Главком войска на страховом фронте
Аркадия Любавина, генерального директора страховой компании ЮЖУРАЛ-АСКО, на рабочем месте в эти дни не застать. Он, «используя служебное положение» президента союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», собрал очередной, 58-й по счету слет этой организации вдали от Челябинска. Видимо, специально. 17 февраля у Аркадия Марковича юбилей, а он не любит повышенного внимания к своей персоне.
Но мы заранее встретились с главой компании, которая более 20 лет является партнером «Челябинского рабочего», страхуя от несчастного случая подписчиков газеты и журналистов.
Защищая будущее
- Аркадий Маркович, какому воинскому званию соответствует должность генерального директора?
- Никогда об этом не задумывался. Наверное, это зависит от размеров компании. В ЮЖУРАЛ-АСКО больше тысячи сотрудников, значит, по должности я как командир полка. Но в армии, каким бы ни был полк по численности, он входит в дивизию и подчиняется вышестоящим органам. А наша компания абсолютно самостоятельная, над нами никого нет. Поэтому с точки зрения свободы принятия решений…
- …Вы - главнокомандующий!
- Выходит так. Пусть и небольшого «войска». Тем более что я не только генеральный директор, но и один из собственников.
Недавно вычислил, что по возрасту ЮЖУРАЛ-АСКО - третий страховщик России. Старше нас только Росгосстрах и Ингосстрах. Но там уже не раз менялись директора, а я в компании с момента ее рождения, без малого 22 года.
- Стало быть, по стажу вы среди руководителей страховых компаний номер один в России. Вашей успешности, наверное, многие коллеги завидуют.
- Не знаю, не спрашивал. Но за последние пять лет я не раз получал предложения о присоединении от большинства лидеров российского рынка. Значит, нашу компанию ценят. Это лестно. Но если принять предложение, только лет через десять будет ясно, правильным ли оно было.
- Кстати, слоган вашей компании - «Заглядывая в будущее».
- Он звучит иначе: «Защищая будущее». Мы подразумеваем защиту не только клиентов, хотя это - суть нашего бизнеса. Ведь, страхуясь и платя взносы, люди защищают свой завтрашний день от непредвиденного случая. Но мы защищаем и будущее своих сотрудников. В надежной и стабильной компании это удается. Сами управляем своим «полком» на этом рыночном фронте и обязаны думать о завтрашнем дне.
- Какой вам видится вершина вашей деятельности?
- Бессмысленно рисовать какие-то картинки, как это делали мы, создатели первого негосударственного холдинга АСКО, в начале 90-х. Правда, в основном на эмоциональном уровне. Наша фирма виделась нам в образе Ллойда восточного полушария - с кораблями, небоскребами (Ллойд - известный лондонский страховщик. - Авт.). Я тогда не представлял себе степени интеллектуальности этого бизнеса. Убежден, что страхование намного сложнее, чем любой из финансовых видов бизнеса, будь то банковское дело или работа на бирже. У нас рисков намного больше, гораздо обширнее палитра деятельности и самый широкий круг специалистов разных профессий.
- Успех компании говорит о том, что в страхование вы пришли не по ошибке.
- Пришел, честно говоря, от скуки. На прежней работе сделал все, что можно было, и не видел перспективы. Откликнулся на предложение друга заняться бизнесом, о котором практически ничего не знал.
До этого 13 лет проработал главным инженером проекта, защитил кандидатскую по АСУ предприятиями стройиндустрии. Страхование изучал путем самообразования. В 90-е годы многому учился у западников. Ездил в США. Германию, Израиль, привозил оттуда все, что можно было позаимствовать: от описания структуры управления и разных бизнес-процессов до образцов текстов радиорекламы по страхованию посевов от града. Самое главное, без чего мы бы не продвинулись, - интенсивное общение с коллегами сначала в холдинге АСКО, а последние 15 лет в «Урало-Сибирском соглашении».
Разве мог я в 1990 году представить себе, что наша компания за 2011 год заключит почти 500 тысяч договоров, создаст сеть отделений и филиалов не только в родном городе, но и Челябинской, Курганской, Курской и Томской областях, а в день будет выплачивать по три миллиона рублей! За прошлый год выплаты составили 738 миллионов рублей по 38,5 тысячи страховых случаев разной степени сложности. Каждые три минуты - выплата.
Не задача, а мечта
- Я слышала, будто, работая в ЮЖУРАЛ-АСКО, можно заказывать себе желаемую зарплату на последующий год.
- Мы называем это моделированием или созданием видения. Ежегодно каждому сотруднику предлагаем поставить пред собой не задачу, а… мечту. Сколько бы он хотел зарабатывать? Поначалу было сложно перестроить психологию. Людям казалось, что тем самым мы заставляем их взять напряженный план, за невыполнение которого потом накажем. Постепенно мы этот барьер преодолеваем.
Я в конце года всегда объезжаю все филиалы, встречаюсь со всеми сотрудниками. Есть наглядные таблицы, из которых видно, сколько страховой агент зарабатывал раньше, сколько он хотел зарабатывать и что получилось по факту, а также что он себе «намечтал» на год будущий. Очень интересная информация. Сразу видно, кто оптимист, кто пессимист, кто прагматик.
Мы всем говорим: «Ставьте высокую планку, не бойтесь». Факты показывают: у кого планка высокая, те делают скачок. Даже если не достигнут заветной цифры, то, скорее всего, одолеют новую высоту. Важно не стоять на месте, искать инструменты, за счет которых можно достичь желаемого.
Может, раньше вставать и позже ложиться? Или осваивать новые страховые программы и применять новые технологии? Или выйти на новый круг клиентов?
Из личных видений складывается «картинка» подразделения и всей структуры. У меня, генерального директора, тоже есть видение компании.
- Где вы позаимствовали эту технологию?
- Это элементы «альтернативного» менеджмента, как его сформулировал мой друг Григорий Фидельман, стоявший, кстати, у истоков АСКО. Теория основана на философии доктора Эдварда Деминга - одного из создателей «японского экономического чуда», применив которую, корпорация «Тойота» стала лидером мирового рынка. Я, например, ярый сторонник принципа отсутствия наказаний за ошибки, так как корни ошибок (по Демингу) на 98 процентов заложены в системе, которую надо улучшать, а не в злом умысле или «расхлябанности» работника. Часто хвалю тех, кто совершил существенный рывок, но не ругаю того, кто не выполнил намеченных им же цифр. Иначе в следующий раз он много желать не будет.
На штурм!
- Знаю, что вы привнесли в компанию «мозговые штурмы».
- Недавно в газете прочитал такой анекдот: сын спрашивает у отца, в чем разница между задачей и проблемой. «Задача, - говорит папа, - это когда ставишь себе цель и ее решаешь. А проблема - когда ты сам становишься целью».
Если что-то происходит во внешней среде или даже внутри компании и возникает проблема несоответствия желаемого с действительным, надо ее осмыслить. У живого организма всегда есть проблемы. Их нет только у мертвых.
- Тогда у вас «мозговой штурм» не прекращается ни на день.
- Это нормально, когда компания развивается. Я проблемы всегда делю на долгосрочные, которые за год не решить, и текущие. Допустим, неожиданно ужесточаются для региональных компаний условия их существования, усложняются нормативы, допуски на какие-то сегменты рынка. Такое в последнее время происходит довольно часто. Альтернатива такова: либо бороться, либо лапки поднимать.
В конце 90-х годов было более двух тысяч страховых компаний. На начало прошлого года их осталось меньше 700. В нынешнем январе почти сто ушло с рынка, в том числе и из-за новых законодательных требований. В Челябинской области осталось всего шесть региональных компаний. В половине субъектов РФ вообще их не осталось, только филиалы федеральных компаний, что, на мой взгляд, не очень хорошо для потребителя.
Но когда видишь картинку хорошего будущего, а сегодняшнее состояние ей не соответствует, то ставишь себе цель, как этот разрыв уменьшить. Интересная творческая задача.
На рынке всегда возникают вопросы о дееспособности тех или иных компаний. Задают вопросы и про нас, хотя и несравнимо реже, чем раньше. Могу сказать, что на начало года собственные средства ЮЖУРАЛ-АСКО достигли почти 300 миллионов рублей, что в 2,5 раза превышает введенный с 2012 года норматив, а в прошлом году мы перешагнули заветный рубеж по взносам - миллиард рублей. Так что хлопот и опасений у наших клиентов быть не должно.
44 открытия мира
- Аркадий Маркович, вы сами тоже страхуетесь?
- Конечно. В прошлом году у соседа загорелась небольшая постройка. Пожарные ее тушили и залили водой мою баню, недавно отстроенную. Приехал эксперт, оценил ущерб. Пусть небольшую, но выплату я получил. Были страховые случаи и с моим личным автомобилем, правда, застрахован он в другой компании. Я и агентов наших убеждаю страховаться. На собраниях спрашиваю: «Поднимите руки, у кого квартира, машина или жизнь застрахована?» Обычно большинство поднимает руки. Значит, они верят в то, чем занимаются. А если не верить, как предлагать другим эти страховые продукты?
- Вас называют директором, который сам идет к подчиненным.
- Если я иду в отдел задать конкретный вопрос, то участвую в обсуждении на месте, это часто дает больший результат с меньшими нервными нагрузками.
- У вас в кабинете долго и не высидишь: всегда включен кондиционер.
- «Систему прохлады» я перенял в свое время у директора проектно-конструкторского бюро Бориса Михайловича Горбунова. У него даже в самую морозную погоду был открыт балкон. «Чтобы подчиненные не задерживались», - шутил он. Я кондиционер выключаю, только когда женщины заходят, чтобы не замерзли. А чтобы самому не болеть, занимаюсь спортом. Уже двадцатый сезон с коллегами хожу с сентября по май на стадион «Инга» играть в волейбол. Это наша традиция. Понедельник и четверг - святое. Признаем лишь две причины пропусков - командировку или болезнь. К тому же занятия спортом - самый лучший способ отдохнуть от повседневной работы.
У меня есть два друга детства. Григорий Фидельман уже много лет живет в Москве. А челябинец Владимир Беляев - успешный руководитель спортобщества «Юность России». С ним мы жили в одном дворе, вместе ходили в шахматную секцию. Интерес к шахматам не пропал до сих пор. Когда Володя ко мне приезжает, «рубимся» в блиц.
- Еще, знаю, путешествиями увлекаетесь. Сувениры из поездок привозите?
- У меня в семье культ кошки, поэтому мы собираем фигурки кошек. Их набралось несколько сотен. Чтобы разместить всех, жена придумала два «кошкиных дома», а скоро, видимо, появится третий. Первый был из керамики. Скульптор, которая его сделала, даже патент взяла на это «изобретение».
А что касается поездок, то я для себя составил список мест, где побывал. В нем 44 страны, 227 городов России и зарубежья. Но мест, где я не был, значительно больше, так что скука не только в работе, но и на отдыхе в ближайшее время мне не грозит.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве