Надежный рулевой «Омнибуса»
30 лет Александр Романов руководит Златоустовской драмой. Все эти годы театр избегал застоя, жил без ненужных потрясений и непрестанно развивался.
- Александр Сергеевич, что для вас «Омнибус»?
- Это своеобразный образовательно-культурный центр, призванный нравственно развивать зрителя, поддерживать его эмоционально. Причем разновозрастного зрителя, начиная с дошколят и кончая людьми престарелыми. Название «Омнибус» и трактуется как «театр для всех». Наш театр соединяет в себе черты, присущие и ТЮЗу, и классической драме, и в некотором роде оперетте. Одними спектаклями мы даем пищу для размышлений, другими развлекаем, третьими просвещаем и наставляем. И постоянно устраиваем праздники для детей, ставя и показывая сказки. А малообеспеченных горожан принимаем на неделях благотворительных показов.
На малой сцене уже 25 лет практикуем театральные уроки, такие 45-минутные спектакли, иллюстрирующие творчество писателей, которых проходят в школе. Сначала установили контакт с несколькими школами, теперь к нам идут все учебные заведения города. Наш опыт перенимают другие театры, а мы шагнули дальше - к городскому фестивалю «Я люблю театр». Участвуя в учебном процессе, воспитали не одно поколение вдумчивых зрителей, а теперь продолжаем эту работу на ином витке, всколыхнув общегородской интерес к театру у детей, педагогов и родителей.
- Как вы пришли работать в театр? Как складывалась ваша карьера здесь?
- В юности я был в числе создателей, а затем руководителем ВИА «Данко». Он был популярен в городе. А вот в театр немного шло народа, преимущественно по разнарядке горкома партии, обязывавшего предприятия и организации покупать билеты для своих тружеников. В качестве «палочки-выручалочки» наш ансамбль выступал в фойе театра перед началом спектаклей. Под нашу музыку и песни люди танцевали, а затем шли в зрительный зал. Одновременно я сотрудничал с театром как композитор: писал музыку к спектаклям, большей частью для детей. Этим занимаюсь и по сей день.
Когда мне предложили стать директором театра, я работал преподавателем в музыкальной школе. К тому времени наша драма переживала кризис. Частая смена директоров привела к тому, что труппа ослабла, работала без вдохновения, а само здание театра, как внешне, так и изнутри, приобрело такой запущенный вид, что начало отталкивать публику. Шло к тому, чтобы на месте театра оставить площадку для гастролей артистов из других городов.
Я свою первую задачу в качестве директора увидел в том, чтобы сохранить театр. Четко осознавал: для этого нужна реконструкция. Требовались немалые деньги, которые мне, молодому и начинающему, вряд ли бы кто дал. Мы поступили авантюрно: за ночь устроили в помещениях театра настоящий погром, обрушили и разбили все, что можно было. И затем поставили городские власти перед фактом: без капремонта не обойтись.
Два года, что шла реконструкция, труппа ставила и показывала спектакли во дворцах культуры. Театр творчески совершенствовался, пополнялся одаренными актерами. В обновленное здание мы вернулись довольно сильным коллективом, с большими планами, которые тут же начали воплощать. Этому во многом способствовало появление в театре главного режиссера - Михаила Полякова. Пока он был верен Златоусту, дела шли неплохо. С его отъездом выбор пал на бывшего актера нашего театра, окончившего режиссерский факультет и успешно проявившего себя в новом амплуа.
Борис Горбачевский проработал в «Омнибусе» 14 лет. Мы с ним трудились в тесном тандеме, не подменяя друг друга и не мешая друг другу. Я обеспечивал спектакли материальной базой. Он руководил труппой, опираясь на оригинальные замыслы и веяния времени, на запросы горожан, возможности театра, задачи по наполнению кассы. Предстоящие премьеры мы всегда обсуждали вместе.
В последние годы «Омнибус» приобрел известность не только на Урале, но и во всей России. Мы успешно выступали на международных и всероссийских театральных фестивалях. На областном фесте «Сцена» не раз завоевывали Гран-при. А в прошлом году стали лауреатами премии правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие искусства.
В родном Златоусте театр стал подлинным культурным центром, участником многих мероприятий - от городского до международного масштаба. Кроме контактов со школами, завязали дружеские связи со многими предприятиями, которые целыми коллективами стали посещать наши спектакли. В том числе завод «Стройтехника», Оружейная фабрика, Златоустовская оружейная компания. Их руководители Валерий Ростов, Валерий Томея, Александр Сонич стали меценатами театра.
- После недавнего ухода Бориса Горбачевского, возглавившего труппу одного из областных театров, не сбавил ли «Омнибус» обороты?
- Этого не произошло. В областном фестивале уходящего года мы получили три диплома. За главную мужскую роль отмечен Игорь Вершинин, театр удостоился приза зрительских симпатий, я как директор награжден за верность театральному делу. Между тем пришло время обновления творческого кредо театра. Для поиска свежей струи приглашаем ставить спектакли разных режиссеров. Уже не раз это делает Алексей Матвеев из Астрахани, быстро сдружившийся с коллективом «Омнибуса». Из Пензы приезжал Юрий Александров. В качестве режиссеров-постановщиков попробовали себя наши актеры - Максим Фаустов и заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Любовь Вишневская. Видя их творческий потенциал, я не препятствовал. Однако в перспективе без главного режиссера не обойтись.
Считаю, неправильно поступают те директора, которые выступают в двух лицах, взваливая на себя непомерный груз. К нам на должность главного режиссера просятся многие. С выбором не спешу: эксперименты с сомнительным главрежем сложившейся труппе не нужны.
- В чем вы видите причину своего директорского долгожительства?
- Сегодня рядом со мной надежные заместители, руководители цехов и служб театра. Благодарен я и областным руководителям, городскому руководству, помогающим театру в решении многих проблем.
- Вы служите городу и области также в качестве депутата Собрания округа, председателя совета директоров театров области, заместителя председателя регионального отделения СТД…
- И это не формальные назначения, приходится работать, а не быть свадебным генералом. Опыт моей многолетней работы директором обязывает меня всемерно помогать коллегам. Театр может и должен выдержать конкуренцию с ТВ, Интернетом, противостоять пошлости, безнравственному авангардизму. Надеюсь, «Омнибусу» это удается…
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве