Баланс в сторону непрофильных специальностей стал критическим
Совсем немного времени осталось до приемной кампании 2011 года. Родители и абитуриенты хотят понять, что происходит сейчас в высшем образовании, на какую профессию делать ставку. Рассказать об этом мы попросили заместителя министра образования и науки области Галину Казакову.
- Галина Михайловна, можно ли повлиять на выбор абитуриентов? Такое впечатление, что поступление в вуз - процесс неуправляемый.
- Должен быть управляемым. К сожалению, им в последнее время мало кто занимался. Поэтому ребята шли просто на красивую вывеску, несмотря на то, что рынок по ряду модных специальностей был уже давно перенасыщен. Родители знали об этом, но в силу инерции продолжали отправлять туда детей.
- Что может остановить родителей и абитуриентов от ложного шага?
- Они сделают правильный выбор, если будут готовиться к нему не в 10-м и 11-м классах, а намного раньше. Способности ребенка к той или иной деятельности станут выявлять уже в начальной школе. Новые стандарты предполагают дополнительное образование. В его рамках и начнется подготовка к выбору профессии. Уже есть учебники для 4-х, 5-х и 6-х классов, которые рассказывают о рабочих специальностях, их преимуществах. По нашим заявкам московские издательства пишут учебники по профессиям, которые нужны для региона.
А еще развивается промышленный туризм. Мы вывозим учащихся на ММК, ЧТПЗ, птицефабрику «Равис» и другие современные производства, которые являются гордостью Южного Урала. Планируем показать ребятам новый кардиоцентр и лучшие профлицеи области.
- А почему бы Министерству образования и науки РФ не проявить свою политическую волю и не ограничить «сверху» прием на невостребованные специальности?
- Оно ежегодно уменьшает число бюджетных мест по невостребованным специальностям примерно на 10 процентов. Но нужно работать еще и с родителями. Сегодня статус средних специальных учебных заведений незаслуженно низкий. Между тем они открывают для ребенка заманчивую перспективу. Через два-три года он получит в руки профессию и будет зарабатывать как минимум 10-15 тысяч рублей. Это повысит его стартовые возможности.
Молодой человек не теряет шанса получить высшее образование, но придет к нему осознанно. Еще и правом на бесплатное обучение воспользуется. Наверное, это лучше, чем в течение пяти лет платить деньги на коммерческом отделении, получить диплом и остаться без работы по профессии. Сейчас появилась тенденция: после первого платного образования получать второе. Кого мы растим? Иждивенцев. Не случайно президент Дмитрий Медведев выразил свою волю, заявив о необходимости ограничить число невостребованных специальностей и расширить подготовку по инженерно-техническим направлениям.
- Но как эту проблему решить? Абитуриенты не выбирают ЕГЭ по физике по причине слабой подготовки, а значит, не могут поступить на технический факультет…
- Уже два года выбирают. ЕГЭ по физике сдают примерно 23-25 процентов выпускников. После обязательных экзаменов по математике и русскому языку идет обществознание, а за ним - физика. В том, что ситуация изменилась, есть заслуга вузов тоже. Они помогают школе оборудованием, выделяют премии учителям. В частности, это делает ЮУрГУ. Благодаря ему мы вошли в федеральный перечень олимпиад по техническим направлениям. У нас есть интересный совместный проект по открытию лицея для одаренных детей при Дворце пионеров и школьников имени Н.К. Крупской. Инициатива президента «Наша новая школа» ставит отдельной задачей не потерять одаренных детей. Дворец будет тем ядром, вокруг которого эта работа объединится.
- Что будет с непрофильными факультетами в вузах? Рособрнадзор грозится разобраться с «чудом в перьях»...
- Мы получили поручение губернатора. Проанализировали статистику и увидели, что баланс в сторону непрофильных специальностей стал критическим. В некоторых случаях соотношение 50 на 50. Мы предложили привести его в соответствие. Направили письмо ЮУрГУ, Магнитогорскому техническому университету имени Носова, Агроинженерной академии и другим вузам Южного Урала. И нашли понимание у ректоров. Они готовы пересмотреть контрольные цифры набора на коммерческой основе и поступиться частью прибыли. Хотя эти средства вузы используют для своего развития и повышения качества образования. Но высшие учебные заведения понимают, что должны работать на запросы региона.
- Будет ли решена проблема подготовки инженеров для модернизации? Предприятия недовольны качеством специалистов...
- Взаимоотношения вузов и предприятий складывались на почве взаимных упреков: вы плохо готовите, а вы не берете наших выпускников. Но сегодня все понимают, что находятся в одной лодке и не стоит ее раскачивать. Производственники идут на контакт, потому что уже встали перед кадровой проблемой. Ну не могут они везти специалистов из других регионов страны. Этот источник скоро иссякнет. Модернизированному производству нужны не просто инженеры-технологи, а инженеры-разработчики. Это удел избранных людей. Но для того чтобы их взрастить, необходима питательная среда. Она в вузах есть. А у предприятий есть возможность предложить достойный заработок.
Мелкий и средний бизнес уже приходит за кадрами в училища и техникумы. Например, в Златоусте металлургический техникум сотрудничает со строительной компанией (руководитель Сергей Рослов). Она вложила свои деньги в полигон, оснащенный на самом современном уровне. Там учащиеся проходят практику и получают зарплату до 18-20 тысяч рублей за неполный рабочий день.
В течение полугода я дважды присутствовала на региональном совете предпринимателей и производственников. Докладывала о целевой программе профобразования, которую мы готовим. В Законодательном Собрании встречалась с работодателями, в региональном объединении работодателей «ПРОМАСС». На следующей неделе назначена встреча у вице-губернатора.
- В этом году впервые все абитуриенты поступают в вузы на двухуровневую систему подготовки. И родители опасаются, что бакалавр - это недоученный специалист. Где он будет востребован? А магистр?
- Еще в 1999 году мы подписали Болонское соглашение. Но только сейчас переходим на новую систему. Для разбега у нас было более десяти лет. Однако родители и даже некоторые работодатели считают, что бакалавр - это недоученный специалист. Почему укорочен срок обучения? Жизнь сейчас идет с таким ускорением, что знания катастрофически устаревают. Раньше мы их наращивали, а сейчас - учим находить. Прошли времена, когда образование было одно и на всю жизнь. Через пять-семь лет многие люди меняют сферу деятельности: педагоги уходят в торговлю, медики - в шоу-бизнес и т.д. Нужно готовиться к тому, что образование - процесс непрерывный, учиться придется всю жизнь.
Мы приводим свою модель в соответствие с западной, где учат четыре года. И это способствует обмену студентами, стажировкам за рубежом. Международное сотрудничество - это одно из условий аккредитации вуза. Мы должны быть вписаны в мировое сообщество на равных. Магистратуру выбирает тот, кто связывает себя с наукой.
- Какие специалисты потребуются региону через пять лет?
- Это самый сложный вопрос. Мы изучили разные методики расчета прогнозов: опыт экономистов ЮУрГУ, Екатеринбурга, Высшей школы экономики и пришли к выводу, что лучше наших производственников об этом никто не скажет. В ближайшее время найдем ответ на этот вопрос. Но однозначно востребованы будут инженерно-технические специальности.
- Если бы ваш ребенок в этом году поступал в вуз, на что бы вы еще обратили его внимание?
- На информационно-коммуникационные технологии, железную дорогу, энергетику, нефтяную промышленность, медицину. И еще. Я бы своего ребенка не отправила в Москву. У нас есть факультеты, которые ни в чем не уступают столичным.
Инфографика Сергея Сафьянова
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве