«Король роялей» и его настройщик
Концертный рояль фирмы «Stеinway&Sons», приобретенный для Челябинской филармонии областным правительством в прошлом году по совету гениального пианиста Дениса Мацуева, в эти дни звучит под его руками. В концертном зале имени Прокофьева сегодня заканчивается Второй международный фестиваль «Денис Мацуев представляет».
«Стейнвей» прибыл в Челябинск в конце прошлого года. После переезда из Гамбурга в Москву, а оттуда в столицу Южного Урала его распаковал и привел «в чувство» известный настройщик клавишных инструментов, директор сервисного центра российского представительства Stainway&Sons Владимир Спесивцев.
Владимир Иванович наш земляк, родом из Озерска. А поскольку в то время бывшая «сороковка» была закрытым городом, то местом его рождения в паспорте записан Челябинск. Сейчас Спесивцев снова здесь. Приехал накануне фестиваля, чтобы подготовить «короля роялей» к феноменальным выступлениям Мацуева и его не менее талантливых коллег.
- Этот рояль вечный, при правильной эксплуатации на нем можно играть 150 лет, а может, и больше. Он сделан из самых лучших материалов - горного клена и красного дерева и самыми лучшими мастерами, - нежно поглаживая крышку черного лакированного красавца, говорит Владимир Иванович. - За счет уникального строения имеет и уникальное звучание, какого нет ни у одного подобного инструмента.
- Когда-то, еще во время службы в армии, более 40 лет назад, мне пришлось приводить в порядок разбитое пианино, чтобы я мог на нем играть. Делал это впервые, настроил его самодельным четырехгранным ключом, изготовленным из арматуры умельцами-сослуживцами, - вспоминает Спесивцев. И добавляет: - А «Стейнвей» настраиваю фирменным восьмигранным ключом.
- Вы мечтали быть пианистом?
- Мечтал. Символично, что когда пришел поступать в Озерскую музыкальную школу, то первым роялем, который я там увидел и услышал, был именно «Стейнвей». Его красивое бархатистое звучание запомнил навсегда. После школы поступил в Озерский филиал Челябинского музыкального училища, а потом окончил теоретическое отделение Уральской консерватории.
Отслужив в армии, почти 25 лет занимался педагогикой, преподавал в музыкальных училищах и музыкальных школах. Но всю свою музыкальную жизнь настраивал пианино и рояли. Сначала для себя, потом для учеников и для всех, кто в этом нуждался. Хотя некоторые музыканты сами умеют это делать.
Во времена Баха композиторы и пианисты собственноручно настраивали свои инструменты. Современники Баха свидетельствовали, что со своим клавесином он мог справиться за 20 минут. Когда стало модно и престижно иметь в домашнем пользовании клавишные инструменты, появилась профессия настройщика.
Профессионально я начал заниматься этим делом в 2000 году. Восемь лет назад в Москве создано представительство компании «Steinway&Sons», куда меня, единственного из российских специалистов, пригласили на работу. Для этого пришлось пройти длительное обучение. Много раз выезжал в Гамбург, где находится второе предприятие корпорации. Работал на разных участках фабрики. Наблюдал действия мастеров. Они мне показывали, что и как делать. Учился у них, а они контролировали каждую проделанную мной операцию по регулировке, интонировке и настройке роялей «Стейнвей». За выполнение каждой я расписывался в документах, которые хранятся на фабрике.
Вместе с концертными настройщиками фирмы «Steinway&Sons» работал на двух последних конкурсах имени Чайковского. А завершил высший этап обучения в академии имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков, причем - единственный из России.
Рояли этой компании считаются непревзойденными по всем параметрам. На них создавали свои шедевры Рахманинов, Стравинский, Прокофьев и другие российские композиторы. И в наши дни лучшие русские пианисты и композиторы отдают предпочтение этой марке. Всего за год на фабриках Нью-Йорка и Гамбурга производится около двух тысяч роялей. Это немного.
Некоторые производители выпускают уже миллионами экземпляров, а «Steinway&Sons» за 160 лет существования всего 593 тысячи, что объясняется тщательным и ответственным подходом к изготовлению, причем не только концертных моделей. У фирмы есть и бюджетные марки - фортепиано «Boston» и «Essex». Первые собирают в Японии, вторые в Корее и Китае.
- Сколько их ежегодно попадает в Россию?
- В зависимости от того, какие события у нас происходят. В какой-то год 20-30, а в какой-то 130. Для отремонтированной Центральной музыкальной школы в Москве закуплено 20 роялей, а когда открывалась московская «Школа Стейнвей», было приобретено 16 концертных роялей «Стейнвей» и 48 «Бостонов». В Большом театре установлено более семидесяти таких инструментов.
Я подготовил и сдал владельцам около 60 новых роялей этой компании не только в России, но и за рубежом. Из городов, близких к Челябинску, «чемпионом» по их количеству назову Екатеринбург. Приходилось настраивать новые рояли «Стейнвей» в Уфе и Перми. В Челябинске это первый рояль премиум-класса.
- Первым на нем сыграл лауреат XIV Международного конкурса имени Чайковского Алексей Чернов, выступая в феврале в Челябинске. И сказал: «Инструмент звучит объемно и красочно».
- Его нужно было выбрать из четырех роялей «Стейнвей», доставленных в Москву из Гамбурга. Я все их настроил, проинтонировал, то есть проверил степень точности воспроизведения звука и ровность звучания. А выбор сделал Денис Мацуев, хорошо знающий акустику в зале Прокофьева.
- Будете ли вы и впредь проверять «самочувствие» рояля?
- Естественно. Поскольку он на гарантии, я намерен приезжать по мере необходимости и приводить его в порядок, как сделал это накануне фестиваля Дениса Мацуева. Сейчас ведь во многих крупных городах России обновляется инструментальный фонд, что очень радует. Но печалит то, что новые прекрасные и дорогостоящие инструменты часто хранятся в ужасных условиях низкой влажности, от которых быстро портятся.
Как писали в журнале «Форбс», известные всему миру концертные рояли «Стейнвей» дороже эксклюзивных автомобилей и классических яхт. Но я подхожу с другими критериями: это самые надежные рояли, у них лучшая механика, а у пианистов лучшие игровые ощущения. Около 80 процентов исполнителей предпочитают играть на роялях «Steinway».
На днях настраивал в Москве подобный чудесный инструмент известному пианисту и педагогу Дмитрию Александровичу Башкирову, которого ждут в Санкт-Петербурге, Брюсселе, Амстердаме, Мадриде, Берлине. Он стал проверять звучание и говорит: «Никуда не хочется уезжать, хочется играть и играть на этом рояле»…