Новости

Это может быть новый сквер, арт-объект или любой творческий проект.

К испытывающей серьезные финансовые проблемы торговой сети подано множество исков о признании "Вивата" несостоятельным.

ЧП произошло на улице Чкалова около депо "Маггортранса".

Мать одного из напуганных детей написала заявление в прокуратуру.

ЧП произошло около 15:00 на перекрестке улицы Максима Горького и Пушкина.

Молодые люди хотят пользоваться проездными билетами без ограничения числа поездок.

Челябинское минимущества впервые выдало лицензию на недра без торгов.

Соответствующая заявка появилась на сайте госзакупок.

Завтра три кандидата представят свои планы по развитию города.

По версии следствия, нападавшая врезалась с друзьями в машину пострадавшей пермячки.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Театр с женским лицом

27.09.2012
92-й сезон Челябинский театр драмы имени Наума Орлова встретит с новым главным режиссером - Мариной Глуховской

92-й сезон Челябинский театр драмы имени Наума Орлова встретит с новым главным режиссером - Мариной Глуховской.

История назначения, напомним, такова. В прошлом сезоне театр проводил режиссерскую лабораторию, одной из целей которой был поиск нового главрежа. Марина Глуховская представила эскиз спектакля по пьесе «Тирамису», и он стал лидером зрительского голосования. Из пьес «Тирамису» и «Тестостерон» получился спектакль «Сколько длится любовь?» (малая сцена, 11 и 12 октября), а Марине Витальевне было предложено занять вакантное место главного режиссера. Работать она будет в команде с директором Еленой Петровой - получается, что у Челябинской драмы сегодня женское лицо. Нашему журналисту Марина Витальевна рассказала о своем учителе Петре Фоменко, о том, как однажды ей пришлось превратиться в актрису, каких режиссеров драме следует избегать и что нас ждет в новом сезоне.

Дали слово, что не поссоримся

- В детстве мне больше нравилось самой играть в театр, чем ходить туда. Мы отодвигали диван и сочиняли свои импровизации, инсценировки. Дни рождения всегда отмечались с театральным подходом. А вот театр для детей я не любила. Бабушка после спектакля меня спрашивает: «Да что ж тебе там такое не понравилось?» - «Ну как ты не видишь: там же герой - мальчик, а играет девочка!»

Помню, как я, совсем еще ребенок, смотрю по черно-белому телевизору «Соло для часов с боем» и как мне это нравится. Половину того, что происходит, совершенно не понимаю, но понимаю, что это хорошо. Любовь к театру началась с Театра-студии на Юго-Западе. Наша школа им просто болела. Мы стояли в очередях, записывались. Подвал с Авиловым и Беляковичами был нам дороже всех официальных учреждений.

Сразу же после школы хотела поступить в театральный институт. Мой папа как человек действительно мудрый сказал: «Для того чтобы спектакли делать, надо что-то знать». Это лучший родительский совет, который человек может получить в жизни.

Я поступила на филфак МГУ и записалась в школу режиссерского мастерства при студенческом театре. Там я познакомилась с Леной Невежиной, она училась на историческом факультете. Мы предавались режиссерскому делу безраздельно, в итоге нас отчислили за профессиональную непригодность и порекомендовали больше театром не заниматься.

Сказать, что это была обида - не сказать ничего (смеется). Мы записались в альтернативную школу современного искусства. Немного позанимались там речью и актерским мастерством и к лету были готовы пробовать свои силы в ГИТИСе. Понимали, что двоих нас не возьмут: в начале девяностых считалось, что одна барышня учиться может, две - перебор. Мы дали друг другу слово, что не поссоримся. Оказалось, взяли и меня, и Лену. Мы вместе учились и до сих пор дружим.

ГИТИС начинался с ведра и тряпки

Первый день в ГИТИСе был странный. Мы ожидали праздника, поздравлений с поступлением и заверений, какие мы талантливые. Вместо этого услышали лекцию о том, что нас в этом мире никто не ждет, что если мы выбрали эту профессию, будем нищими и безработными, что искусство требует от человека всего и ничего не должно взамен и еще несколько таких же жестких и неприглядных истин. После чего, откуда ни возьмись, появились ведра с тряпками, и режиссерской группе дали задание - либо помыть аудиторию самим, либо заставить актеров. Заставить мы не смогли, поэтому мыли сами. Постепенно научились убеждать актеров себя слушать. Они-то думали, что будут работать с мастерами, а оказалось - с нами, «режиссерами».

Петр Наумович Фоменко очень хорошо понимал, что уважение к мастеру нельзя привить или навязать - оно может только возникнуть. Вставание со стульев, когда вошел педагог, уважения не прибавляет. Сначала Фоменко только смотрел и что-то говорил. Никогда не позволял того, что многие его коллеги делали всегда: не правил студенческие отрывки. Нас воспитывали словом. Разборы становились все сложнее, резче и подробнее, общение с Мастером дольше. Метро работало до часу ночи, и нередко приходилось возвращаться домой пешком. Прекрасное время, о котором не только я, а многие мои однокурсники вспоминают с трепетом и благодарностью.

Гости Петра Наумовича, режиссеры и артисты заходили в наш репетиционный зал, и поначалу это было не очень приятно. Мастер нас о приходе гостей никогда не предупреждал, а мы далеко не всегда были к такому показу готовы. С одной стороны - позор, с другой стороны, мы уяснили для себя важную вещь: творчество - процесс, которого нельзя стесняться. Да, всю кухню показывать не стоит, дело тонкое, но сама профессия до такой степени публична, что в любой момент ты как профессиональный человек должен быть готов к публичности. У Петра Наумовича был особый дар, он умел сказать так, чтобы потом об этом думали. Учить артистов умеют многие, учить режиссеров - единицы.

На третьем курсе Петр Наумович делал с нами дипломный спектакль, в котором были заняты все режиссеры нашего курса. «Свадьба» Чехова. Всем нам этот спектакль был бесконечно дорог, работать было трудно, режиссер - не артист, другая профессия, мы были несовершенны, многих идей мастера не воплотили, мы получили гораздо больше, чем смогли отдать… Спустя два года после окончания ГИТИСа я ставила «Маскарад» в Омской драме.

Актриса, игравшая Нину, оступилась на световой репетиции и сломала ногу. Срочно ввести кого-то на эту роль было нереально: нужно было и на роликах кататься и весь текст помнить. Артисты сказали: «Ну, ты же можешь». Я подумала: да, я смогу. Без «Свадьбы» я бы не рискнула.

Театр похож на ринг, нокаут невозможен

Главное в нашей профессии - уметь держать удар. Это тоже не я сказала. Мастер. Да, театр чем-то похож на ринг. Собирается труппа, первая читка. Либо ты победишь и труппа будет тебя слушать, либо нет - это борьба.

Когда Немировича-Данченко спросили, почему у вас получился неудачный спектакль, он ответил: «Если бы вы знали, сколько причин!». Путь от замысла до результата в театре так извилист, что даже очень талантливые люди иногда терпят поражение. Вопрос «почему?» ответа не имеет…

А сколько глупостей, обидных и неумных, выслушивают режиссеры и артисты от не всегда адекватных людей! У меня был случай в Омске. Спектакль «Старосветская история», артисты только что получили приглашение на «Золотую маску». И вдруг в бульварной газете выходит огромная статья, полная бешеного негатива. Якобы я оскорбляю русский народ и считаю русских свиньями, потому что артисты у меня сидят на бочках.

Прошло много лет, человек этот до сих пор пишет о театре, защищает понятную одному ему культуру от любого талантливого человека и за эти гадости ему ничего не бывает. Любому ранимому человеку могу сказать: это нормально. Право рассуждать о спектакле и режиссере есть у всех, и нельзя его отнимать. С появлением Интернета ситуация обострилась еще больше. Мы должны вставать и начинать сначала. Это бокс. Нокаут невозможен.

Традиций нет, есть предания

Приглашение на должность главного режиссера от челябинского театра поступило в середине работы над спектаклем «Сколько длится любовь?». Думала я долго, и все-таки решила так, как решила.

После ухода из жизни Наума Юрьевича Орлова театр потерял основу. Это естественно. Сейчас театр моего мастера переживает период глубокой скорби, и каждый его ученик чувствует себя «сиротой». Период потерянности и «сиротства» не должен затянуться. Это не значит, что Мастера будут меньше помнить и реже вспоминать. Традиции живы не в слове, но в деянии… Мне говорили о том, что Наум Юрьевич мечтал, чтобы в театре «везде репетировали»… Не думаю, что он имел в виду студенческую весну. Речь идет о жизни театра, о живом, подлинном поиске, талантливых людях, которые ищут не корысти, а творчества и смысла.

Репертуарный театр не подразумевает количества названий, это принцип. Это значит, что в театре играют спектакли каждый день, кроме понедельника. Не нужно цепляться за спектакли 10-20-летней давности, бесконечно вводя туда новых артистов. Театр живое дело, спектакли тоже умирают, и искусственно их реанимировать не стоит. Есть удачные работы, есть неудачные, театры должны снимать спектакли, это нормальный процесс. Театр не музей, репертуар должен обновляться, это жизнь.

У моего предшественника (режиссера Линаса Зайкаускаса. - Авт.) была своя история, которая меня не сильно заботит, ну, не срослось. Бывает. Думаю, что формулировка «не следует традициям русского психологического театра» была лишь одним из аргументов в споре сторон. С системой Станиславского в свое время произошла страшная вещь: основатель умер, ученики стали трактовать систему так, как им было удобно, сами тексты никто уже толком не читал, и постепенно они превратились в устное предание. Как от этого пострадал театр? Очень сильно. Если мы видим на сцене искру, какая разница, благодаря какой традиции она возникла? В России есть немало театров, где ничего не происходит, кроме какой-то условной традиции… Интересно ли это? Едва ли.

9 октября театр откроет сезон премьерой «Август. Округ Осейдж» на большой сцене. На малой сцене «Сколько длится любовь?» - премьера конца сезона. В конце октября мы приступим к репетициям «Вассы Железновой», премьеру планируем выпустить в марте. Театр работает, думает, ищет…

Комментарии
О, а я вот и думал, что, верно, не просто так встретил Олесю Горюк в приемной Марины Витальевны. Наконец-то большое интервью с новым главным режиссером Театра драмы в Челябинском СМИ!
Сейчас почитаем.
Королевич
27.09.2012 06:44:43
Прочитал с большим удовольствием и интересом. Спасибо, Олеся!
Несколько моментов вообще просто классные.
Про поступление, про "Нину Заречную", про "Старосветскую...", про Зайкаускаса - масса вкусных и живых моментов.
Королевич
27.09.2012 07:11:13