Сила женщины

Сила женщины

Когда Нина Терентьева появилась на свет, отец, мечтавший о сыне, не смог скрыть разочарования: «Опять девка!». Женщины в палате были другого мнения: ребенок родился в день Пасхи, а это значит, и судьба у него будет особенная.

Так оно, в общем, и получилось. Заместитель председателя областного Совета женщин Нина Федоровна Терентьева считает себя счастливым человеком. В свои 82 года она ни дня не была на пенсии. До 75 лет играла в волейбол, до сих пор легко танцует, поет, умеет держать внимание любой аудитории. Член Союза журналистов, занималась преподавательской деятельностью, была на комсомольской и партийной работе, но настоящим своим призванием считает организацию женского движения, развитию которого отдала 50 лет жизни.

- Нина Федоровна, почему вашим призванием стала работа с женщинами, может, перед глазами был какой-то пример?

- Примером для меня всегда была мама. Всех шестерых дочерей она вырастила, воспитала, дала образование. Нас так хвалили учителя, что мама стеснялась приходить в школу. Она была неграмотная, вместо росписи ставила крестик, но сумела привить нам необыкновенный интерес к жизни. Подростком я выступала в госпиталях перед ранеными, занималась в танцевальном, музыкальном, в кружке массовиков-затейников.

- Пригодилось вам это в жизни?

- Сколько раз. Приезжаем в Москву на семинар с разных концов страны, никто никого не знает, все молчат. А я им историю, притчу, а потом предлагаю: «Давайте песню споем», и вот уже завязался разговор, появились улыбки. Я всегда стремилась к тому, чтобы меня окружали улыбчивые лица. Наверное потому, что сама набедовалась в детстве. Когда началась война, мне было 11 лет. Помню, как мы болели, голодали, как донашивали друг за другом чулки, учились штопать, ставить заплаты…. Ради булки хлеба мама брала в соседнем магазине грязные халаты и с помощью золы и щелока отстирывала их до снежной белизны…

Папа закончил три класса церковно-приходской школы и работал счетоводом, бухгалтером. Однажды он не спал всю ночь, искал копейку, которая мешала свести дебет с кредитом. Он говорил нам, что на душе у человека всегда должно быть светло и спокойно, это значит, он живет по совести. Папина незаметная профессия привела его к такому важному выводу.

- После школы вы поступили на иняз Свердловского пединститута…

- Да, изучала немецкий и английский. Ну, и латынь, естественно, - мать европейских языков. После окончания института меня пригласили в Уральский госуниверситет, вскоре появилась возможность уехать в Германию переводчиком, но отец, воспитывавший нас в строгости, воспротивился: «Ты - девушка, куда ты одна поедешь?» Потом появилась перспектива возглавить кафедру в университете, но и этому не суждено было осуществиться. Уже по моей вине: я влюбилась и предпочла семью карьере. Муж окончил горный институт, его направили в Коркино, и я уехала с ним. Работала в Коркинском горкоме партии, сначала инструктором, потом сразу секретарем. При этом в глубине души была убеждена, что люди переоценивают мои возможности, какой я секретарь? И работала на износ, чтобы доказать, что во мне не ошиблись. Однажды доработалась до того, что упала в обморок прямо у себя в кабинете. Меня подлечили и направили в газету «Горняцкая правда» - «чтобы отдохнула». Но мои комплексы тут же проснулись вновь. Я опять была уверена, что во мне ошиблись: ну, какой я журналист, если за плечами только иняз? И снова работала до изнеможения, ездила на семинары, читала специальную литературу, общалась с местными акулами пера и добилась в итоге, что тираж газеты вырос вдвое.

- А когда занялись женским движением?

- Там же, в Коркино. Ко мне пришли женщины-ветераны и предложили создать свою организацию. Потом появился клуб «Коммунарка», а через год я уже статью в журнал «Работница» об этом писала, делилась опытом. Женское движение начало меня целиком поглощать. В 1974 году, когда уже работала лектором в обкоме партии, предложили взять на себя заботу о развитии женского движения в области. Без колебания согласилась. Комплексы на этот раз молчали. Видимо, это и вправду было «мое» дело. Сначала работала в женском движении на общественных началах, а с 1987-го бессменно - в штабе руководства совета. У меня 13 авторских проектов, реализованных в рамках женского движения, в том числе День матери, который сегодня отмечает вся страна. Всероссийским стал и мой проект «Эстафета материнского подвига». После того, как многодетная мама из Магнитогорска Ирина Анисимова рассказала об эстафете на пленуме Союза женщин России, положение о нем разослали по всей стране…

- В чем необходимость создания женского движения?

- Женщины - не только хранительницы домашнего очага. Нас 53 процента населения, 63 процента электората. Мы - реальная сила, которая может влиять на нравственное состояние общества, стабильность государственного строя, исход избирательных кампаний. К сожалению, представителей прекрасной половины все еще мало во власти. Поэтому наша задача в том, чтобы изменить взгляд общества на роль женщины в нашей жизни, повысить ее статус.

Если направить нашу энергию в нужное русло, многого можно добиться. В начале прошлого года, когда резко увеличились тарифы ЖКХ и цены на основные продукты, все только разводили руками. А областной совет женщин собрал форум, пригласил отвечающих за тарифы и цены руководителей. Им пришлось выслушать нашу позицию и ответить на нелицеприятные вопросы. После этого в некоторых магазинах Челябинска, а потом и кое-где в области появились отделы для малоимущих со сниженными на 15 процентов ценами.

- Женщины все активнее идут во власть, бизнес, общественную работу. Но все меньше справляются с главным предназначением - рождаемость-то падает.

- Рождаемость не падает. Сейчас в области острее стоит другая проблема: растет смертность детей до года. Возможно, причина в неготовности матерей к этой важной роли, возможно, кто-то из них стал матерью ради получения материнского капитала. Так или иначе проблема нуждается в изучении. Мы считаем важнейшим направлением в работе содействие формированию благополучной семьи. Подчеркну: нужна не просто многодетная, но благополучная семья, в которой дети воспитываются в уважении к родителям, любви к родине.

- И все-таки рейтинг женских организаций пока невысок: за решением своих проблем мы обращаемся в жэк, милицию, в админстрацию, но не в женсовет…

- Не согласна с вами. В прошлом году на прием в Златоустовский горсовет женщин пришло 700 женщин. В Пласте женщины реализуют проект «Благополучная семья - основа благополучия нации», Троицкий женсовет провел серию мероприятий на тему «Ответственное родительство» с участием педагогов, родителей, представителей власти. Женщины Усть-Катава каждую осень собирают до тысячи человек на семейные спортивные старты. Несколько лет назад руководитель женской организации Челябинского меткомбината Валентина Бойко «пробила» создание гинекологического отделения в структуре медсанчасти комбината. За короткое время здесь обследовались 90 процентов всех работниц. Недавно областной совет женщин на площадке Увельского района провел обучающий семинар по проблемам детей-инвалидов. Причиной послужила тревожная тенденция: из семей, где есть ребенок-инвалид, уходят отцы. Мы собрали много таких фактов, проанализировали их, подключили кризисный центр и составили что-то вроде программы действий для женских организаций, - как помогать таким семьям.

Еще одно направление в работе - борьба против дискриминации женщин на производстве. Сейчас работодатель запросто может лишить женщину декретного отпуска, снизить ей зарплату, уволить.

-С какими проблемами люди обращаются в женские организации?

- Чаще это конфликты в школе. Сейчас учителя почти не участвуют в формировании личности ребенка. В лучшем случае видят свою задачу в том, чтобы дать ученикам прочные знания, их не волнует, что дети растут жестокими, лишенными сострадания. А ведь еще Леонардо да Винчи писал, что ученик - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. По-моему, эта фраза актуальна как никогда.

- Вы встречались со многими замечательными женщинами. Какие из этих встреч запомнились?

- В начале 80-х председатель Комитета советских женщин Валентина Терешкова, только что выступившая на сессии Организации объединенных наций по вопросам разоружения, прямо с трапа самолета прибыла к нам, участницам семинара женщин общественниц. Валентина Владимировна взошла на сцену - статная, красивая, безупречно одетая, говорила без бумажки, а мы смотрели на нее и плакали от радости: сама Терешкова, которая только что на весь мир провозгласила «нет» атомному оружию, выступает перед нами! Она подарила нам платки из китайского шелка, которые вручали борцам за мир.

Запомнились встречи с испытательницей самолетов Мариной Попович, с женщинами - участницами лыжного пробега на Северный полюс. Очень дорого для меня было общение с секретарем Н.К. Крупской Верой Дридзо. Вера Соломоновна состояла в активе «Работницы», выполняла роль координатора женского движения. Для меня она была частицей живой истории. Она много раз встречалась с Лениным, знала его голос, привычки, рассказывала, как в конце рабочего дня он звонил ей и спрашивал, может ли он забрать Надежду Константиновну домой. Дридзо много раз бывала у них в гостях и говорила об этой семье только хорошее.

- Ну, сейчас-то мы знаем, что не все у них было благополучно, у Владимира Ильича были и другие женщины…

- Вера Соломоновна никогда не заводила речь на эту тему. Но несколько раз говорила о том, что Ленина и Крупскую связывала дружба, а их союз был продиктован профессиональными интересами.

- Нина Федоровна, как вы сохраняете форму?

- Я занималась спортом, у меня второй разряд по волейболу, у мужа первый, так что мы с ним не только в жизни, но и в спорте были одной командой. В былые годы брали призы на танцплощадках. У нас прекрасные дети и внуки, общение с которыми прибавляет мне жизненных сил. Но самое главное - я люблю жизнь, верю в возможности женского движения и в то, что женщины наконец превратятся в силу, благодаря которой общество станет более разумным и справедливым.

VK31226318