В Челябинске Светлана Ишмуратова стала гостьей вечера, посвященного спорту

В Челябинске Светлана Ишмуратова стала гостьей вечера, посвященного спорту

Титулованная российская биатлонистка, заслуженный мастер спорта России, пятикратная чемпионка мира и обладательница двух золотых медалей на зимних Олимпийских играх-2006 Светлана Ишмуратова - наша землячка, уроженка Златоуста. Недавно она была гостьей вечера, посвященного спорту и организованного челябинской компанией «Канцбюро». Сотрудник компании Юрий Сычев взял у нее интервью.

- Светлана, 20 апреля вы отметили свой день рождения, поздравляем!

- Спасибо, но я не очень люблю этот день. Понимаешь: еще на один год постарела. Или повзрослела. Считаю, что самый лучший день рождения - в кругу семьи, с родителями, со старшей сестрой Галей, ее детьми и внучками, с близкими друзьями.

- А как складываются отношения с подругами по сборной?

- От «моей» сборной в команде осталась только Оля Зайцева. Когда у Ольги пьедестал, я ее поздравляю, но ненавязчиво. Важнее поддержать спортсмена, когда у него что-то не получается. Когда все хорошо, тебя и так «облизывают». С Олей Медведцевой созваниваемся, обмениваемся информацией о спорте, о детях. Вражды в нашей команде никогда не было. Работа была совместная и очень тяжелая плюс эстафетные гонки, а это сближает. Скорее тренеры не всегда находили взаимопонимание: каждому хотелось, чтобы именно его воспитанница выступала.

- Главное в вашей жизни уже позади или впереди?

- Главное - это цели, которые перед собой ставишь в тот или иной момент. Долгие годы главным и единственным в моей жизни был спорт. Росла я хилой, больной. А так хотелось исполнить папину мечту. Он сам мастер спорта по лыжным гонкам и хотел, чтобы и я выполнила норматив мастера. А когда все же стала мастером спорта по лыжным гонкам, поставила цель выполнить норматив мастера спорта международного класса. Стала МСМК. И так далее. Мечта любого спортсмена - победа на Олимпийских играх. 20 апреля 2006 года она осуществилась. И я сказала себе: хватит, пора подумать о своей семье, о детях.

Сейчас для меня главное - вырастить сына Мишу здоровым, умным, хорошим человеком. Недавно ему исполнилось шесть лет, спортом пока не занимается. И заставлять не буду. Меня никто не заставлял, сама записалась в секцию и ходила на тренировки. Захочет Миша стать профессиональным спортсменом, буду поддерживать. Не захочет - пусть ищет себя в другой деятельности. А пока просто гуляем, катаемся на лыжах, самокате, велосипеде.

Ребенка надо аккуратненько направлять. Заставляя, можно получить обратный результат и сломать его. Надо просто как можно чаще быть с ним, чтобы он видел, как вы им восхищаетесь, как вы его уважаете. Тогда и заставлять не нужно.

- Ровно семь лет назад, в день своего рождения, вы ушли из большого спорта. Трудно перейти из-под прожекторов в тень?

- Совсем не трудно. Я не люблю пристального внимания прессы, всегда старалась улизнуть от интервью. Корреспондентов уважаю, понимая, как тяжело им приходится. Поработав депутатом, поняла, что общение с журналистами просто необходимо: избиратели должны знать о работе своего депутата. Но о работе! А о личной жизни говорить не люблю. Ну зачем «плакаться» о том, что меня лишний раз не поцеловали, что Мишка с Игорем заставляют играть с ними в шашки… Где-то вычитала, что скромность - это болезнь. Давайте считать, что я давно и безнадежно больна. Люблю поплакаться, но крайне редко и только с теми, в ком уверена. А тем, кто это делает перед миллионной аудиторий, я просто не верю. Что-то в этом есть ненормальное. Нет, мое личное пусть останется моим личным.

- Для больших побед важны природные данные или труд?

- Идеально, когда все вместе. Если генетика хорошая, легче все достается, но это в юном возрасте. А для больших побед нужно пахать, терпеть и понимать: спортивная жизнь коротка, особенно в циклических видах спорта. Хорошо, если есть победы, а если нет? Все, жизнь закончилась? Конечно, нет!

- Допинговые скандалы сотрясают все виды спорта. Хотя, в конечном итоге, спортсмен рискует своим собственным здоровьем.

- Если разрешим допинг, в первую очередь угробим детский спорт. Об этом мало говорят, но, к сожалению, проблема допинга там уже есть. Одна из сторон допинга - бизнес. Спрос есть. Кто-то хочет заработать деньги, кто-то медали и славу. Получается форсированная физическая подготовка плюс допинг. А к детскому допингу я отношу все препараты, которые не рекомендованы докторами и специалистами врачебно-физкультурных диспансеров.

Ребенок в этом случае не «доживает» до большого спорта - здоровья не хватает. Молодой организм выжат, выхолощен. Понимаете, это дорога в никуда, путь на «олимпиаду медиков и фармацевтов». Есть правила игры, сформулированные Кубертеном больше ста лет назад: никаких стимуляторов, кроме жажды победы и тренировок! О чем тут спорить! Давайте разрешим прыгунам с трамплина пользоваться крыльями, а лыжников и биатлонистов пусть тянут снегоходы. Это тоже будет интересно, но только это будет не биатлон, а нечто другое.

- Верите ли вы в случайности?

- Ими вся жизнь полна. С мужем Игорем я познакомилась случайно. Германский город Оберхоф, чемпионат мира, длинный гостиничный коридор. Стоит с растерянным лицом высокий мужчина, видно, что русский. Пытаюсь проскользнуть мимо и слышу просьбу о помощи. Еле удержалась от смеха: у мужчины лопнула резинка на штанах. Помогла ему, выставила из номера и забыла об этом. А вечером Игорь пришел знакомиться со мной и поблагодарить, принес коробку новосибирских конфет. А мы уже третий месяц на чужбине. Я с Наташей Гусевой в одном номере жила. Выгонять сразу было неудобно, пришлось попить с ним чаю. Он оказался веселым человеком. И внимательным. Прихожу с зарядки, а у меня на кровати тарелка с клубникой или смородиной. Вечером - чаепитие. Чемпионат мира закончился, он оставил свой телефон. Разъехались. Казалось бы, все кончилось, но… При выезде на следующие этапы Кубка мира у меня «потерялась» винтовка, которую я оставляла на хранение в Москве. Всем девчонкам привезли, а моей нет. Команда вылетает, я остаюсь в аэропорту. Винтовка вскоре «нашлась». Но настроение хуже некуда.

Решила позвонить Игорю: хоть настроение поднимет. Он предложил потренироваться на базе в Новосибирске. И я поехала туда. Встретил, отвез на базу. Потом приехал в гости. И закрутилось. Он старался по возможности быть где-то рядом, поддерживал меня, что положительно сказалось на результатах. Иногда думаю: не окажись его рядом, я бы распрощалась со спортом и не стала бы олимпийской чемпионкой.

Не так давно случайно встретилась со своей одноклассницей, которую не видела 30 лет, на мероприятии компании «Канцбюро». Бизнес ее, казалось бы, от спорта так же далек, как я от производства тетрадок. Но оказалось, что все очень близко. В «Канцбюро» живут не только сегодняшним днем, они заботятся не только о том, чтобы обеспечить людей канцелярскими принадлежностями, но и помочь им организовать нормальную жизнь.

В течение нескольких часов говорили о спорте. Говорили весело, что очень важно. Среди гостей были знаменитые спортсмены: братья Макаровы, призер Олимпийских игр в Лондоне Анастасия Барышникова. Я много где бывала, но в первый раз на мероприятии такого формата. А больше всего меня удивил руководитель фирмы Григорий Цукерман. Любит кататься на лыжах, причем на гоночных (не путайте с горнолыжными), прекрасно поет, обладает актерским талантом. Но самое важное - он уважает и любит свой коллектив. У него сложилась команда, которая будет работать на хороший результат. А с таким боссом нужно поддерживать себя в хорошей физической форме.

- Работая в Союзе биатлонистов России, вы, наверное, могли бы много сделать для развития биатлона в нашей области, но вы оттуда ушли. Почему?

- Не хотелось быть чужой среди своих, своей среди чужих.

Всегда считала себя командным человеком, когда все работают на хороший результат, когда идет обсуждение. А дистанционное голосование, когда никого не интересует, почему «да», «нет» или «воздержался», мне не подходит. Я человек эмоциональный, но спонтанных решений не принимаю. Стараюсь посмотреть на ситуацию с разных сторон, а уже потом принимаю решение. Если оно неверное, переживаю очень сильно, обязательно делаю «работу над ошибками». А слова «все, что ни делается, к лучшему» говорю тому, кого нужно как-то поддержать, но никак не себе.

- Как дела в златоустовской школе биатлона Светланы Ишмуратовой? Как этот вид развивается у нас в регионе?

- Кланяюсь тем тренерам, благодаря которым можем говорить, что в нашей области биатлон есть, хотя здесь даже нет биатлонного стадиона, а первенство наших биатлонистов проводят в Свердловской области или Башкирии. При том, что в Златоусте есть все условия для строительства спортивного центра по лыжному спорту: перепад высот, гора Уреньга с ее условиями среднегорья и ранним снегом. Благодаря серьезным усилиям проект строительства биатлонно-лыжного комплекса попал в Федеральную целевую программу (ФЦП) по строительству спортивных объектов. Но это подразумевает софинансирование: 50 процентов от стоимости объекта выделяется из федерального бюджета, 50 - из регионального и местного бюджетов.

К сожалению, Златоуст - город дотационный и вся надежда только на руководство области. Необходимо найти 150 миллионов рублей. Если мы не сделаем этого сейчас, то нас выкинут из ФЦП, и мы уже никогда не построим стадион, о котором мечтают тысячи мальчишек и девчонок. В свое время мне пришлось заключить параллельный контракт с Новосибирской областью, чтобы иметь возможность тренироваться и стрелять. Но я тогда была уже известной спортсменкой, а как быть начинающим?

Мне очень хочется, чтобы в Челябинской области развивались такие виды спорта, как биатлон и лыжные гонки. Я верю в наших ребят. Они не избалованы, могут и хотят трудиться. Нужно просто создать условия, и результаты не заставят себя ждать. Ведь не зря же я назвала свой проект «Чемпионы растут на Урале».

VK31226318