Сергей Курышев: «Гаишнику без чувства юмора нельзя»
9 июля юбилей у, пожалуй, самой популярной службы реформируемой российской милиции. Ровно 75 лет назад на улицы городов и поселков Советского Союза вышли первые инспекторы дорожного движения.
Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Сергей КУРЫШЕВ может считать себя двойным «именинником» - накануне профессионального праздника он успешно прошел переаттестацию и стал полноценным полковником полиции.
- Сергей Валерьевич, а как все это происходило - сам процесс переаттестации? Наверное, вы держали ответ перед строгой комиссией, а потом бегали по полосе препятствий и стреляли из пистолета?
- Нет, все было несколько иначе. Сам порядок переаттестации при поступлении на службу в полицию регламентирован указом Президента РФ и нормативными актами МВД. Личное дело рассматривалось на центральной аттестационной комиссии в Министерстве внутренних дел, и мое присутствие при этом не требовалось. А вот подготовительный этап был непростым: в ГУВД по Челябинской области мы действительно сдавали экзамены, а также нормативы по физподготовке и стрельбе. Не скрою - волновался. Но сейчас наступает не менее ответственный этап, до 1 августа мы должны провести переаттестацию всего личного состава областного управления ГИБДД. Здесь права на ошибку нет.
- Вы стали первым на Южном Урале полицейским в форме ГИБДД. Изменится ли после реформы название вашей службы?
- Название останется прежним. А вот на наших служебных машинах слово «милиция» уступит место слову «полиция». Но произойдет это не сразу, а постепенно - по мере поступления новой техники.
- Службе ГАИ-ГИБДД вы отдали без малого три десятилетия. Признайтесь, были моменты, когда хотелось хлопнуть дверью и сменить род деятельности?
- Я придерживаюсь такого мнения: если человек выбирает профессию, прислушиваясь к собственному внутреннему убеждению, то он остается верен ей всю жизнь. Но при одном условии: в работе не должно быть рутины. В ГИБДД такой рутины нет, на моих глазах служба менялась и продолжает меняться самым кардинальным образом. Обновляются наши транспортные средства, совершенствуется оборудование, появляются новые требования к личному составу… Постоянно ощущается динамика, идет процесс развития. И главное, у этого процесса есть цель - обеспечение безопасности движения.
- Словосочетание «безопасность движения» - довольно расплывчато. А его можно выразить в каких-то показателях, в конкретных цифрах?
- Давайте возьмем самый красноречивый показатель - статистику гибели на наших дорогах. К 2004 году в России сложилось критическое положение: в ДТП ежегодно гибло до 35 тысяч человек. Страшные цифры. Государство пришло к выводу, что нужно срочно что-то делать. Была разработана соответствующая федеральная комплексная целевая программа. И с 2006 года она начала приносить плоды. В прошлом году на российских дорогах погибло уже не 35, а 24 тысячи человек. Подобная тенденция характерна и для Челябинской области: если в 2006 году мы в ДТП потеряли 722 человека, то в году минувшем - 622. Но это не значит, что нужно успокаиваться. Сейчас разрабатывается новая программа безопасности, она будет рассчитана на 2013-2020 годы.
- Сергей Валерьевич, а как выглядит Южный Урал на фоне остальных регионов по другим ведомственным показателям?
- Не хочу хвастаться, но скажу: с 2004 года в Челябинской области не было ни одного месяца, когда бы у нас росла аварийность на дорогах. Несмотря на значительное увеличение областного автопарка (с 842 тысяч машин пять лет назад до более одного миллиона единиц - в прошлом), она стабильно снижается.
- Показатели не могут не радовать. Но их обеспечивают живые люди, условия для работы которых не всегда можно назвать приемлемыми. Яркий пример - здание отдела ГИБДД в Магнитогорске. Оно старое, маленькое, тесное и расположено в очень неудобном месте.
- Сейчас благодаря усилиям нынешних магнитогорских властей как раз ведется реконструкция одного из городских зданий, которое будет полностью отдано под ГИБДД. Там будут и гаражи, и прекрасные кабинеты, и отличная дежурная часть. Надеюсь, что уже в этом году магнитогорский отдел справит новоселье. Есть и другие примеры. В прошлом году чебаркульская инспекция заехала в новое помещение. В Карабаше неплохие условия… В этом плане мы активно работаем с местной исполнительной властью.
- Иной раз смотришь на скромные машины наших гаишников и невольно думаешь: как на них догонять нарушителей, которые управляют навороченными иномарками?
- Догонять нарушителей - это не главная наша задача. В первую очередь мы должны быстро приехать на место происшествия, быстро оказать помощь. Не в гонках заключается работа автоинспектора. Погони - это единичные случаи, которые потом служат предметом для отдельного разбирательства. Поэтому мы выбрали для своей повседневной работы одну из недорогих моделей бюджетных иномарок и в течение последних шести лет несем службу на ней. Раньше ездили на вазовских «десятках», но практика показала, что иномарки в обслуживании значительно дешевле.
- Горячая тема: объявление годового моратория на прохождение обязательного техосмотра. Как думаете, Сергей Валерьевич, не приведет ли этот шаг к всплеску аварийности? Ведь не секрет, что российский автопарк довольно дряхлый.
- Я бы не стал говорить, что наш парк такой уж старый. В последние годы он значительно обновился. Согласно статистике, доля аварий, совершенных по техническим причинам, составляет всего один процент от общей массы (в Челябинской области - 21 ДТП из 2054 зафиксированных в минувшее полугодие).
- Вы уже упомянули, что в ГИБДД постоянно обновляется специальное оборудование. А можно об этом немного поподробнее?
- Перспективу дальнейшего развития мы видим как раз в оснащении современной техникой. Таково требование времени. Уже сейчас все наши служебные машины оборудованы приборами доступа к удаленным базам данных, приборами дистанционного измерения скорости, приборами внешнего и внутреннего наблюдения, анализаторами паров алкоголя и следов взрывчатых веществ… Совсем недавно мы приняли «на вооружение» комплекс «Паркон», который в автоматическом режиме фиксирует на камеру нарушения, связанные с парковкой. Патрульному экипажу с «Парконом» достаточно просто проехать по улицам города, и уже в конце смены компьютер выдаст административные материалы на зафиксированных прибором нарушителей правил парковки. А спустя несколько дней эти недобросовестные водители получат «письмо счастья» с квитанцией о штрафе.
- Не могу удержаться, чтобы не спросить: как вы относитесь к тому, что водители миганием фар предупреждают друг друга о близости поста ДПС?
- Не вижу в этом ничего плохого. Пусть предупреждают. Посты, как правило, выставляются на аварийных участках. Поэтому, если предупрежденный кем-то водитель будет ехать по опасной дороге предельно аккуратно, то я такую ситуацию могу только приветствовать.
- Как автомобилист, могу сделать вывод: не на все нарушения инспектор ГИБДД реагирует одинаково. Да, за «зебру» и «двойную сплошную» спрос строгий, зато можно спокойненько проехать мимо гаишника, не будучи пристегнутым ремнем безопасности.
- Вы заметили, что в последние годы южноуральские водители научились пропускать пешеходов? А ведь это не произошло само собой. Дело в том, что 45 процентов ДТП связано с наездом на пешеходов. Отсюда и наше повышенное внимание к нарушителям правил проезда пешеходных переходов - логика жизни подсказывает такой подход. В отношении ремня скажу следующее. Считаю, что более полезной в данном случае является система пропаганды. У нас есть фото и видео материалы с последствиями аварий. Мы показываем их в СМИ и убеждаем людей в пользе ремней безопасности. Иногда простое предупреждение от инспектора оказывается эффективнее административного штрафа. Да, есть принуждение, но существует еще и профилактика.
- А ваши сотрудники допускают нарушения ПДД? Если да, то как таких наказываете?
- Наши сотрудники - такие же участники дорожного движения, как и остальные автомобилисты. Только за ремни в челябинском батальоне ДПС мы в этом году семерых уже наказали. Выписали штрафы, они эти штрафы оплатили.
- Вот это да! А как вы их выявили? Не сами же они на себя протокол заполнили.
- В двух случаях позвонили граждане и сделали соответствующие заявления. В остальных - сработала наша внутренняя надзорная служба. А что делать? Скидок для «своих» тут быть не может, ведь находящийся за рулем сотрудник ГИБДД является примером для остальных водителей.
- Не спрашиваю о том, пристегиваетесь ли вы лично. Ответ очевиден. А вот самому за руль часто приходится садиться? Любите ли вы водить авто?
- Люблю, и очень сильно. К сожалению, график работы таков, что приходится это делать либо в выходные, либо в отпуске. Вождение для меня - и отдых, и удовольствие. За рулем набираюсь опыта, смотрю, как обустроены дороги, как работают коллеги. И вообще жизнь у меня тесно связана с машинами: я заканчивал автотранспортный факультет нашего челябинского политехнического института, на досуге люблю полистать автомобильную литературу.
- Гаишник нередко является мишенью для разного рода шуток. Можно вспомнить и анекдоты на эту тему, и различные телевизионные передачи. Не обижаетесь?
- Есть такая шуточная поговорка: кого люблю, того и бью. В каждой шутке есть доля истины. Дорожный инспектор всегда на виду, он общается с огромной массой людей. Отсюда и повышенное внимание к его персоне. Кого пародируют чаще всего? Известных людей. Если с экрана юмористы часто говорят о гаишниках, - значит, нас любят. Ну и самим инспекторам без чувства юмора тоже нельзя. Постой-ка на дороге восемь часов на 30-градусной жаре! Или в мороз… Только чувство юмора и выручает.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве