Зачем идете в горы вы?

Зачем идете в горы вы?

33-летний житель Челябинска Антон Калистратов стал первым южноуральцем, покорившим высшую точку Южной Америки - гору Аконкагуа. О своем увлекательном дальнем странствии альпинист рассказал нашему корреспонденту.

- Антон, как давно вы занимаетесь горным туризмом и альпинизмом?

- С 90-х годов, еще со школы. У нас в Чебаркуле был детский скаутский отряд, в котором учили основам выживания в природе, действиям в экстремальных условиях и покорению вершин Южного Урала. Сейчас я занимаюсь поставками для металлургических заводов, а увлечение детства переросло во взрослое хобби.

- В чем привлекательность пройденного маршрута?

- Аконкагуа находится в Аргентине и является высшей точкой Анд, а также Западного и Южного полушарий. По климатической составляющей вершину приравнивают к «семитысячникам». Ее штурмует большое количество людей со всего мира.

- И вы первый южноуралец…

- Для альпинистов нашего региона главное препятствие - отдаленность. Перелет из России до столицы Аргентины занимает 27 часов. Вершина - не локальная цель. С точки зрения сложности Аконкагуа - не техничная гора, но она покоряется не всем. Можно пройти ее по более сложному маршруту, где требуется специальное альпинистское снаряжение (веревки, ледорубы), но мы были ограничены по времени, поэтому не стали рисковать.

Сложность горы, помимо низкой влажности и недостатка кислорода, - резкие перепады погоды и изменения климата. Пурга, ураганный ветер, снег, скатанный в шарики, который впивается в кожу… Для древних инков гора была языческим символом, они предпринимали первые попытки восхождения (на высоте шесть тысяч метров была найдена мумия мальчика). Из-за несовершенства снаряжения и оборудования это им вряд ли удалось. Ежегодно на Аконкагуа (в переводе с языка инков - «Каменный стражник») погибает много людей. В прошлом году - 14 человек. За начало этого года четверо, один - без вести пропавший.

- Как сформировалась ваша группа?

- Я присоединился к восьми австралийцам, нашим бывшим соотечественникам, мы познакомились через Интернет. Двое из группы совершали четвертое восхождение по программе «Семь вершин». Для меня Аконкагуа стала первой вершиной. Следующей, думаю, будет Эльбрус.

- Что это за программа?

- На каждом континенте Земли есть самая высшая точка. Соответственно семь вершин считаются популярными, чтобы их посетить. Это что-то вроде аттестата зрелости у альпинистов.

- Почему горы «зовут вас остаться»?

- Парциальное давление кислорода на больших высотах составляет 40 процентов от обычного. От высоты в организме человека происходят превращения, именуемые горной болезнью. Проявляется она сильными головными болями, тошнотой, расстройством желудка, апатией, отсутствием аппетита. При нас несколько человек эвакуировали, одного - вертолетом, причем в течение 15 минут. Одно из проявлений горного недуга - чувство эйфории и неограниченных возможностей. Люди начинают совершать нелогичные поступки. Идут не по тропе или в непогоду. Неоправданные действия приводят к летальным исходам, также бывает отек легких или мозга.

Если человек вовремя не прислушается к своему здоровью, последствия могут быть печальными. На организм высота действует очень серьезно. По-другому голова и мышцы работают. Например, из группы в 12 человек, шедшей за нами, на гору взошли только трое. Из нашей группы вершину покорили четверо. Остальные почувствовали, что достигли предела, и не стали рисковать. Каждый альпинист идет своим темпом, слушает свое здоровье.

Штурмовой лагерь находится на высоте 6000 метров и восхождение из него заняло 13 часов. Когда мы с напарником уже подходили к вершине, то делали сначала пять шагов, потом 10 вдохов-выдохов, чтобы хоть как-то насытиться кислородом. Кроме нас в этот день на вершину никто не смог подняться, хотя попытку делали не менее четырех групп. Чехи и поляки, которых мы встретили по пути на вершину, развернулись. Даже на уровне базового лагеря на высоте 4900 метров, сердце в спокойном состоянии бьется с частотой 120 ударов в минуту, чтобы обеспечить организм достаточным уровнем кислорода. На вершине все усугубляется, и с сердечной недостаточностью там делать нечего.

На Аконкагуа очень сильные ветра. Когда мы восходили, ветер достигал 85 километров в час, что является предельным значением для восхождения на эту вершину. Все сдувало. Пока я доставал российский флаг, у меня рукавицу унесло. Если под горой температура воздуха от 25 до 35 градусов тепла, то на вершине - ближе к самолетам (минус 40). На момент восхождения надевал на себя два комплекта термобелья, поларку, две ветрозащитные куртки и сверху еще пуховик. Жарко не было. Для штурма вершины используется специальная пластиковая обувь, которая снижает риск обморожений.

- Сколько времени заняло восхождение и чем вы питались?

- На все ушло девять дней. Восемь дней поднимались (от входа в национальный парк) наверх, один день спускались, потому что торопились на самолет. Обычный график восхождения занимает 16 дней. Основной рацион питания - геркулесовая каша с орехами и изюмом. Выше пяти тысяч метров вода закипает при 80 градусах. Макароны кипят, но не варятся. Так как плохо усваивается жидкость и переваривается пища, аппетита не было. За время путешествия я похудел на шесть килограммов.

- Что показалось самым трудным?

- Подойти к национальному парку. Мы прибыли в Мендосу, когда с гор сошли селевые потоки и был объявлен режим ЧС. Дорогу закрыли на 10 дней, это ставило под угрозу наше восхождение, и мы начали искать обходные пути. Шли пешком, с двумя рюкзаками (за плечами - основной, спереди - штурмовой) по старой заброшенной одноколейной железной дороге между Аргентиной и Чили.

Незабываемым был переход по мосту, соединяющему две стороны каньона на высоте 50 метров. Давно прогнившие шпалы висели в воздухе, очень сильный ветер буквально валил с ног, приходилось пригибаться к рельсам, чтобы удержаться на мосту. Когда в обход завалов мы все-таки добрались до национального парка, в местной газете прочитали: «Группа из восьми австралийцев и одного русского препятствует проведению спасательной операции».

- Во сколько обошлось путешествие, если не секрет?

- Разница официального и рыночного курса доллара в Аргентине очень велика, поэтому сложно считать, но где-то около четырех тысяч долларов. В провинции Мендоса оформляется разрешение на посещение национального парка, платится взнос за медицинское сопровождение, эвакуацию. Разрешение за пребывание в национальном парке - пермит - стоит 500-700 долларов на одного человека в зависимости от сезона. Выдается он на 20 дней.

Условия в парке жесткие, пермит номерной, с этим же номером выдаются два мешка: под мусор и выше базового лагеря еще один мешок - под экскременты. Их надо вынести обратно. Забота об экологии в стране вина, мяса и танго - приоритетная, и это похвально. Контролируется соблюдение определенных правил и санитарных норм. В базовом лагере стоят туалеты, и раз в неделю их содержимое вывозится вертолетами.

- Что еще запомнилось во время восхождения?

- На высоте шесть тысяч метров находятся домики, которые называются «Берлин». На этом месте в прошлом веке погибла группа немецких восходителей, после этого поставили спасательные укрытия. Рядом находится лагерь «Холера», там тоже погибла группа, от холеры. На таких высотах не бывает холеры, видимо, они принесли ее наверх, и в горных условиях она стремительно развилась. На вершине нет растительности, кругом голые камни, грунт и снег.

- Какое впечатление оставила Аргентина?

- В глаза бросилось прекрасное качество дорог. В месте, где сошел селевой поток, после расчистки даже асфальтовое покрытие не повредилось, только разметка исчезла, специально подошел и посмотрел. У нас асфальт исчезает вместе со снегом. В провинции Мендоса, в которой находится национальный парк, делается одно из лучших аргентинских вин. Мясо тоже является визитной карточкой страны, его предлагают везде, готовят очень хорошо, большими порциями. 400-граммовый кусок хорошо обжаренного мяса, порция салата, бокал вина и десерт на наши деньги стоят 500 рублей. Посмотреть танго не удалось.

- Что стало наградой «за риск и непомерный труд»?

- Потрясающий вид, хотя у нас на Урале он не хуже. Горы помогают понять, насколько ценна человеческая жизнь. По возвращении многое начинаешь переосмысливать. Мир настолько прекрасен, и в нем еще столько непокоренных и неизведанных мест, что надо реализовывать более смелые идеи и задумки, ставить цели и воплощать их в жизнь.

VK31226318