Дмитрий Ефремов: «Молодежная лига - это вызов»

Дмитрий Ефремов: «Молодежная лига - это вызов»

Недавно в Челябинске с визитом побывал управляющий директор Молодежной хоккейной лиги (МХЛ) Дмитрий Ефимов. Как выпускник социологического факультета МГУ, магистр делового администрирования (МВА) Питтсбургского университета (США) пришел в хоккей, зачем миллиардер Ринат Ахметов приглашал его в донецкий футбольный клуб «Шахтер», какие команды становятся по-настоящему великими, почему Кубок вызова по хоккею решено провести в столице Южного Урала? Обо всем этом 39-летний руководитель МХЛ рассказал сайту mediazavod.ru.

- Дмитрий Григорьевич, честно признаюсь, перед встречей искал о вас информацию, но ее крайне мало, такое ощущение, что вы чрезвычайно закрытый человек. Удалось узнать, в частности, что вы занимались бизнесом. А хоккеем?

- Скажу сразу, профессионально ни футболом, ни хоккеем не занимался. Бизнесом - да. Работал в компании «Проктэр энд гэмбл», десять лет возглавлял отделение «Кока-колы» на Украине. Тогда и получил приглашение от Рината Ахметова в донецкий «Шахтер». Случилось это примерно в 2005 году.

- Наверняка вас туда приглашали не для того, чтобы вы сделали клуб чемпионом.

- У президента клуба Рината Ахметова мысль очень правильная. Футбольная часть в «Шахтере» была на высоком уровне, и он хотел вывести на серьезный уровень коммерческую составляющую, работу с болельщиками - все то, что в футболе и хоккее считается не спортивными вопросами. Для этих целей и позвали меня. Два года я там проработал, а потом меня пригласили на аналогичную должность в московский «Локомотив». Успел проработать с Юрием Семиным.

- Как вы считаете, коммерческие и спортивные составляющие пересекаются или идут параллельно?

- Есть такое понятие - великий клуб, будь то футбольный или хоккейный. И великий клуб не может быть силен в одном и слаб в другом. Если мы заговорили о футболе, то великие клубы - «Реал» , «Манчестер юнайтед», «Барселона», «Милан» или «Интер» - достигли высших результатов во всех сферах своей деятельности. Это футбол, это болельщики, это продажи - самые разные, это и спортивная медицина, это и футбольная школа. Все, чем они занимаются, на самом высоком уровне. А те клубы, которые, к примеру, достигли каких-то хороших результатов по работе с болельщиками, но ничего не выиграли, или завоевали какой-то серьезный кубок, но у них беда с деньгами, плохая посещаемость - никогда этот клуб не застолбит за собой звание великого. Поэтому спортивные, коммерческие, маркетинговые направления, может быть, и идут сами по себе, но они идут совершенно параллельно и одновременно. Когда одно из них выпадает, другие так или иначе, сегодня или завтра, но все равно приходят в упадок.

- А как вы пришли в хоккей?

- Спортивный мир довольно тесен. После того как я четыре года отработал в футболе, сначала в украинском, потом в российском, в 2009 года меня пригласили, чтобы участвовать в создании Молодежной хоккейной лиги, а затем и руководить ею.

- Это был вызов для вас?

- Абсолютный. В спортивной жизни я всегда приходил в серьезные организации. «Шахтер», «Локомотив» - хотя они очень разные, но, тем не менее, знаменитые клубы, которые на момент моего прихода уже давно существовали. И моя роль там была в создании чего-то нового, но на базе уже серьезного, существующего. А в МХЛ вызов состоял в том, что молодежного чемпионата ни в СССР, ни в России никогда не существовало. Задача моя и моей команды была его создать с нуля, причем у нас не было права на ошибку. Чемпионат надо было делать сразу, основательно и здорово. Так что, да, это был вызов. Это было очень интересно, и по-прежнему очень интересно.

- С какими сложностями вы столкнулись при создании лиги?

- Столкнулись с уймой всего. Достаточно сказать, что команда, которая изначально начала работать, насчитывала всего три человека. Это был я, Алексей Антонов, сегодня исполнительный директор, и Сергей Яковлев, наш директор по развитию. Все мы сидели в одной комнате за одним столом. Начинали в спартанских условиях. Конечно, давайте не будем лукавить, за спиной стояла Континентальная хоккейная лига, за созданием МХЛ стояло видение президента КХЛ Александра Медведева. Но непосредственных исполнителей было трое.

А с чем мы сталкивались? С непониманием. Будет грубым попранием истины сказать, что все хоккейные клубы КХЛ с восторгом приняли создание МХЛ. Очень многие восприняли это как дополнительную финансовую нагрузку, людскую нагрузку, дополнительные хлопоты. И процесс переманивания их на нашу сторону занял не один месяц. Давайте еще дальше копнем правду. Хоккейный клуб «Трактор» поначалу был отнюдь не в рядах ярых сторонников и поклонников МХЛ. Первый сезон посещаемость в Челябинске была очень слабенькая. Дела с «Белыми медведями» в этом плане не клеились. Но с приходом Владимира Кречина (нынешний директор «Трактора». - Авт.) ситуация развернулась в диаметрально противоположную сторону.

- Перспективы развития лиги по горизонтали, мне кажется, уже исчерпали себя. В МХЛ уже 32 клуба. Куда лиге расширяться? Или все-таки вы будет новых членов принимать?

- Перспективы не сильно приблизились к своим границам. Смотрите. Мы создали Молодежную хоккейную лигу, то, что сегодня называется чемпионатом МХЛ. В нынешнем году запустили первенство МХЛ, то, что в рабочем порядке называли группой «Б». И вот это, без ложной скромности, я считаю самым важным хоккейным проектом нашей страны этого года. Важнее, на мой взгляд, ничего не произошло, и вряд ли произойдет.

Чемпионат МХЛ - это некий элитный дивизион, в котором играют сильнейшие молодежные команды от Хабаровска до словацкого Попрада. Которые в большинстве случаев поддерживаются очень серьезными клубами КХЛ. Там все совершенно понятно.

А первенство - это некая канадская модель развития молодежного хоккея. За ним колоссальное будущее, за ним развитие нашего хоккея на десятки лет вперед. Эта группа имеет безграничный потенциал роста. Сегодня в первенстве играют 19 команд, завтра будет 30, потом 50, 100. Сколько у нас городов - больших, поменьше, небольших, где есть хоккейные школы, но нет хоккейных команд.

Есть даже более интересная ситуация. В прошлом году МХЛ проводила выездную игру между командами «СКА-1946» и «Рига» в Карелии, в городе Кондопога. Там стоит прекрасный ледовый дворец. Играй в хоккей! Но нет команды.

Вот он, колоссальный потенциал для создания молодежных клубов. И наше первенство имеет будущее, не просто дивизионы можно иметь, а создавать целые лиги. Там, где у нас сейчас три дивизиона, я в перспективе вижу три самостоятельные региональные лиги. Сравним с Канадой, население которой 40 миллионов человек. Я не обладаю статистикой, сколько там всего молодежных команд. Я знаю, что только в одной провинции Онтарио их 150. Главное, чтобы это в правильном направлении развивалось, чтобы руководство городов, областей нас услышали, поняли, поддержали, и тогда сеть молодежных команд полностью покроет страну. И тогда мы не будем терять наши молодые таланты.

- Вы перенимаете опыт КХЛ или канадского хоккея?

- Что-то из КХЛ, что-то из Канады. К сожалению, мы не можем перенять опыт университетского хоккея. Сильнейший феномен в Америке и Канаде. Когда российские молодежные команды едут за океан играть со своими сверстникам, то встречаются, в частности, с университетскими клубами. Увы, у нас университетского хоккея нет. Появится ли он, большой вопрос.

- Вас динамика посещаемости матчей МХЛ радует?

- В позапрошлом сезоне матчи МХЛ посетили 450 тысяч зрителей, в прошлом - 750 тысяч, в нынешнем - нацелились перешагнуть миллион. «Белые медведи» в этом плане одни из лидеров, со средней посещаемость две-две с половиной тысячи человек. На плей-офф - шесть.

Потенциал российского молодежного хоккея очень высок. Мы только в начале пути, несмотря на то, что МХЛ начала уже свой третий сезон. Здесь поле не пахано, причем в разных направлениях. Не только в организации команд, в работе с болельщиками, создании аудитории, в коммерционализации молодежного хоккея. Ведь это же не дело, что молодежные команды нуждаются в финансировании извне. В той же Канаде существует многолетняя серьезная культура спонсорства молодежного хоккея. И она идет не от административного ресурса, а от огромного интереса аудитории.

- Там юниорские клубы сами зарабатывают?

- Конечно. В Америке, Канаде никто не станет вешать на своих налогоплательщиков спортивную команду.

Там везде коммерческий принцип: зарабатываешь, играешь, - выживаешь. В Канаде молодежные команды, особенно сильные молодежные команды, привлекают значительные коммерческие средства. К примеру, они зарабатывают на ТВ. И кто сказал, что у нас не может быть того же самого? Только нам нужно на это время. Когда мы начинали, в бюджете нашей лиги доля того, что мы сами заработали, было где-то 1,5-2 процента. В прошлом году было около пяти. В этом году больше 10 процентов бюджета заработали сами. Это правильный путь, и этот процент будет расти.

Мы сами привлекли, завоевали наших спонсоров. «Шевроле», «Жиллет», «Рибок» - это те спонсоры, которым МХЛ стала интересна. Которые считают, что ассоциировать свои товары, свои бренды, продукцию с нами - это способ наращивать ценность бренда, продавать больше продукции. Это тот путь, по которому надо идти. Но сложность в том, что тропа эта уж слишком не проторена.

- Расскажите о цели вашего визита в Челябинск.

- Я считаю, что лига всегда должна быть на связи со своими клубами. Лига это и есть сообщество хоккейных клубов. С одной стороны, мы приезжаем в гости, смотрим матчи, общаемся с руководством, тренерами, игроками, потому что иначе невозможно держать руку на пульсе, невозможно понимать, чем живет лига и руководить лигой. С другой стороны, есть совершенно конкретная задача. МХЛ рассматривает Челябинск в качестве города, где планируется провести одно из самых серьезных мероприятий лиги нынешнего сезона - юниорский Кубок вызова среди хоккеистов до 18 лет. В Челябинске мы еще не работали, я имею в виду крупные мероприятия лиги. Переговоры с руководством клуба и то, что, мы увидели (качество инфраструктуры клуба и города), привели нас к решению о том, что юниорский Кубок вызова мы проведем в марте 2012 года в Челябинске. Это большое мероприятие, наш вклад в копилку национальной юниорской сборной. Кубок пройдет за месяц до юниорского чемпионата мира.

- Формат Кубка какой?

- Не готов вам сейчас ответить. Скорее всего, встретятся команды, состоящие из лучших игроков Западной и Восточной конференций. Но, возможно, к ним добавится еще какая-то команда. Я не исключаю того, что это будет иностранная команда. Над форматом еще работаем, а с местом уже определились. Мы уверены, что город доверие оправдает. Это же интересно, обоюдно выгодно. Для Челябинска хоккей - это ключевой, принципиальный вид спорта. Кубок вызова должен пройти блестяще.

- Я так понимаю, что у вас и с руководством «Трактора» достаточно теплые отношения.

- Если бы это было не так, мы бы здесь не проводили Кубок. С директором «Трактора» Владимиром Кречиным у нас полное взаимопонимание. Потому что успех мероприятия состоит из нескольких совершенно понятных звеньев: клуб, администрации области, города. Ее «хоккейность», ее расположенность к хоккею являются принципиальными факторами. А в Челябинске и губернатор области Михаил Юревич, и глава города Станислав Мошаров играют в хоккей.

VK31226318