Новости

Ремонтные работы продлятся с 7 по 10 декабря.

По версии следствия, над девочкой надругался, а потом убил ее, собственный отчим.

По предварительной информации, семейная пара отравилась бытовым газом.

Число заболевших гриппом превысило 11000 человек.

В парламенте «незалежной» обсуждают вопрос о восстановлении статуса Украины как ядерной державы.

На Южном Урале вручают нагрудные знаки в память о битве под Москвой.

Он будет доступен для всех учеников города, углубленно изучающих физику.

В Троицком районе местный фермер предстанет перед судом за хищение пшеницы с поля сельхозпредприятия.

На Южном Урале открывают масштабный фермерский рынок.

64-летнюю пенсионерку экстренно госпитализировали в больницу с тяжелыми травмами.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Давид Голощёкин: «Всего одна профессия - музыкант»

20.06.2012
Народного артиста России Давида Голощекина знают все ценители джаза как мультиинструменталиста, играющего на десяти инструментах.

Народного артиста России Давида Голощекина знают все ценители джаза как мультиинструменталиста, играющего на скрипке, арфе, фортепиано, флюгельгорне, саксофоне, контрабасе, вибрафоне и ударных. Подобных музыкальных подвигов никто в мире пока не повторил. Ему даже предлагали подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса.

Он уникален еще и тем, что в 1989 году основал в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде, филармонию джазовой музыки. Она единственная в России.

Недавно Давид Семенович приезжал в Челябинск на международный фестиваль «Какой удивительный мир», уже в который раз. Наш разговор начался вопросом, но не моим, а самого мэтра.

- На ком держится джаз? На энтузиастах. Продолжительность жизни джаза в любой точке мира зависит буквально от какого-то одного человека. В Финляндии есть крохотные городки, о которых никто не слышал. Но мировые звезды съезжаются туда на джазовые фестивали. Их организует один жуткий энтузиаст жанра. И в Германии есть подобные люди, и в других странах. Владимир Фейертаг начал говорить и писать о джазе, когда партийное руководство Ленинграда даже само это слово ненавидело. Жанр смог существовать только благодаря Фейертагу, который умудрялся дипломатично, очень профессионально устраивать джазовые концерты, переросшие в международный фестиваль «Осенние ритмы». А Москва! Там сподвижником стал Алексей Баташев, автор первой монографии «Советский джаз».

В Челябинске тоже есть такой замечательный организатор, это Игорь Владимирович Бурко. Блестящий музыкант, лидер своего всемирно известного оркестра, он мог бы ездить на гастроли, выступать и на этом успокоиться. Но ему хочется, чтобы джазовая жизнь продолжалась, а это возможно, если есть крупные события, а не отдельные концерты.

Фестивали очень тяжело делать хоть в Америке, хоть в России. Жанр ограничен контингентом слушателей, он не коммерческий - ничего не заработаешь, наоборот - надо просить деньги у спонсоров.

По себе знаю, сам девятнадцатый год делаю «Свинг белой ночи». Я тоже популяризатор джаза, поэтому не отказываюсь от любой возможности появиться и убедительно сыграть что-то, чтобы публика, которая еще не знает меня и не знает джаза, его полюбила.

- У слушателей море впечатлений, когда вы с Игорем вместе импровизируете. Поражает согласованность и единомыслие, хотя играете вы без нот.

- Без нот, без партитуры, без дирижера. Играем, как чувствуем. Бурко в этом смысле настоящий партнер. Слышать друг друга - главное качество джазового музыканта. Отсюда слаженность, умение вовремя подхватить музыкальную фразу, вступить в диалог. Вот он взял первую ноту, и я обязан тут же влиться в эту музыку своими нотами и звуками.

- Ни он, ни вы не являетесь композиторами…

- В джазе композиторов не может быть.

- Я хотела сказать: но когда импровизируете, создаете новую музыку.

- Вы словно цитируете из моей лекции, на которой объясняю первокурсникам музыкального факультета педагогического университета имени Герцена, что такое джаз. В том-то и дело. Когда, например, музыканты объявляют: «Сейчас мы исполним произведения Дюка Эллингтона», это не совсем верно. Никакого произведения нет. Есть мелодия, сочиненная Дюком Эллингтоном. Каждый музыкант совершенно по-своему ее трактует. Это есть композиция на тему, которую мы строим сию секунду и только один раз в жизни. В следующий раз то же самое мы будем играть совсем по-другому. Даже если какой-то олигарх, вдохновившись нашим исполнением, предложит: «Даю миллион долларов, сыграйте так же еще раз» - мы не сможем, хотя деньги во как нужны! Эта музыка умирает, она не может быть повторена. Если ее записать, вы сможете слушать хоть сто раз. Но нам так уже не сыграть. А если эту запись разложить на ноты, это будет уже не джаз.

- На джазовых концертах публика интеллигентная. Не та, что ходит на Стаса Михайлова.

- Как профессионал я бы его песни музыкой не назвал. Но признаю, что он психолог. Нашел своего слушателя. Его песни адресованы, простите, несчастным бабам, которых не обняли, не поцеловали, и они мечтают об этом. Женщин, у которых нормально сложилась жизнь, они не трогают.

- Увы, тех «несчастных» - уйма. А джаз собирает толпы только в Америке?

- Какая Америка! Я там тысячу раз бывал, вдоль и попрек ее проехал. Джаз там чуть-чуть в Вашингтоне, потому что это столица, в Чикаго и в Нью-Йорке. Отъехали на сто километров, и уже никто даже слова такого не знает. Он жив только в Новом Орлеане. Там традиции и музыканты, которые не хотят ехать в Нью-Йорк, им у себя хорошо и спокойно. Играют на каждом углу и никакую карьеру делать не хотят. Там джаз как вода: открыл кран, она течет.

Вот мы сетуем на российскую попсу, что это шоу-бизнес, невероятная коммерциализация и оболваненная публика. Так это все идет оттуда, из США, и у нас культивируется. Что слышит в телевизоре ребенок, которому пять лет? Попсу. Но альтернативы-то он не слышит. Классики вы разве много слышите? Например, Малера? В лучшем случае «Лебединое озеро» или «Полонез Огинского», который последнее время тоже не звучит. Между тем в Европе и Америке есть телеканалы, которые постоянно погружают зрителей в историю джаза, знакомят с этим искусством.

- На канале «Культура» как-то анонсировалась передача с вашим участием.

- Она шла в час ночи. Нормальные люди в это время спят. Разве это приобщение молодого поколения к серьезной музыке? А джаз - серьезная музыка. Она уже давно перешла из разряда развлекательных, хотя и эта часть существует в традиционном джазе.

- Зато есть классический музыкант, пробующий играть джаз - Денис Мацуев, который каждый свой концерт заканчивает импровизацией.

- Денис это умеет немножко в отличие от остальных классических пианистов, которые ничего вам не сыграют от себя. Но не надо этого делать в концерте. Он, оказывается, во всех филармониях, где выступает, просит директоров: «Вы только Голощекину не говорите, что я здесь играл джаз». Он знает, что я адский критик. Каждый должен заниматься своим делом. Мацуев - потрясающий пианист. Восхищаюсь его техникой, музыкальностью. Но зачем браться за джаз, если ты не умеешь играть его по-настоящему! Я же не играю на скрипке каприсы Паганини после своего выступления. Хотя могу, и это будет неплохо, поверьте. Я ведь профессиональный скрипач, окончивший консерваторию и учившийся со Спиваковым у одного профессора. Но зачем? Я выступаю в своем жанре, таков мой путь, моя сущность. Где-нибудь в кругу друзей, когда мы соберемся выпить, я вам что угодно сыграю. А на сцене позиционирую джазовую музыку. Я мастер в этом деле.

- По какому принципу выбираете, на каком инструменте играть в том или ином случае?

- Никогда не ставлю цели поразить умением играть на тех десяти инструментах, которые у меня есть. Зачем все их возить на концерты? Я и на одном убедительно играю. На гастроли обычно беру скрипку и флюгельгорн. По одной причине: их легче возить, понимаете? Они небольшие.

То, что я во всех энциклопедиях значусь как мультиинструменталист, - это историческая справка, которая меня уже раздражает. В молодости, точнее, в 1978 году, на фирме «Мелодия» методом наложения была записана пластинка «Голощекин плюс десять». Дело случая. Я жил в том шикарном доме, где Певческая капелла, а в зале капеллы находилась фирма «Мелодия». Знакомый звукорежиссер получил новый американский магнитофон и с моей помощью решил испытать его возможности. Ему, правда, никто не верил, что все это сыграл один Голощекин, думали, что оркестр.

- Давид Семенович, вы такой красивый, харизматичный. Вам бы в кино сниматься.

- Мне не раз предлагали играть в кино, но я чаще всего отказываюсь. В прошлом году вышел фильм Говорухина «В стиле джаз», недавно его показали на Первом канале. В фильме звучит моя музыка в моем же исполнении. Играю под своим именем идола публики. Главная героиня говорит: «Я иду на концерт самого Давида Голощекина». Есть эпизод, где на стенах висят мои афиши невероятного размера, я Славе сказал: «Ну зачем это, я же не Филипп Киркоров», - а он ответил: «Куда ему до тебя». Мы с Говорухиным давно знакомы, но никогда вместе не работали. А два года назад он вдруг звонит: «Собираюсь снять фильм, хочу, чтобы ты написал к нему музыку». «Ты понимаешь, что я работаю в стиле джаз?» - отвечаю. «Я и хочу, чтобы это был джаз». Хотя в тот момент не знал названия фильма.

Еще снимался в 1990 году в джазовом фильме «Когда святые маршируют». Это вам не водевильчик «Мы из джаза», а настоящий фильм о настоящем джазе, о судьбе джазовых музыкантов в СССР. Играю там одну из главных ролей.

Алла Сурикова звала на съемки своего фильм по рассказу Куприна, надо было скрипача сыграть. Но это не мой образ. Зачем мне кого-то изображать, гримироваться? Могу изобразить только самого себя. Было предложение от Миши Козакова, царствие ему небесное. Он большой был любитель джаза и хорошо в нем разбирался. Как-то лет шесть назад я возвращался из Москвы в Питер и оказался с ним в одном вагоне. Проболтали всю ночь. Утром, поспав часа два, встретились в тамбуре с трубками. Он мне кричит: «Ты - вылитый Бунин, будешь его играть у меня! Я пришлю тебе сценарий». Вскоре получаю от него фотографии Бунина. Вижу: и правда есть схожесть. Прислал и сценарий. Я прочитал, звоню ему: «Миша, спасибо, но я не буду. Я не актер, зачем мне рядиться. У меня нет двух профессий, у меня одна - я музыкант»…

Комментарии
Комментариев пока нет