Игрок в бисер
С каждым приездом в Челябинск Михаил Казиник открывается в новом качестве.
В философской школе «Новый Акрополь» выступал Казиник-искусствовед, культуролог, философ. В органном зале вместе с Владимиром Хомяковым играл Казиник-скрипач. Школе «Семь ключей», в сентябре открывшейся при Русско-британском институте управления, был интересен, прежде всего, Казиник-педагог, создатель методики комплексно-волнового урока. Три дня Михаил Семенович учил, смешил («Знание должно быть веселым!»), провоцировал и, словно нарывы, вскрывал стереотипы.
- В чем заключается ваша методика?
-
Есть предмет география, которая на самом деле не предмет, а место. Есть история, это тоже не сам по себе предмет, а время. Если соединить время и место, получается, что в это время в этом месте появилось изучаемое явление. Я не вижу в школе будущего отдельной географии, истории и культурологии. Например, если я буду изучать Баха с детьми, я не буду изучать музыку Иоганна Себастьяна Баха только. Это интересно музыковедам в консерватории. А желающим узнать и понять, кто такой Бах, придется заниматься эпохой информации, устройством органа, Мартином Лютером, протестантизмом. Эйнштейном! Потому что Эйнштейн без Баха жить не мог. А раз Эйнштейн, значит, пространственно-временной континуум. Моя школа - та, для которой Бах не сам по себе, а катализатор целого ряда событий.
Я не хочу, чтобы дети отдельно изучали Данию, потому что это прописано руководством сверху. Я хочу, чтобы они изучали эту страну потому, что там жил Ганс Христиан Андерсен. Андерсен заставит меня изучить массу вещей. Почему почти все его герои погибают? Девочка со спичками замерзла, стойкий оловянный солдатик расплавился, балерина сгорела. Я эту боль с детства с собой ношу. Выясняется, что у Андерсена была любовь, и он принадлежал к тому типу мужчин, что любят только одну женщину. Андерсена много иллюстрировали, есть даже премия, носящая его имя. Учитель мировой культуры по иллюстрациям может проследить, как менялось отношение к героям Андерсена на протяжении почти двухсот лет - это страшно интересно!
- Можно ли вашу методику вписать в жесткие стандарты государственных школ?
- Я боюсь ломать всю систему. Не говорю: «Долой ту школу, да здравствует моя школа!» Вначале комплексно-волновой, ассоциативный урок может иметь место как факультативный. Но постепенно, чем больше учителей с пониманием отнесутся к этим урокам, тем меньше им захочется возвращаться в нажитую колею. Выксинская учительница 30 лет проработала в школе и теперь говорит: «Вы знаете, что со мной случилось? Не могу читать свой предмет! Я теперь сама выполняю комплексно-волновую роль. И за географа, и за историка, и за математика. Не вылезаю из Интернета. Приглашаю актеров, чтобы прочитали стихи, искусствоведов, музыкантов». К счастью, они соглашаются. Не настолько наша страна капитализировалась, чтобы все работали только за деньги. Представляете, какого класса этот педагог, если она 30 лет проработала обыкновенной советской учительницей, а сейчас говорит: «Я ни одного урока как раньше провести не смогу - мне скучно».
- Что за Выкса такая?8
- Моногород, забытый Богом, туда даже железная дорога не ходит. Там есть моя авторская школа. В списке «Forbes» есть такое имя - Седых. Это один из богатейших людей мира, председатель совета директоров Выксинского трубопрокатного завода. Однажды меня пригласили в Гоголевскую гимназию - старейшую в Москве. Был полный зал. Передо мной в первом ряду сидели два мальчика, как потом оказалось, его дети. Они смотрели все время мимо, не улыбались. Меня задело. Ну, думаю, сейчас заставлю улыбаться! Вдруг, смотрю, ожили, стали живыми глазами смотреть. После концерта был ужин, рядом со мной сидела красивая женщина - Ирина Евгеньевна Седых, мама этих мальчиков. Она мне говорит: «Вы знаете, произошло чудо! Мальчики подошли ко мне, попросили билеты на все ваши концерты в Москве». Я их потом на многих своих московских концертах видел. А им всего 12, один с элементами аутизма. Дальше Ирина Седых была потрясена еще больше. Ее мальчики, когда пришло время писать сочинение «Времена года», не сговариваясь, выбрали «Времена года» Чайковского, а не «Времена года на Земле». После моего концерта в Московском политехническом институте Ирина Евгеньевна спросила: «Что мы можем для вас сделать?» Я им отвечаю: «Не для меня, а для страны. Мне нужно помочь открыть мою авторскую школу». Они говорят: «В Москве не сможем: здесь слишком много чиновников. А давайте сделаем в Выксе! Потом сможем показать этот опыт». Мы, конечно, не рассчитали, что и показать-то некому и никого это не интересует.
- На своих уроках вы с легкостью жонглируете знаниями из разных областей, с бешеной скоростью перемещаетесь из одной эпохи в другую. Как обрести такую эрудицию и кругозор? Нужны ли они учителю из школы будущего?
-
Я считаю, что учитель - это игрок в бисер, как у Германа Гессе. Потому что все познание связано цепочкой. Помните, что сказал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его односторонняя». Сегодня заканчивается время узких специалистов. Они показали свою негодность, неспособность. Все открытия рождаются на стыке предметов, явлений, знаний. Школа по моим принципам - идея распространения междисциплинарных связей.
Как я достиг такого уровня эрудиции? Все достаточно просто. Я читаю «Магический кристалл» Пушкина и начинаю понимать, что это реальный образ. Когда вы присматриваетесь к тексту, от него как бы лучики исходят. Увеличивается текст, и вы видите, что в нем - не капля, а жизнь, борьба, целая Вселенная. Принцип, которым я пользовался в докомпьютерные времена, похож на Интернет, только мне приходилось затрачивать намного больше сил и энергии на получение информации. Например, когда-то Мандельштам, рассматривая в своей маленькой книжке «Разговор о Данте» «Божественную комедию», сказал, что искал какой-то предмет, который помог бы ему понять ее структуру. И вдруг понял, что это кристаллография. Потому что «Божественная комедия» строится не слева направо, а как кристалл, наращивание кристаллов. В центре Беатриче, от нее кристаллики - ад, рай, чистилище.
Получается, что, когда вы начинаете рассматривать явление, заранее знаете, что это явление не само по себе, а часть чего-то большого, общего. Вся история цивилизации и человечества - цепочка взаимосвязанных явлений.
Совет молодым родителям от Казиника
Введите в свою жизнь ежедневный пятиминутный ритуал. Обнимите своего маленького ребенка, зажгите свечи или торшер и поставьте классическую музыку. Ребенок, чувствующий тепло сидящих рядом с ним, пять минут высидевший при свечах, уже на всю жизнь получает информацию. Дети гениальны, не забывайте. Ребенок не может не шевелиться, потому что воспринимает музыку и плечами, и затылком. Если он слез с дивана и побежал в другую комнату, не пугайтесь: все уже произошло.
Михаил Казиник - автор и ведущий популярных программ о классической музыке в России: «Тайные знаки культуры» на радио «Серебряный Дождь» и «Музыка, которая вернулась» на радио «Орфей». Совместно с творческой мастерской Игоря Шадхана создал цикл из 64 фильмов «В свободном полете, или Ad libitum», посвященных мировой музыкальной культуре.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве