Николай Горькавый: "Не завидую российским школьникам"
Наш земляк, один из первых выпускников Челябинского госуниверситета и один из последних лауреатов Государственной премии СССР, доктор физико-математических наук Николай Горькавый сейчас живет в США. Основное место его работы - ведущий аналитик группы спутника «Суоми», НАСА. Между тем он является еще и писателем-фантастом (трехтомник «Астровитянка»), а также автором двух сборников научных сказок для детей «Звездный апельсин». Николай Горькавый на днях посетил Челябинск и согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
Николай Николаевич, часто ли вы бываете на малой родине? Что вас привело сюда в этот раз?
Бываю нечасто, раз в два-три года. Меня пригласил Челябинский госуниверситет прочитать несколько лекций в рамках Всероссийского фестиваля науки. Причем это не только физико-математические или астрономические лекции. Школьникам я попытался объяснить, зачем вообще нужно высшее образование, а перед ученым советом вуза выступил с докладом о том, как финансируется наука на Западе. Кроме того, тут прошла моя читательская конференция, да и вообще давно не видел родных, друзей. Тут вся наша семейная «диаспора» живет, наш первый выпуск факультета соберется на днях.
Что вас больше всего поразило в нынешних российских школьниках?
Это вполне внимательная и благодарная аудитория. Но я им не завидую. Ребятам сейчас преподают закон Божий, а вместе с тем астрономия фактически находится под запретом. Учебники по этому предмету не утверждают, значит, любой учитель, рискнувший преподавать астрономию, — вне закона.
А как вы относитесь ко все возрастающей утечке мозгов, особенно молодых ученых?
Если правительство хочет, чтобы они оставались здесь, то необходимо дать им такой уровень жизни, который будет сравним если не с мировым стандартом, то хотя бы с уровнем жизни их сверстников, которые после окончания вуза пошли работать в банк. Если девочка идет работать в финансовое учреждение, то она знает, что через 10-15 лет будет получать 15 000 долларов. А если мальчик отправился в академию наук, то понятно, что он никогда не добьется такой зарплаты. Никогда. Если процесс остановить нельзя, то надо его возглавить. Если в бочке образовалась трещина, ее нельзя затыкать, иначе все забродит до состояния уксуса. Соответственно если запрещать выезд ученым, наука остановится в развитии, начнет стагнировать. Лучше сделать в бочке кран и отрегулировать отъезд наших молодых специалистов за рубеж.
То есть наше образование остается конкурентоспособным? Но в последние мировые рейтинги даже МГУ не вошел...
Дело в том, какие критерии в рейтинге применяются. Если, например, брать цитируемость, тот же индекс Хирша, то он просто вреден. Я считаю, что каждого ученого можно оценить по гораздо большим факторам. Если все сводить к одному, то получается некая одномерность восприятия.
То же самое с образованием. Были выбраны критерии, которые устраивают западные вузы, и теперь все стараются к ним подогнать свои стандарты. Я не думаю, что выпускник МФТИ чем-то хуже выпускника MTI. Наш, попадая за рубеж, за год-два набирается необходимого практического опыта и становится даже более ценным специалистом. Я бы не комплексовал по поводу рейтингов. Выпускники технических вузов на Западе вполне конкурентоспособны, а вот врачам, гуманитариям, конечно, сложнее.
А какие чувства у вас вызывают достижения России в космосе?
Противоречивые. С одной стороны, я горжусь тем, что у нас налажен выпуск пилотируемых «Союзов» и наша страна является единственным перевозчиком людей в космос, на международную станцию. Вообще российские носители вполне конкурентоспособны на рынке. Даже для американских компаний, работающих на оборонку. Но что касается научных исследований космоса, спутников, межпланетных станций, то здесь большой провал. Это очень сложная отрасль, где все время ищутся новые варианты. Сейчас спутник в США не создается с нуля, используются уже готовые, стандартные решения, которые многократно проверены: платформа, радиационноустойчивые компьютерные схемы и так далее. А если спутник запускать раз в десять лет, то таких наработок просто нет, и риск ошибок возрастает многократно. Что мы и видим на примере «Фобос-грунта». Деньги выделяются серьезные, но не систематично.
Наверняка вы как писатель фантаст верите в существование внеземных цивилизаций?
Пока научных доводов в пользу внеземной жизни очень мало. Это только оценки благоприятностей ее возникновения на каких-то планетах, небольшие и сомнительные следы окаменелых бактерий на марсианских метеоритах. Это все, что мы имеем. Остальное - фантастика и фантазии. Я жду целого потока интересной информации с Марса, где сейчас работает марсоход, созданный, кстати, в университетской лаборатории и с уникальными техническими решениями. У него, например, есть лазер, способный на расстоянии в несколько десятков метров распылять вещество, а потом снимать набор спектров с появившегося облачка. Не то чтобы марсоход был настроен на открытие внеземной жизни, но ряд исследований связан с водой, органикой.
Как вы думаете, появление жизни на Земле - это случайность, совпадение множества редких факторов или промысел какого-то сверхразума?
Официальному атеизму лет 300. Первым атеистом на Земле был французский врач, ученый, философ Жюльен Ламетри, который нашел в себе смелость признаться, что не верит в Бога. Его за это очень сильно обижали, и он умер в изгнании. 300 лет назад все человечество было уверено, что волосок не упадет без Божьей воли. Но за это время мы все больше закономерностей вокруг научились объяснять математическим или каким-либо другим способом. Я не вижу никаких темных пятен, которые в будущем мы не смогли бы объяснить.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве