Виктор Лебедев: «Музыка тебя не предаст»

Виктор Лебедев: «Музыка тебя не предаст»

В понедельник, 22 апреля, на сцене театра драмы выступит челябинский государственный русский народный оркестр «Малахит» под руководством маэстро Лебедева. За четверть века этот талантливый коллектив подарил зрителям столько музыкальных событий и красивых чувств, что в историю нашего края он вошел давно и бесповоротно. Это бренд, это один из самых удачных и, как теперь принято говорить, востребованных творческих проектов. Простой факт: за месяц до юбилея все билеты на концерт были проданы.

Праздничную программу музыканты назвали «Нам 25». И пригласили много гостей — известных певцов, виртуозов игры на народных инструментах, которых зрители хорошо знают и любят. Это народная артистка России Анна Литвиненко, заслуженный артист РФ Василий Пьянов, лауреаты международных конкурсов Сергей Зыков и Ольга Чиркова, солистка национального академического народного оркестра имени Осипова Любовь Муравьева (гусли звончатые). И конечно, челябинские артисты - Елена Роткина, Ольга Телякова, Николай Глазков… Если бы на сцене собрались все, кто в этот вечер хотел бы выступить с «Малахитом», то юбилейный концерт длился бы до утра.

- Мы никогда не боялись, что кто-нибудь скажет: «Они много аккомпанируют». Так говорить может только дилетант. Умение аккомпанировать - настолько тонкое чувство. Это ведь не пьеса, которую выучил раз и навсегда… Каждый солист, с которым мы работаем, обладает своим темпераментом, своими подходами к исполнению, создает особую музыкальную ауру. Один и тот же романс у всех звучит по-разному.

- Вы работали с мастерами высочайшего класса…

- Нам повезло, что в Челябинске проводился международный оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет». Мы готовили программы с лауреатами Международного конкурса имени Чайковского, конкурса вокалистов имени Глинки из Минска, Киева, Якутии, с «Тенорами XXI века». Это только обогащает. А представляете, что значит аккомпанировать Архиповой, Образцовой, Биешу...

Чуткость - от любви к певцам

- Ритенуто, можно сказать, зависание - это не прихоть исполнителя: возьму ноту «до» - и буду держать, пока не устану. Все ферматы, затяжки, акценты - это выражение высоты образа. Мы не аккомпанируем - оркестр играет, живет в музыке. И чем талантливее солист, тем легче ему играть. Я думаю, та чуткость, которая есть в оркестре, идет, прежде всего, от любви к певцам. Мы выражаем ее своим исполнением, подготовкой песенного, романсового репертуара

- Наверное, исполнить романс для оркестра несложно?

- Как сказать, сложный романс Чайковского «Снова как прежде один» или нет? Он небольшой, но там таится такая глубина! Как в Библии: очень просто написано, но все понимают, что за этим стоит. И в музыке. В ней заложено что-то, что не удается рассказать словами. Когда Максим Пастер, солист Большого театра, пел «Адажио» Альбинони на итальянском, в зале стояла тишина, как будто соприкоснулись с вечностью. Классика для меня и есть это вечное. Главное - быть честным по отношению к музыке - и музыка тебя не предаст.

- Вы говорите, что волновались, готовя программу с Ириной Архиповой, Марией Биешу, Владиславом Пьявко. Почему? И чем запомнились, к примеру, репетиции с Архиповой.

- Важно было понять, что она хочет выразить. Когда репетировали романс Варламова «Не отходи от меня», она сказала: «Здесь немножечко не так» и пояснила. Дело не в том, что спето чисто, что голос красивый. Важна произнесенная интонация. От того, какой смысл исполнитель вкладывает в слово, меняется характер звука. И когда мы, в конце концов, добились нужной интонации, фраза «Не отходи от меня» прозвучала так, что и сомнений не было: ты никуда и не отойдешь. В высказываниях Ирины Константиновны были такие тонкости, которые до сих пор в памяти. Гений и есть гений: сказал слово - и можно книгу написать.

Балалайку знает мир

В 2003 году, когда «Малахит» выступил с Еленой Образцовой в Большом зале Московской консерватории, режиссер Роман Виктюк пришел за кулисы: «Я был поражен, когда вы сыграли парафраз на темы Нино Рота из фильмов Феллини. Удивительно, насколько тонко и глубоко русские народные инструменты могут передать итальянский колорит. Если бы Феллини был жив, я бы обязательно ему написал об этом. К сожалению, мы многого еще не знаем про народный оркестр».

И зарубежная публика тоже?

— Когда были в Португалии, после концерта зрители подходили и с восхищением говорили, как здорово звучит балалайка. Мы сыграли в Лиссабоне четыре концерта и всюду залы были полные. Людям нравятся наша музыка, инструменты, русское искусство. И если на 25 площадках звучали и джаз, и рок, а люди приходили к нам на концерт, начинавшийся в 12 часов ночи, это о многом говорит. Народу собралось столько, что нашим журналистам пришлось сидеть на земле. В такие минуты испытываешь гордость за свою музыку, за свое дело.

«Малахит» принимают очень тепло. Везде.

— На гастроли в Баку мы ехали в поезде почти трое суток. И вдруг после выступления филармонии имени Магомаева на сцену поднялся наш проводник с огромным букетом цветов. Как это было приятно! А на обратном пути меня удивили азербайджанцы, которые ехали на заработки в Тюмень. Они спросили меня: «А вы знаете самого знаменитого азербайджанского дирижера? «Когда я сказал, что это Ниязи, они были поражены. А я, в свою очередь, поразился тому, что это простые люди, рабочие. Они болеют за свою страну, свое искусство, потому что искусство - это лицо нации.

В репертуаре оркестра появилось много песен, которые исполнял Муслим Магомаев.

— Я рад, что вместе с азербайджанским центром мы сделали программу памяти Муслима Магомаева, показали ее в разных городах нашей области. Это было очень красиво: талант певца, музыка, море цветов на сцене - все вдохновляло. А в Миассе, когда Сережа Зыков (замечательный певец, из Петербурга) спел песню «Мой Азербайджан», она прозвучала как гимн. Азербайджанцы, присутствовавшие в зале, встали... Я могу только мечтать, чтобы зрители вставали, когда мы играем нашу русскую, народную музыку, восхищаясь не игрой - ее красотой, которую мог создать наш терпеливый, тонкий, душевный народ.

- К русской музыке в Европе уже, наверное, привыкли?

- Не привыкли. Когда мы выступали в Италии, в городе Филоттрано, в зале сидела элита - бизнесмены, политики, дамы в бриллиантах. А после концерта с восхищением говорили: «У нас в городе полторы тысячи лет не было русских артистов. Мы до сих пор не знали даже названий ваших инструментов - баян, домра, балалайка».

Прививка на всю жизнь

- Мне нравится, с каким удовольствием и теплотой вы работаете с детьми. Как будто это настоящие артисты!

- Талантов у нас много. Их нужно просто поддерживать. Тем более сейчас, когда заниматься музыкой, творчеством считается не престижно. Я ведь тоже вырос на самодеятельности. Во Дворце ЧТЗ впервые услышал оркестр народных инструментов и был поражен его звучанием. Когда поступил в музыкальное училище, меня пригласили в оркестр. Это хорошая школа... Знаете, в Озерске был депутат Альберт Иванов, человек очень неравнодушный. Однажды он попросил, чтобы шестилетний балалаечник выступил с нами на концерте в оперном театре 9 мая. Он солировал, сыграв буквально две темы, кажется, «В землянке». Ветеранов это очень тронуло, ведь балалайка им дорога как автомат, с которым шли в бой... А мальчик потом окончил Гнесинскую академию, аспирантуру, получал стипендию президента России. Из него получился яркий музыкант, и в этом, возможно, есть наша заслуга.

- Знаю, вы не любите говорить о будущих концертах.

- Не смеши Бога, рассказывая о своих планах... Очень многое хочется сделать. Например, программу из музыки на православные тексты, на стихи, обращенные к Богу, чтобы были и вокал, и инструментал, и программная музыка. Это может быть сюита Бородина «В монастыре», романс «Вечерний звон», музыка московского композитора Вышняка на тексты священнослужителей. Конечно, хочется исполнить вокальный цикл Свиридова на стихи Есенина «Отчалившая Русь» (аранжировку сделал московский дирижер Игорь Громов). Почти готова великолепная программа с солисткой оперного театра Леной Роткиной. Думаю, сделаем концерт с народной артисткой России Ольгой Теляковой. Она умеет петь не только французские песни. Оля умеет все! А еще хочу сыграть концерт в Санкт-Петербурге, на родине моей мамы. Чтобы оркестр освятился на могиле великого музыканта- реформатора Василия Андреева. Это моя мечта.

Татьяна Марьина

мебель Серпухов недорого

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

ремонт fujifilm в Санкт-Петербурге
VK31226318