Анна Стельмахович: «С детьми говорю о важном»

Анна Стельмахович: «С детьми говорю о важном»

В Москве на конкурсе «Учитель года России 2014» Анну Стельмахович с легкой руки журналистов назвали почти готовой телезвездой. Но не яркая внешность, не ораторское искусство привели учительницу из Магнитогорска к победе.

Дорогу к главной награде конкурса - «Хрустальному пеликану» проложила еще в 2009 году коллега Анны Стельмахович, а ныне директор магнитогорской школы № 5 Наталья Никифорова. Она завоевала тогда большого Хрустального пеликана. У Анны Юрьевны - малый Хрустальный пеликан. Но этот факт ее успеха не умаляет. В пятерку сильнейших в России попадают только педагоги, поцелованные Богом. Как к Анне Юрьевне пришло решение стать учителем?

- У меня не было желания быть учителем, - рассказывает она. - Но с детства манила литература. Интерес к ней заложили в семье. Не только мои родители, но и дедушка с бабушкой считали главной ценностью книгу. Кстати, все они работали на руднике, у них не было гуманитарного образования. Но весь дом был в книгах. Их прочитывали, обсуждали. В такой атмосфере невозможно было вырасти без любви к литературе.

Поэтому после школы поступила на филологический факультет, на отделение культурологии в Магнитогорский педагогический институт.

После окончания мне показалось интересным продолжить обсуждение того, что уже прочитала, с детьми. Так что в школу меня привело желание говорить о литературе, но не призвание быть учителем. Правда, я о своем выборе не жалею, потому что получаю колоссальную отдачу от детей. Ведь в нашей школе все очень много читают.

- А что вы думаете о своей профессии? Чем она отличается от других?

- Учитель присутствует при рождении самого удивительного в жизни явления - становления личности. На его глазах личность развивается, приобретает стойкие качества. Кроме как в школе этого не увидишь нигде. Более того, учитель и сам может влиять на формирование личности: во время выбора ребенком жизненных ориентиров и ценностей.

Когда ты понимаешь это, становится страшно от груза ответственности, но одновременно испытываешь прилив сил, энергии, желания искать новые идеи. В некотором смысле роль учителя для общества краеугольная. Для того чтобы совершить переворот и революцию, на площадь идти не нужно. Учитель, методично влияя на сознание ребенка, может вырастить кого угодно - хоть преступника, который пойдет на эту площадь бросать камни, хоть философа, который умеет осмысливать суть текущего бытия. Поэтому очень странно, когда недооценивают роль учителя.

- Ваше представление о мире? Что вкладываете вы в сознание своих учеников?

- Я им не лгу, что мир прекрасен. А говорю, что он - борьба, конфликт, проблема. Но, оценивая происходящее, учитель может сформировать как отрицательную оценку зла, так и положительную. Ребенок очень долго прислушивается к учителю, особенно в начальной школе и среднем звене. Один ребенок потом скажет: «Да, я тоже пойду убивать». А для другого насилие будет неприемлемым, как, надеюсь, и для моих учеников.

- В чем, по-вашему, нуждаются нынешние дети? Хватает ли им любви в семье и школе?

- Дети нуждаются в том, чтобы с ними говорили о их чувствах, переживаниях: таких как обида, дружба, радость, о высоких нравственных ценностях. Обсуждали, что такое добро и зло, правда и ложь. Я всегда задаю вопрос на родительских собраниях: «Сколько минут в день вы говорите с ребенком и о чем?» Для разговоров не находится, к сожалению, и пяти минут. А темы очень примитивные: что ты получил, как прошел день, обедал ли? О высоком родители, как правило, не разговаривают. Школе тоже некогда этим заниматься. А поскольку любая душа всегда в поиске, то ребенок довольствуется тем, что находит сам. Это может быть дешевая мистика в интернете или телевизоре, меркантильные ценности и прочее. Поэтому сегодня среди молодежи так много ДухLessов, ненастоящих людей (Духless - герой романа Сергея Минаева - Авт.).

- А любви-то детям хватает?

- Внимание к их духовным потребностям и есть проявление любви. Значит, родитель не равнодушен к тому, что наполняет его ребенка. Он готов отказаться от своего комфорта, выключить телевизор и потратить свое время на дитя, потому что любит его. К сожалению, родительская любовь проявляется обычно в том, что у ребенка хороший гаджет, а летом он съездил в Таиланд.

- Что упускают родители в воспитании, с вашей точки зрения?

- Представления о воспитании у них отрывочные, хаотичные. Родители не знают, к чему хотят привести ребенка, каким он должен быть? Единственное четкое представление: ребенок должен быть успешным. А как родители понимают успех? Что вкладывают в это понятие? Как собираются формировать успешность? Процесс многим не ясен. Отсюда и малозначительный результат. Нет системы воспитания. Источников помощи для ее создания очень много. Родители могут обратиться к педагогу, психологу, в церковь к священнику. Главное, чтобы родители начали поиск, чтобы у них был интерес к своему просвещению в вопросах воспитания.

- Чем примечательна ваша судьба?

- Наверное, тем, что у меня очень хорошая, дружная семья: две дочери и любимый муж. Для меня это самая большая радость и счастье в жизни.

- Победу в конкурсе вам принес урок по «Основам религиозной культуры». Что бы вы сказали своим коллегам, которые считают, что этому курсу в школе не место?

- Давайте посмотрим на потребности детей. К шестому классу у них просыпается колоссальный интерес к религиозной культуре. Они задают очень много вопросов. Зачем люди молятся, почему одеты по-другому… И если не мы, учителя и родители, дадим грамотное предложение на этот спрос, то ребята пойдут искать ответы в другом месте. И на что они там могут нарваться, на какие опасности?

Сегодня интерес к религии идет из семьи. У меня на уроке сидят дети, родители которых исповедуют ислам, ортодоксальное православие, иудаизм. Рядом с ними - сын протестантского пастыря и так далее. Им всем надо разговаривать друг с другом, общаться. Кто их этому научит, если не я?

- А вас не уводит этот предмет от литературы?

- Нет, наоборот. И не только потому, что большую часть времени у меня занимает литература (я преподаю ее с пятого по десятый класс). Но на материале литературы приходится разбирать вопросы религиозные. Когда дети начинают изучать Федора Достоевского и Льва Толстого, для многих незнакомо слово «Евангелие», искажены понятия «грех» и «раскаяние». Как мне без понимания этих слов описать духовные искания героев?

- Чему научил вас конкурс?

- Критично относиться к себе, умению слышать критику. Работать над собой, чтобы идти вперед и развиваться. Во время конкурса я постоянно молилась, чтобы принять все, как есть.

- А уверенности после победы прибавилось?

- Я бы так не сказала. Каждый раз волнуюсь, выходя на аудиторию, сомневаюсь, надо ли это делать. Но вот опыт побороть свой страх появился.

- Как изменилась ваша жизнь после конкурса?

- У меня появилось очень много друзей, ярких педагогов, с которыми общаюсь. Ездим по приглашению друг к другу на семинары, мастер-классы, педагогически сборы. Вот только что вернулась из Самарской области. Впереди встречи - в Петербурге, на Гатчине. Конкурс дал мне возможность представить на суд общественности свою педагогическую концепцию. И ее, к моей радости, многие принимают, как выяснилось.

мебель в Троицке .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


нарисовать портрет на заказ в Санкт-Петербурге
VK31226318