Начинается третья молодость
Свой визит в Челябинск Алексей Иващенко начал со студии Олега Митяева «Светлое будущее» во Дворце пионеров. Воспитанники замечательных педагогов Анны и Джесси Мара посмотрели в записи мюзикл «Норд-Ост» и задали вопросы. А после вечернего концерта, организованного клубом авторской песни «Моримоша», наш корреспондент подошел к уставшему после двух выступлений Алексею Игоревичу.
«Ивасей» придумали зрители
- На геофак МГУ я поступил в девственном виде: знал семь аккордов на гитаре, пару песен Окуджавы и Высоцкого. В конце сентября у нас выступил квинтет под руководством Сергея Никитина. В один день на неокрепший ум обрушились Никитин, Визбор, Городницкий, Дулов, Ким, Берковский, Егоров. Этот концерт был записан на магнитофон «Весна», счастливым обладателем которого был второкурсник Георгий Васильев. Год я подбирал аккорды. Через много лет мы встретились с Сергеем Никитиным, и оказалось, что большую часть аккордов я подобрал верно. Мы с Васильевым копались в книжках, искали таблицы аккордов, самоучители. Большую роль сыграла книга Манилова и Молоткова «Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре». Манилов и Молотков для многих отечественных музыкантов были настольной книгой.
Название «Иваси» подсказали зрители. На концертах стали приходить записки: «Мы придумали для вас такое смешное название». Петь дуэтом мы перестали, когда взялись за «Норд-Ост». После трагических событий Георгий занялся продюсированием мультфильмов, в том числе «Фиксиков». А я вернулся к песенкам.
Вспоминая «Норд-Ост»
- Главный элемент декорации, самолет, был изготовлен на московском заводе при конструкторском бюро имени Хруничева. Художник Зиновий Марголин нарисовал самолет почти как настоящий и даже лучше. Потому что оказалось, что у модели, на которой летал Саня Григорьев, крылья чуть меньше и не такие эффектные. Целое событие было, когда самолет везли в наш зал по Москве. Все его фотографировали и снимали на видео. В нем, конечно, никто не летал. На мощных цепях самолет опускался на сцену под музыку.
Мы попросили очень хороших педагогов, которые занимаются театральным мастерством, подобрать для нас детей. Сначала думали, что это будет не очень трудно. Но потом оказалось, что в нашем спектакле задействовано 11 детей. А поскольку им надо ходить в школу, сделали три состава, плюс запасной, итого 44. Были еще подготовишки. В результате наша детская группа выросла в студию «Нордостики» из 60 человек. Для того чтобы они хорошо играли, а не были дрессированными обезьянками, мы начали репетировать с ними намного раньше, чем со взрослыми артистами. Премьера была намечена на 19 октября, а уже 1 февраля нордостики начали трудиться. Они учились ходить, двигаться, танцевать, общаться друг с другом, видеть и слышать на сцене. Летом наш продюсер и мой друг Георгий Васильев отправил их всех на целый месяц в пионерский лагерь. Там они разбились на две дружины - Нордики и Остики. У них были игры, затеи невероятные, выборы, они рисовали свои деньги. К ним приезжали режиссеры и ставили отдельные сцены. Когда дети и взрослые, наконец, собрались вместе для того, чтобы под пианино сыграть весь спектакль, у взрослых отвисли челюсти. Они, только начавшие запоминать тексты, вдруг столкнулись с бандой молодежи, которая все знала и играла лучше них. И наши взрослые стали тянуться за детьми.
Дети никогда не опаздывали. Но у нас было очень важное правило, из-за которого вылетели двое очень талантливых ребят: «в первую очередь хорошо учиться в школе». Сейчас наша веселая компания выросла, им по 19-20 лет, некоторым 21. Многие из них стали артистами.
Возможность побывать на Северном полюсе выпадает один раз в жизни. Авторам - мне и Георгию Васильеву - и двум главным героям предложили слетать на Северный полюс. Артист Андрей Богданов, игравший Саню Григорьева, летел на самолете первый раз в жизни.
Когда мне сказали, какой толщины лед, стало страшно. Я думал - метров пять. Оказалось, 90 сантиметров! И на этот ледок садится самолет, в котором 60 человек. Мы провели там три дня. Катались на собаках, воздушных шарах, снегоходах. На точке Северного полюса актриса Екатерина Гусева села на снег и сказала: «Алексей Игоревич, я испытываю такое счастье! Нужно придумать, как поделиться им со всеми нашими». Мы взяли огромные полиэтиленовые мешки, насобирали туда снега, в вертолете привезли его на базу, растопили, налили в канистры, привезли в Москву. Вдвоем с Катей разлили эту воду в триста маленьких бутылочек, запаяли свечками и на каждой написали: «вода с Северного полюса». Раздали эту водичку всем сотрудникам «Норд-Оста».
Как это по-русски?
- Несколько лет назад я прочитал в одном журнале интервью Эндрю Ллойда Уэббера, автора бессмертных произведений «Иисус Христос - суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы».
Дословно он сказал: «Самое большое несчастье моей жизни в том, что не я сочинил «Yesterday». Как я его понимаю! Ведь я не только не сочинил «Yesterday», но я еще и не Эндрю Ллойд Уэббер! Подумал: а что мне, собственно, мешает петь песни, написанные иноязычными композиторами, и знакомить зрителей с этими изумительными шедеврами, спев их по-русски? Можно же найти хороших людей, которые дословно расскажут, о чем там поется, и сделать поэтический перевод. Услышав по телевизору песню Паоло Конте «Виа кон ме», я потерял дар речи. Не думал, что в начале XXI века можно сочинить такую гениальную музыку на пяти аккордах. В Европе итальянец Конте, бард и шансонье, популярен не меньше, чем у нас Никитин. Переводя, я, при безответственном отношении к ритму и размеру, постарался сохранить стилистику.
С Ириной Богушевской мы знакомы с тех времен, когда вели музыкальную студию студенческого театра. Именно ей пришла в голову идея перевести несколько песен бразильского композитора Антонио Жобима, заложившего основы нового жанра - босса-новы. Когда я его впервые услышал, подумал: сыграть эту музыку невозможно, потому что нельзя придумать аккорды. Но он-то их как-то придумал! И мы с Ириной сумели расшифровать и исполнить.
После 50-ти у меня началась какая-то третья молодость. За четыре года я побывал в Америке, Израиле, Германии, Франции, Австралии - везде были концерты. Этот российский тур - не способ заработать, а удовольствие. Нужно понимать то, что ты делаешь, кому-то нужно, а понять это возможно только на концерте. Брал с собой 150 дисков с последним по времени альбомом «Самый лучший в мире я». Они разошлись в первых двух городах, не доехав до Челябинска. Если зайти на сайт thankyou.ru в раздел музыки и набрать там «Алексей Иващенко», можно бесплатно скачать там три моих диска. Если вдруг они вам понравятся, можете на этом же сайте за них заплатить.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве