаний и монополий, которые имеют отношение к ЖКХ, начиная с Газпрома. Для нас теперь дело чести проверить, как это постановление по всей стране выполняется.

В Челябинске мы выяснили, что из 20 управляющих компаний, о существовании которых мы узнали, только две выполнили это постановление, да и то не полностью. 18 вообще ничего не опубликовали. Либо это просто халатность, либо умышленное утаивание информации по причине «есть, что скрывать». Мы подозреваем, что эти управляющие организации просто обманывают своих потребителей. Иначе зачем им скрывать свою информацию? Они не хотят рассказать, на что тратят полученные от граждан деньги. А должны! Я встретился с руководителями города и области и рассказал им об этой нехорошей ситуации. Они обещали принять меры по ее исправлению. Я собираюсь обратиться к прокурору Челябинской области с сообщением, в котором подробно перечислю все компании. Челябинское отделение партии «Яблоко» также провело два пикета по этому поводу.

Если нам удастся добиться прозрачности в сфере ЖКХ, это станет первым шагом к снижению роста тарифов. Когда управляющие компании и монополии не смогут обосновать ежегодный рост расценок, то не будет и надуманного повода для повышения.

- Как в настоящее время себя чувствует партия «Яблоко», если говорить о региональном и федеральном уровнях?

- Партия «Яблоко» сейчас, как мне кажется, выходит на новую орбиту, активизирует свою работу. Вот взять хотя бы такой показатель, как участие в выборах. В марте на выборах в Государственную Думу наших кандидатов будет в три раза больше, чем на тех же выборах в октябре прошлого года. Я думаю, что у нас есть перспективы: народ уже понял, что такое оппозиция, в обществе накопилось большое недовольство деятельностью властей и партии «Единая Россия». Это недовольство - ветер в наши паруса. Мы предлагаем реальную альтернативу тому, что делает власть на всех уровнях, и люди начинают это понимать.

- Вы упомянули о пикете против роста цен на услуги ЖКХ. А насколько сильно выросли цены, по вашим данным? По официальной версии?

- Официальные данные - рост составил приблизительно 13,4 процента. Но жалобы граждан, которые мы изучаем, показывают, что в реальности эта цифра гораздо больше.

Раздувая тарифы, управляющие организации неправомерно ссылаются на некое постановление городских властей. Об этом у меня был официальный разговор с главой города. Ведь это вина в том числе и властей. Они должны были жестко вести диалог с компаниями, чтобы те не обманывали людей. Поэтому я считаю, что есть резерв для сокращения тарифов в Челябинске. Но без прозрачности, которой мы добиваемся сейчас, этого сделать невозможно.

- Правильно ли я понимаю, что цены растут не по экономическим причинам, а просто потому, что кому-то этого хочется, то есть виноваты компании и власти? И тут же второй вопрос, что в этой ситуации делать простым южноуральцам?

- Действительно, во всем виноваты власти и Государственная Дума, которая приняла крайне неприятный для граждан документ - Жилищный Кодекс. Этот документ как раз и позволяет совершать многочисленные мошенничества в жилищно-коммунальном хозяйстве. У нас ведь государство вытолкнуло ЖКХ в рынок, а ЖКХ - это такая сфера, где очень легко обманывать. Не случайно Остап Бендер, который был автором 400 способов сравнительно честного отъема денег у населения, в конце своей карьеры пошел в управдомы. Ему больше негде было реализовать свои способности. Даже в магазине, когда вы покупаете колбасу, вас могут обмануть, хотя, казалось бы, простейшая операция. А в ЖКХ операций гораздо больше и они намного сложнее. Возможности для обмана неизмеримо шире.

Государство вытолкнуло ЖКХ в рынок, но Жилищный Кодекс не вооружает простого потребителя арсеналом средств защиты от обманов в ЖКХ. В нем огромное количество пробелов, и облапошивать граждан можно абсолютно на всем. И на подсчете, сколько воды поставили, даже на установке водного счетчика, не говоря уже о самих тарифах.

- А почему растут тарифы?

- Тарифы каждый год растут в разы больше инфляции - на 20-25 процентов. Причина - в сговоре чиновников с руководством монополий и управляющих компаний. Чиновники утверждают завышенные тарифы, получают за это взятки, а руководители этих организаций кладут огромные прибыли в свой карман. Эта система у нас сформировалась уже давно, и та реформа ЖКХ, которую в свое время начал кабинет Касьянова, очень сильно помогла обогатиться чиновникам и коммунальщикам. Сегодня ЖКХ - это одна из наиболее жирных «кормушек», которая существует в стране. Кормится от нее огромное количество людей, паразитируют на наших с вами кошельках.

Теперь отвечу на вопрос, что делать. Простому человеку нужно крайне внимательно относиться к заключению договора. Это тот момент, когда наперсточник обманывает вас первый раз. Либо не приносит договор вообще, либо заставляет подписать договор «не читая». Если в договоре с управляющей компанией везде пустые клетки, а вы подписали его, то никто ничего делать для вас не будет. Кран чинить не будут, потому что договором этого не предусмотрено. Кроме того, конечно, нужно хотя бы попытаться собирать в доме общее собрание с требованием к управляющей компании отчитаться перед жильцами. Я понимаю, что это все очень тяжело делать, и конечно, это обязанность власти - жестко контролировать данные организации. Если граждане выберут честных депутатов, которые будут бороться за права граждан, им будет легче разобраться в том числе и с коммунальщиками-обманщиками. А если вы все время выбираете тех, кто в конечном счете получает откаты за сохранение системы, то у вас положение будет становиться только хуже и хуже.

- Во времена Бориса Ельцина все митинги в Челябинске проходили без особых проблем. Люди собирались на центральной площади и, к примеру, требовали роста зарплат. К ним выходил заместитель губернатора и кричал в громкоговоритель: «Я хочу, чтобы у вас выросла зарплата». А как нынче власть отреагировала на ваш пикет?

- Пикет был разрешен. Один - в центре города рядом с областной администрацией. А второй был в Ленинском районе. Власть не препятствовала, хотя в Ленинском районе приехала милиция. Нескольких человек пригласили в милицейскую машину. Наш кандидат стал беседовать с милицией, которая очень тщательно расспрашивала о том, что мы здесь делаем, хотя до этого была заявка. Но, видимо, митинги в Ленинском районе редко проводятся… В результате разговор перешел в фазу обсуждения жилищно-коммунальных проблем города Челябинска. Всех отпустили.

- Сегодня оппозиция очень часто сталкивается с тем, что власти пробуют подводить любые протесты под призывы к свержению конституционного строя, под клевету. И по официальной версии, оппозиция просто не соблюдает все бумажные требования закона. А, по вашему мнению, с демократией в России все в порядке?

- В России в настоящее время никакой демократии нет. Есть демократическая ширма. Да и на самом деле не было у нас никогда демократии. Те демократические лозунги, под которыми правил Ельцин, под которыми осуществлялись реформы Чубайса и Гайдара, с самого начала были ширмой. За этой декорацией в стране построили не демократию, а олигархию. Все национальные богатства отдали кучке олигархов. Не дали возможности сформироваться стабильному среднему классу. А это и есть основа демократии - еще с античных времен.

У нас реформы прошли не так, как например, в странах Восточной Европы, где действительно возник класс мелких и средних собственников. У нас все по-другому: деньги смогли зарабатывать только те, кто имел близость к власти, и эта система, которая и есть олигархия, сохраняется по сей день. Но для того чтобы нравится внешнему окружающему миру (в основном западным странам), называют ее демократией, прикрываются демократическими процедурами, вроде выборов. Но при этом выборы фальсифицируются.

Олигархия защищает себя авторитарными методами. При Ельцине у нас были олигархи, которые вели друг с другом информационные войны. В стране была олигархическая анархия. Потом они поняли, что в таком состоянии не сумеют сохранить свои богатства: народ их сметет. И они призвали на помощь силовиков - Путина, ФСБ, бывших КГБшников. С ними, конечно, пришлось поделиться... А какими методами они могли защититься от народа? Только авторитарными. Установили вертикаль власти, отменили практически все выборы. Теперь избираем только фиктивные парламенты. А исполнительную власть - губернаторов, мэров - уже нет. В этом и заключается суть созданной авторитарной системы. Цель партии «Яблоко» как раз в том, чтобы создать в стране стабильно работающую демократию. А для этого нужно сделать очень много. Необходимо не просто честные выборы провести. Требуется работа по созданию среднего класса, гарантии прав собственности и, в первую очередь, для мелкого собственника. Важна социальная политика, которая перераспределяет национальный продукт в пользу малоимущих. Тогда мы создадим стабильную основу для демократии.

Если мы будем вместе с так называемыми радикалами просто стремиться восстановить то, что было при Ельцине, вместе с Немцовым, Касьяновым, которые сначала обслуживали Ельцина, а в первый период обслуживали и Путина, то никакой демократии мы не построим. Мы опять сделаем страну и народ заложниками олигархов, которые будут говорить, что в России демократия. Мы этого не хотим. «Яблоко» было в оппозиции Ельцину. С самого начала мы были в оппозиции Путину - единственная партия, которая так себя повела.

- Кроме тарифов ЖКХ, какие на ваш взгляд, в Челябинской области существуют наиболее острые социально-экономические проблемы? Каково в принципе социально-экономическое положение Челябинской области на сегодняшний день?

- Этому положению нельзя дать высокую оценку. С другой стороны, по сравнению с другими регионами, промышленный потенциал Челябинской области все-таки выше.

- Опять же кризис пришелся во многом именно на металлургию…

- Но в сравнении с другими регионами, Челябинская область находится не в самом худшем положении. Хотя в целом, экономическое положение страны провальное. Ее граждане - заложники нефтегазовой экономики. В Челябинской области, правда, есть еще дополнение в виде стали, которая по большому счету тоже входит в сырьевой комплекс.

У нас, к сожалению, не развивается новая экономика, высокие технологии. Все завязано на нефть и газ. Такова политика правящего режима, который навсегда связал свою судьбу с доходами от нефти и газа, а вместе со своей судьбой и судьбу страны. Ему ничего другого развивать не нужно. Он думает, что на нефтяной трубе он просидит до конца своих дней.

- А как же заявления руководства страны про нанотехнологии, про Сколково?

- Понимаете ли, наши правители хотят выглядеть прилично перед остальным миром. В современной экономике развитие современных технологий – это требование №1. Поэтому они просто занимаются пиаром. Вот они и тратят гигантские суммы на финансирование таких витрин, как Сколково. Но поскольку у нас экономика олигархическая, то все эти проекты оборачиваются очередной помощью тем же самым олигархам. Взять хотя бы Сколково. Землю, где его сейчас пробуют создавать, скупали олигархи по 2 тысячи долларов за гектар (это Одинцовский район Московской области). Сейчас у них под строительство центра в Сколково государство ее покупает по 700 тысяч долларов за гектар. Представляете, какие деньги кладут себе в карман? Когда в США строили Силиконовую долину, выбрали самую дешевую землю, какая только была в стране. А в России под Сколково взяли самую дорогую, которой владеют Абрамович и родственники высокопоставленных чиновников. Они сейчас сделали сверхдоходный бизнес на продаже этой земли. Чем это Сколково завершится, мы не знаем, но, скорее всего, ничем.

Чем завершились нанотехнологии Чубайса? Он получил 50 миллиардов рублей на этот проект. Где эти нанотехнологии? Может, они такие маленькие, что мы их нигде не видим? Вот и Сколково в очередной раз выльется в перекачивание бюджетных средств из кармана государства в карман олигархов. Этим все и закончится, никаких технологий никто в Сколково развивать не будет. Высокие технологии развиваются в стране в том случае, если они востребованы промышленностью. А у нас просто так идет финансирование под непонятные цели и задачи.

У нас даже те производства, которые имели научно-технический потенциал, сегодня в загоне. В прошлый раз я был на заводе «Полет», который выпускает радиолокационное оборудование. Сейчас он находится в полуразваленном состоянии, вынужден был продать свою территорию под коммерческую застройку. Вот такие производства, которые могли бы составить инфраструктуру мощного технологического роста, если бы государство их поддерживало, действительно могли бы привести к созданию сектора новых технологий, построенного на потенциале военно-промышленного комплекса. Но вместо того чтобы поддерживать их, мы строим Сколково, скупая землю у олигархов. Инновационный пиар нашего президента оборачивается просто огромными затратами для бюджета и не ведет абсолютно ни к чему, в то время как реальные технологические ростки загибаются при полном отсутствии поддержки со стороны государства.

- Как вы оцениваете соотношение сил в ЗСО Челябинской области и в Гордуме Челябинска? Насколько оно нормальное, если учесть, что один раз некоторые фамилии плавно переплывали из бывшей "правильной" партии в нынешнюю, и, как заверяет один из бизнесменов, так же в нужный момент переплывут и в будущую "правильную" партию?

- Всегда есть такие конъюнктурщики. Под занавес существования Советского Союза возникла очень неприятная социальная группа - наша элита. Смысл ее существования заключается в паразитировании на своем господствующем положении в обществе. Эта номенклатура в ходе всевозможных потрясений и пертурбаций трансформировалась в современную паразитическую элиту, главным отрядом которой сегодня является партия «Единая Россия». Они как в поздние советские времена паразитировали на государстве и на обществе, так и продолжают это делать теперь.

Это очень опасная ситуация, ведь развитие любой страны зависит от элиты. Если элита заинтересована в развитии и работает на него, то она движет страну вперед. Возьмем Китай. Благодаря реформам Дэн Сяо Пина ему удалось избежать входа коммунистической номенклатуры в паразитическую стадию. Там есть механизм ротации: на своих должностях, как в России, до бесконечности сидеть невозможно. Элита действительно работает на развитие страны. Ставятся цели, сохраняется воля к переменам... А значит, присутствует очень серьезное желание не допустить в своих рядах коррупцию. В западных странах паразитизма элиты удается избежать в силу реального разделения властей, парламентского и судебного контроля за чиновниками, свободным СМИ и сильному гражданскому обществу. А у нас нет ничего этого. Поэтому главное занятие нашей элиты - это присвоение максимально большей доли прибавочного продукта страны. Не целиком, конечно, чтобы общество не взбунтовалось и от голода не вымерло. Это трагедия нашей страны, унаследованная с коммунистических времен.

- При каком главном условии и когда это положение может поменяться?

- Ситуация может измениться в условиях структурных изменений мировой экономики.

Тенденции уже есть: преображается структура потребления сырьевых ресурсов. Осваиваются новые источники сырья, например, сланцевые газы в США. В результате США смогут скоро отказаться от использования природного газа в принципе. Пока вопрос только в разработке технологии, которая еще не совершенна. Но через 20-30 лет наш газ перестанут покупать. В конечном счете найдется альтернатива и для нефти. В конце концов, в мире будут освоены новые месторождения. И спрос на наше всё - нефть и газ - резко упадет. Упадет и наше государство, потому что оно на этом держится. Это долгосрочная тенденция.

Краткосрочную тенденцию мы только что видели: кризис, который привел к резкому падению цен на нефть. У нас сразу все заметались в панике… Сейчас кризис в нашей стране закончился, но как? Соединенные Штаты, Китай, Европа начали выходить из кризиса, значит, автоматически вырос спрос на нефть. Путин отчитался, что в России все осталось, «как до кризиса». Все неэффективные производства просто накачали деньгами. А как они были неэффективными, так ими и остались. Структура экономики была застойной, ею и осталась. Проблему моногородов не решили. Все это осталось минами замедленного действия, которые могут рвануть при новом кризисе. Поэтому выход - это просто смена политического и экономического курса, проводимого нынешними властями.

Курс должен быть ориентирован на развитие, на возникновение новых отраслей промышленности, реальное развитие новых технологий, а не пиаровское. Это и есть модернизация, о которой говорил президент, но он понимает модернизацию очень своеобразно. Он считает, что Сколково - это модернизация. Однако модернизация это не Сколково и не создание суперкомпьютера и даже не нанотехнологии. Это изменение общественных отношений: от тех, которые страну парализуют и вгоняют ее в застой, к таким, при которых общество раскрепощено и работает на развитие страны. Власть при этом обслуживает общество, а не подчиняет его себе с целью наживы. Вот что такое настоящая модернизация. Но наши правители этого, к сожалению, не понимают.

Досье

Сергей Сергеевич Митрохин. Родился в 1963 году. Окончил Московский государственный педагогический институт имени Владимира Ильича Ленина. Кандидат политических наук. Женат. Воспитывает дочь. С 2008 года председатель политической партии «Яблоко».

VK31226318