Павел Костомаров: «Я и есть креативный класс»

Павел Костомаров: «Я и есть креативный класс»

Оператор и режиссер Павел Костомаров стал широко известен как соавтор журналиста Алексея Пивоварова по кинодокументальному проекту «Срок». С мая по декабрь прошлого года в Интернете появлялись короткие - в среднем пять минут - ролики о буднях и взлетах российской оппозиции. А 7 декабря Костомаров стал настоящей знаменитостью, после того как у него дома был проведен обыск, а его самого вызвали на допрос в Следственный комитет РФ в качестве свидетеля по Болотному делу.

В тот же день премьер-министр Д.А. Медведев, давая интервью российским телеканалам, раскритиковал действия следователей, а после эфира и вовсе назвал их «козлами». Случился скандал. СК выступил с жестким заявлением, смысл которого был в том, что глава правительства оскорбил правоохранителей. Шумиху попытались замять, но было уже поздно. Этот эпизод часто вспоминают в качестве доказательства того, что в российской властной элите произошел раскол.

Но наш материал не об этом. Павел Костомаров был одним из гостей недавно прошедшего в Челябинске кинофестиваля «Полный артхаус». И привез он две игровые ленты, где выступил режиссером (совместно с Александром Расторгуевым).

Это очень любопытные работы. Одна называется «Я тебя люблю», вторая, сделанная вслед в той же манере, - «Я тебя не люблю». Авторы раздали компактные камеры простым людям, молодым жителям Ростова-на-Дону, и те честно снимали свою повседневную жизнь. Из этого материала был сделан фильм на придуманный Сюзанной Баранджиевой сюжет.

«Я тебя люблю» начинается с того, что милиционер пишет на видеорегистратор свои будни. Потом камеру крадут подростки, и она так же бесстрастно фиксирует их жизнь.

Тупые разговоры, нелюбимая работа, бессмысленный досуг, общение с девушками. Циничная, наполовину (а то и на две трети) нецензурная лексика героев придает сюжету особую перчинку, но и - неожиданное ощущение подлинности. В какой-то момент все они сталкиваются с высоким чувством, и что-то важное происходит в их жизни, наполняя ее смыслом, переводя в какие-то шекспировские регистры. Костомаров и Расторгуев даже затруднились точно определить жанр своего кино - то ли драма, а то ли молодежная комедия. Но куда важнее найденный ракурс. Это никак не взгляд со стороны, авторы растворились в своих героях в каком-то почти физиологическом смысле. А с ними такие же приключения переживают и зрители. Это куда более сильный аттракцион, чем 3D-кино.

Вы же меня не знаете!

- Павел, в случае с фильмом «Я тебя люблю» критики говорят о небезуспешных поисках нового киноязыка…

- Не знаю, нам просто хотелось сделать фильм по-новому. Возник творческий вопрос, а можно ли делать кино таким неожиданным, неправильным способом?

- Это ваше ноу-хау?

- Нам просто пришло такое в голову. Но на Земле никакая идея не приходит в одну голову. Нам кажется, что это наше открытие, но я почти уверен, что кто-то где-то подобное делает тоже. По крайней мере, есть близкие по форме вещи.

- При всех достоинствах вашего фильма нельзя отделаться от мысли, что герой нашего времени гопник, язык нашего времени - мат, а актуальный способ изображения действительности - реалити-шоу…

- Нет, почему же, я не думаю, что актуальное искусство выглядит именно так. Есть и другие формы, произведения. Мне было интересно показать именно так. Думаю, это очень адекватный фильм, адекватный мне лично. Мне он кажется актуальным, вскрывающим и показывающим какие-то сущностные вещи, проблемы, особенности нашей жизни. Я в этом всем узнаю себя молодым да и теперешним тоже.

- Ну а с героями вы же не можете себя ассоциировать!

- Ну почему же нет? Вы же меня не знаете! Я много общего вижу между собой и этими парнями.

Зачем этот телевизор нужен?

- На встрече с гостями фестиваля одна из зрительниц деликатно так пожаловалась, что серьезное авторское кино всем хорошо, но вот, что называется, осадок у людей остается - грусть, беспросветность, иногда даже уныние… Вас такая реакция устраивает?

- Да, устраивает. Понимаете, когда снимаешь кино, которого от тебя ждут, ты - коммерческий режиссер, делаешь кино исходя из ожиданий, чтобы угодить зрителю, чтобы заработать больше денег. Я в последнее время участвовал в проектах, в которых мы делаем то, что интересно нам. Если это еще кому-нибудь интересно - о’кей. Но это явно другое целеполагание. Мы делаем то, что нас не оставляет равнодушными, то, что нам кажется важным, о чем нам хочется говорить.

- А реакция? Ведь вот в ваших произведениях есть же, что называется, светлые пятна…

- Я не тульский пряник, чтобы всем нравиться. Кому-то не видно светлых пятен - и ради бога. А кому-то видно.

- Ваши фильмы могли бы попасть на телеэкраны, ну в какой-то мечтательной перспективе?

- Ни один мой фильм не был показан на российском телевидении. Когда это произойдет и произойдет ли вообще, я не знаю. Но зачем этот телевизор нужен? Вот у меня дома, например, его нет. Сейчас есть Интернет, другие способы - кому надо, те мои фильмы находят.

- Отслеживаете число просмотров ваших работ, скажем на «Youtube»?

- Нет.

- Вообще неинтересна дальнейшая судьба фильмов?

- Гораздо интереснее делать что-то новое, чем смотреть на то, что уже было сделано.

Социальное - во всем

- Павел, сегодня государство увлеклось запретительными практиками. Недавняя инициатива Госдумы - бороться с матом. Запреты помогут?

- Запрет - это, наверное, самый простой способ реагирования на какую-либо проблему. Но проблема не решается наложением санкций. Это просто глупость, это не будет работать. Для меня лично лишь увеличит завалы бюрократической глупости, через которые нужно будет продираться.

- Все ваши фильмы несут мощный социальный мессидж…

- Потому что вижу, что вокруг происходит. Социальное - оно во всем, везде, мы с ним сталкиваемся постоянно.

- Есть мнение, что документальное кино сегодня более интересно, чем игровое…

- Я слышу это постоянно, но не готов ни опровергнуть, ни подтвердить такое мнение. Мне кажется, убедительность и художественная ценность определяется не жанрами или видами кино, граница между которыми очень размыта, а личностями авторов. Есть большая личность - это интересно смотреть…

«Срок»

- Сколько эпизодов документального проекта «Срок» с Алексеем Пивоваровым сделали к настоящему времени?

- Около трехсот опубликовано. Сделано больше, мы продолжаем съемки, теперь выходим на портале Lenta.ru. Там в разделе Lenta.doc (http://lenta.ru/rubrics/lentadoc) каждый день появляется новый ролик.

- Я помню, когда у вас прошел обыск, вы заявили, что теперь являетесь вовлеченным лицом и поэтому приостанавливаете проект. Ситуация изменилась?

- Мы брали паузу, думали, что делать. Ситуация была сложная. Надо было оценить ущерб, понять, что нам делать после обысков и в связи с допросами. Сейчас разобрались и продолжаем проект.

- Ваш интерес к протестному движению - он исторический, социологический или эстетический?

- Первоначально - социальный. Я сам сопереживал, участвовал как горожанин во всех акциях протеста, а потом почти случайно мы стали снимать «Срок».

- Форма коротких сюжетов была придумана специально или это рабочие материалы к будущему полнометражному документальному фильму?

- Мы начали снимать полнометражный фильм, потом поняли: надо поменять формат и выпускать ежедневно маленькие эпизоды будущего фильма. Но надеюсь, дойдут руки и до полноценного фильма.

Без вспарывания матрасов

- Вы считаете себя оппозиционером?

- Наверное, нет. Скорее всего, я из разряда рассерженных горожан. Термин «оппозиционер» говорит о том, что ты этим занимаешься профессионально, это твоя работа. А рассерженный горожанин участвует в этом по зову сердца.

- Еще один свежий мем: «креативный класс»…

- Думаю, я и есть часть креативного класса. Власть делает все, чтобы девальвировать это понятие. Ей не нужен этот класс, власти не нужно, чтобы страна развивалась, становилась более богатой и более умной, потому что так сложнее управлять. Власть хочет, чтобы вся страна была «Уралвагонзаводом». Ну что ж - такой период.

- Как вы думаете, когда «Срок» будет показан по российскому телевидению?

- Когда что-то сильно поменяется в стране. У меня нет никаких прогнозов. Люди думающие, имеющие какую-то аналитику, может быть, инсайд, говорят, что все это будет очень недолго, год-два, потом начнутся перемены.

Власть все время совершает какие-то чудовищные глупости, часто сама задает повестку протестного движения…

- С другой стороны, вы должны быть благодарны Следственному комитету, который сделал вам потрясающую рекламу!

- Да нет, я не очень им благодарен. Все это, конечно, любопытно было, но ничего хорошего в этом нет.

- А это страшно - обыски, допрос?

- Нет, это не страшно. Обыск проводили спокойно, без вспарывания матрасов. Я отделался легко. Пока. Просто понимаешь, насколько государственная машина бессмысленно карательная, абсолютно формализованная…

- И вместо людей - монстры?

- Да нет, нормальные люди. Просто у них такая работа.

Павел КОСТОМАРОВ родился в 1975 году.

Закончил операторский факультет ВГИКа (2002). Как оператор работал с кинорежиссерами Сергеем Лозницей, Виталием Манским, Александром Расторгуевым, Алексеем Учителем, Алексеем Попогребским, Борисом Хлебниковым. Как режиссер снял в соавторстве со швейцарским документалистом Антуаном Каттина несколько неигровых лент, получивших призы на российских кинофестивалях.

купить шкаф в Красноармейске

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

бизнес-коуч в Нижнем Новгороде
VK31226318