В Магнитогорске побывал джазовый пианист и композитор Даниил Крамер

В Магнитогорске побывал джазовый пианист и композитор Даниил Крамер

Мэтр мирового джаза рассказал о том, к чему приводит поголовное музыкальное образование, как тюремная субкультура может превратить человека в идиота. И, наконец, почему нельзя было объявлять демографическую программу.

В плотном графике гастрольных передвижений по миру маэстро выкроил два дня на то, чтобы побывать в провинциальном Магнитогорске. Здесь он возглавлял экспертную комиссию II Открытого межрегионального детского фестиваля-конкурса «Играем Jazz». Это тем более значимо, что время Крамера расписано на многие месяцы вперед. Ведь он не только гастролирует, но и является также деканом Московского института современного искусства, занимается общественной деятельностью.

- Любой фестиваль - это кровь, которая течет в жилах. Котел, в котором рождаются новые идеи. Без общения искусство, бизнес, политика, наука превращаются в одиночную камеру. В ней гибнет все, - считает маэстро. - Кто знает, как рождаются новые музыканты, ученые - все те, кто потом будет создавать новое человечество? Частично это делается прямо сейчас. Джаз - это образ жизни, главное в нем - свобода мышления и высокий интеллект, без которых не получится импровизации. Я где-то вычитал, что у человека «из низов» и Льва Толстого словарный запас отличается всего-то на пару сотен слов. При этом один пишет «Войну и мир», а другой кроме пошлого анекдота и рассказать-то ничего не может. То же самое с импровизацией. Все музыканты обладают неким музыкальным словарем. Вопрос в том, что с ним делать? Если после концерта слушатель выходит и не понимает, почему он не получил удовольствия, это значит одно: просто ему ничего не сказали… Когда я импровизирую, моя задача - тронуть ваше сердце.

- Такое впечатление, что в массовой культуре возобновился интерес к джазу. Насколько это верно?

- Вы совершаете распространенную ошибку, говоря о том, как широкая аудитория воспринимает джаз. Публика чаще всего воспринимает личностей, а не какой-либо вид искусства: не живопись, а Боттичелли, не скульптуру, а Родена, не музыку, а Чайковского. То же и с джазом, жанр здесь ни при чем. Люди воспринимают не джаз как таковой, а тех, кто его плохо или хорошо играет. Поэтому один джаз вызывает скуку, а другой, точно такой же, но исполняемый другими людьми, имеет громадный успех.

- О состоянии искусства в России говорят очень много, и мнения варьируются от позитивных до крайне негативных. Как вы смотрите на эту проблему, если таковая вообще существует?

- Я абсолютный противник крайних позиций, чаще всего они неверны. Игорь Бутман, с которым мы очень дружны, уже обозвал меня центристом. И он абсолютно прав! Не вижу абсолютного негатива в развитии искусства в России, но не вижу и абсолютного позитива. Есть гигантское количество недостатков, способных убить его. Истинное искусство в России действительно может умереть. Но возможен и вариант его расцвета при определенных обстоятельствах. Для меня негативом является попсовизация искусства. Думаю, мало кто себе представляет его истинную силу.

Мало кто представляет, что делают с человеком зрительные образы и гармонии, во что может превратить людей непрерывная попса. При этом я не противник попсы, я противник использования ее без всякой меры. Более того, я даже не противник существования бездарностей в искусстве! Убежден: искусство пирамидально, а вершина не может существовать без основы. Если бы мы жили в мире абсолютных шедевров, то просто потеряли бы ориентиры, искусство превратилось бы в ширпотреб. Но когда я вижу, что русский шансон начинает опережать по продажам то, что можно уже назвать «обычной попсой», для меня это грозный, страшный, чудовищный сигнал: тюремная субкультура завоевывает умы и сердца. А ведь на этом растут дети!

Демографическая программа, принятая правительством, - это нонсенс. Ее реализацию нельзя было начинать, не подготовив инфраструктуру и ментальность, ответственные за то, чтобы ребенок не просто выжил, а вырос в хорошего человека. Человека, который не сидит в тюрьме, не ворует у государства, не убивает и не грабит на улицах, не станет алкоголиком, мошенником, наркоманом. При этом я отнюдь не пессимист. Искусство - одно из немногих вещей, способных оставить страну в живых. Если только оно будет сохранено.

Недавно Жванецкого попросили ответить на вопрос: что бы вы хотели изменить с приходом нового президента? Он сказал правильные слова, которые мало кто понял: «Первым делом я сказал бы ему: перестаньте врать!» Ложь оказывает на детей чудовищное, разрушительное действие. Когда они видят по телевизору одно, на словах другое, в книжках третье, в жизни четвертое, мы получаем поколение отморозков.

Вы не представляете, какое чудовищное влияние оказывают на детей «Владимирский централ», «Гоп-стоп», «Получи под ребро». Когда три одинаковые гармонии, два прихлопа и один притоп всю жизнь долбят в мозг, люди превращаются в зомби. Культура способна сделать из человека тупого идиота, а может создать высокопрофессионального военного, рабочего.

В Германии исследовали зависимость военной и финансовой мощи государства от музыкального и культурного образования детей. Получились интересные цифры: в Японии стопроцентное музыкальное образование детей, а 70 процентов школьников дополнительно обучаются также балету, дизайну, живописи, занимаются любительским спортом. Поэтому в Японии одна из самых сильных экономик и армий мира. Это те самые дети, которых музыке обучали!

Посмотрите на нацию, пережившую катастрофу на Фукусиме: ни одного мародера! А когда были беды в Москве, я видел, как таксисты и бармены вместо того, чтобы помочь собственной нации, взвинтили цены, как били тех водителей, которые пытались подвезти несчастных бесплатно. Вряд ли можно изменить такой менталитет указами и законами. Нужно менять способ жизни семьи и образование. Крики о великой России не есть патриотизм. Настоящий патриотизм кричит крайне редко, он молчит и делает.

И таких людей все меньше. Когда говорят, что солдат должен защищать Россию, у меня всегда возникает вопрос: а что, собственно, он должен защищать? Что он должен понимать под словом «Россия»? Блатняк? Чиновников и коттеджи, построенные ими на ворованные деньги?

О России может рассказать только культура. Но сегодня она не понята и не оценена российской властью, которая пожинает плоды: она вынуждена покупать голоса, обманывать.

Вот этот конкурс «Играем Jazz» - то немногое, что способно изменить ситуацию. Но лишь в том случае, если дисиженмейкеры поймут, какую именно роль играет искусство. Поймут, почему так хорошо умеющие считать европейцы и американцы держат оркестры и ансамбли в каждом колледже, в каждой школе! А наше министерство образования решило убрать из программы общеобразовательных школ уроки музыки…

- Не кажется ли вам, что реформа системы образования - это катастрофа?

- Катастрофа происходит, да, хотя я пока еще не отношусь к ней пессимистически. Я понимаю, что Болонская система, от которой отказываются по всему миру, начинает насаждаться в России. Кто это придумал и зачем нам нужна чужая образовательная система? Мы уже получили громадный отток генетического материала и мозгов из России. На мой взгляд, реформа системы образования приведет к тому, что оставшийся интеллектуальный потенциал очень много потеряет. Они хотят иметь ученых, делающих ракеты? Они вынуждены будут теперь покупать ракеты за рубежом! Пройдет 20 лет, и некому будет их делать.

Такое впечатление, будто все делается для того, чтобы убить нацию. Но это не так легко. Русский народ и не это переживал. Вдруг да получится пережить то, что с ним делают сейчас?

- Не собираетесь уезжать за границу?

- Нет.

- Почему?

- Потому что я оптимистически настроенный дурак! Верю, что еще можно что-то поправить.

Справка: Даниил Крамер - блестящий пианист и композитор, организатор джазовых концертов и профессиональных конкурсов, арт-директор многих российских джазовых фестивалей.

Фото Константина Белихова

Дисиженмейкеры (от английского decision-maker) - люди, ответственные за принятие решения после рассмотрения проблемы, делающие выбор из нескольких альтернативных предложений.

Юлия Улиткина



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


проточка тормозных барабанов в Санкт-Петербурге
VK31226318