Самый боевой грузовик российской армии

Самый боевой грузовик российской армии

К 70-летию автомобильного завода «УРАЛ» мы расскажем о производимой им боевой технике. Главнейшей задачей современной боевой техники является не только ее поражающая огневая мощь, но и способность сохранить жизнь и здоровье своему экипажу. Спасение жизней своих солдат лежит в основе действий армии любого государства. Потому что только живой солдат, в конечном счете, обеспечивает выполнение боевой задачи, а значит, и победу!

30 ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Так 70 лет назад началась история предприятия автомобильный завод «УРАЛ». Сегодня это успешное предприятие, один из лидеров российского рынка грузовых автомобилей, внедряющее современные технологии управления и производства и выпускающее новейшие виды техники.

Для миасского автомобильного завода «УРАЛ» такая забота — дело не новое. Здесь накоплен колоссальный опыт по созданию защищенных автомобилей.

Уже с первых дней войны в Афганистане, когда советские транспортные колонны стали подвергаться регулярным массированным нападениям афганских моджахедов, Министерство обороны страны поставило перед производителями задачу по защите экипажей транспортных средств. Необходимо было снабдить обычные грузовики локальной броневой защитой.

На автозаводе «УРАЛ» к решению этой жизненно важной проблемы подключились лучшие специалисты. Первоначально пробовали просто обшивать кабину машины броневыми листами. Практика показала, что такая технология «бронезаплаток» не обеспечивает экипажу достаточной защищенности.

Дальнейшие поиски конструкторов завода привели к тому, что в кратчайшие сроки были разработаны и запущены в массовое производство первые в мире цельные корпусные бронекабины. Они стали устанавливаться на уральские грузовики с колесной формулой 6х6 и 8х8 («Урал-4320-31» и «Урал-5323-01»). Проект получил грозное название «Медведь». Он объединил в себе унифицированное семейство бронированных капотных и бескапотных автомобилей двух типов и функциональных модулей с невиданным ранее уровнем бронезащиты. «Бронеуралы» демонстрировали беспрецедентный уровень баллистической и противоминной защиты, превышающей все мировые аналоги.

Успех южноуральских мастеров дал импульс созданию целой концепции семейства автомобилей нового поколения. В 2010 году к проектированию нового бронированного автомобиля были привлечены лучшие российские научно-исследовательские институты, вузы и предприятия, применяющие в своей работе самые современные методы проектирования и прототипирования. Так, гидравлическую систему независимой подвески автомобильной платформы разрабатывали в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а расчеты защищенности бронекорпуса проводили в Саровском ядерном центре.

Осенью этого года на VIII Международной выставке вооружения «Нижний Тагил-2011» представлены два ходовых макетных образца — перспективные полноприводные автомобили двойного назначения «Урал-63099» и «Урал-63095». Они продемонстрировали гораздо более высокие параметры подвижности, защищенности и эффективности боевого применения, чем все ранее реализованные на серийно выпускаемой автомобильной и колесной бронетехнике российской армии. Это грузовики нового поколения с обеспечением усиленной защиты экипажа, перевозимого груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия и с противоминной защитой.

В новых машинах был реализован ряд новаторских конструкторских решений. В первую очередь речь идет о применении модульного принципа в создании автомобиля. В отличие от зарубежных аналогов, специалисты предприятия создали не автомобиль, а платформу, которая позволяет из набора определенных модулей — модуль управления, мост, силовая установка — создавать автомобили различного уровня защищенности с различными колесными формулами: 4х4, 6х6, 8х8. Все определялось требованиями потребителя.

Как и в большинстве случаев создания зарубежных бронемашин, в основе нового «Урала» лежит капотная компоновка (в отличие от бескапотной — типа «КамАЗ»). Такая конструкция при большой массе броневой защиты позволяет обеспечивать оптимальное распределение нагрузки на грунт, тем самым обеспечивая автомобилю максимальную проходимость. Да и психологически для водителя эта компоновка является более предпочтительной. Ведь при контакте передних колес с миной вся сила взрывной волны и осколки уходят в стороны и двигательный отсек, который вынесен вперед кабины водителя и является ее естественной защитой. В случае с бескапотной схемой весь взрыв принимают кабина и находящийся в ней экипаж. Недаром же в войсках капоты «Уралов» называют не иначе, как «полтора метра жизни» — лучшей похвалы представить трудно!

Одним из первостепенных является вопрос обеспечения скорости передвижения и проходимости по бездорожью. В автомобилях нового армейского семейства применена независимая управляемая гидропневматическая подвеска, которая не только позволяет обеспечивать высокую скорость, но и меняет дорожный просвет автомобиля по команде с места водителя в пределах 400 мм. Высокие удельные мощности обеспечивает применение современного шестицилиндрового дизельного двигателя мощностью 450 лошадиных сил производства ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ». Значительный крутящий момент передается через 6-ступенчатую автоматическую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, ведущие мосты с планетарными редукторами. Эффективное торможение обеспечивают дисковые тормоза с антиблокировочной и противобуксовочной системами.

Автор этих строк лично наблюдал в Чечне, как бескапотный «КамАЗ» безуспешно пытался подняться на горку, чтобы доставить боеприпасы и продовольствие на расположенный там укрепленный блокпост. Водитель нещадно надрывал «движок», но его машина, не достигнув и трети высоты препятствия, сползала вниз по раскисшей осенней грязи, в которую превращается после дождя пластелиновый грунт этой горной республики. «Похоже, придется все на своем горбу тащить», — с грустью констатировал стоящий рядом молодой солдатик. «Не боись, «Урал» в два счета заедет!» — с усмешкой ответил ему бывалый сержант. Так и случилось: уже через пару минут бойцы весело разгружали стоящий на вершине высотки «Урал», который спокойно и без напряга выполнил возложенную на него задачу.

Отдельная гордость этого суперсовременного автомобиля — электронная система управления высокой надежности с открытой архитектурой. Она позволяет не только выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов, но и проводить необходимую диагностику. При необходимости она может автоматически сообщить о местонахождении и состоянии автомобиля на командный пункт, а также подключиться к системам управления подразделением и огнем.

Посетивший выставку премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин лично ознакомился с уральской чудо-техникой. Премьер занял кресло командира экипажа и изучил его систему управления. Председатель правительства поблагодарил уральских автомобилестроителей за успешную работу и пообещал государственную поддержку в работе над проектами создания военной техники.

Такой успех в работе над проектом стал возможен благодаря внедрению на предприятии новых методов управления производственной системой. Ориентированность на потребителя и постоянное повышение качества выпускаемой продукции являются приоритетными направлениями работы автозавода «УРАЛ». Все перечисленные выше технические решения, реализованные в макетных образцах, подтверждены в ходе испытаний, и сегодня уральцы работают над усовершенствованием конструкции в соответствии с требованиями потенциальных заказчиков.

Генеральный директор автозавода «Урал» «Группы ГАЗ» Виктор Корман: «Автомобили «Урал» востребованы в вооруженных силах благодаря своим уникальным преимуществам — высокой проходимости, возможности преодолевать любые препятствия, защищенности экипажа в условиях боевых действий и простоте технического обслуживания. Военная наука в этих вопросах постоянно идет вперед, и автозавод является одним из участников процесса обновления техники для армии».

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич: «Продукция автомобильного завода «УРАЛ» соответствует лучшим мировым стандартам. Полноприводный грузовик, неприхотливый и отлично защищенный — он армии нужен. Это, по сути, основная российская армейская машина».

Наша справка

ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ» образовано в 2001 году в результате реструктуризации производственного комплекса Урал-АЗа. «УРАЛ» — основной актив дивизиона «Грузовые автомобили» «Группы ГАЗ». Завод выпускает полноприводные грузовые автомобили грузоподъемностью от 4 до 20 т; грузовые автомобили для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием грузоподъемностью от 9 до 25 т; вахтовые автобусы на базе полноприводных автомобилей; грузопассажирские автомобили.



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318