Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Олег Климов: «Мы готовы заниматься каждым экологически проблемным предприятием»

11.03.2015
Вице-губернатор Олег Климов уверен, что если двигаться в одном, правильном направлении, результат обязательно будет.

Вице-губернатор Олег Климов уверен, что если двигаться в одном, правильном направлении, результат обязательно будет. Об экологии, профилактике дорожно-транспортных происшествий и реакции на стихии — в интервью сайту mediazavod.

На «свалку» — в лаковых ботинках

— Олег Борисович, из сфер деятельности, которые курируете, какие, на ваш взгляд, наиболее проблемные?

— Самая острая тема, конечно же, экология. Речь идет о чистоте воздуха, воды, земли…

— Давайте начнем с воды.

— Мы очень подробно разбирались с тем, что пьют челябинцы и жители других территорий. Кризиса, связанного с водой, в области нет, но самая проблемная точка, как раз, Челябинск. Огромный мегаполис и города-спутники пьют из одного источника. В принципе, понятно, что нужно делать, чтобы его сберечь. И если бы на все эти мероприятия нашлись средства, то мы бы уже через пять-семь лет добились того, что ухудшения качества воды уже бы точно не было и постепенно она начала бы очищаться. Но денег в достаточном количестве нет. Более того, на некоторые мероприятия регион просто не имеет права их расходовать, так как это федеральные полномочия. Соответственно, надо попасть в общегосударственные программы, а они на период кризиса свернуты.

— Несколько лет назад проблема с водой обострилась в Магнитогорске.

— Это было связано с тем, что часть города запитана из скважин. Когда была засуха, уровень грунтовых вод опустился и наполнение скважин снизилось. Проблему решали двумя путями. Во-первых, вводили резервные скважины. Во-вторых, искали причины потерь. Через сети терялось до 30-40 процентов воды, потому что они были дырявые. Сейчас потери минимизированы. К тому же природа помогает: уровень всех водоемов растет.

— Состояние воды — не единственная экологическая беда.

— Да, и они долго накапливались. Одна из ключевых - тема бытовых отходов. В Челябинске в центре города — гигантская свалка. Она не соответствует вообще никаким нормам. Химические процессы, которые там происходят, никто не изучал. Периодически случаются самовозгорания, отравляется воздух. В принципе, ее необходимо закрыть, но до сих пор суды и надзорные ведомства шли на компромиссы, так как мусор валить некуда. И все ждали денег, которые кто-то даст: или привезут из Москвы, или здесь откуда-то они возьмутся. Причем в разное время были разные аппетиты. Я видел программы, оценивавшиеся и в 30 миллиардов рублей, и в три миллиарда. Губернатор поручил разобраться и найти разумный способ складирования и захоронения мусора. Положительный опыт есть не только за рубежом, но и в России. Например, в Тюменской, Нижегородской, Саратовской областях. Причем ничего революционного не требуется. Надо просто навести порядок и найти инвестора, который бы воплотил проект полигона твердых бытовых отходов. Мусор в крупных городах - рентабельный бизнес. Из того, что мы выбрасываем, до 70 процентов реально возвращать в промышленное производство в виде вторсырья (для этого можно построить мусоросортировочные комплексы). Лишь 30 процентов нужно где-то захоронить. Но уж точно не в центре города. Возникает проблема, где разместить полигон. Жители населенных пунктов, в окрестностях которых предполагается его создать, выступают против. Никто не хочет, чтобы рядом была свалка.

— Это естественно.

— Просто мы очень мало информируем людей. Хотя, повторюсь, есть опыт, например, Нижнего Новгорода. Ездивший туда представитель нашего министерства экологии заходил на полигон в лаковых ботинках. Не запачкал их даже там, где непосредственно происходит захоронение мусора. И никаких запахов гари и гнили. Технология такова: выкапывается яма, в ней стелется специальный материал в миллиметр толщиной, но не повреждающийся даже под весом тяжелого бульдозера. Оставшийся после сортировки хлам сжимается. Затем по нему проходит что-то вроде дорожного катка, не оставляя пор кислорода. В итоге получается асфальт. Когда он достигает уровня в один - полтора метра, кладется слой глины. Получается абсолютно твердое вещество без запаха. Нижний Новгород этой технологией пользуется уже два года.

— Нечто подобное может появиться у нас?

— Проект такого полигона должен пройти экспертизу - строительную, экологическую. Сейчас этим занимаемся. Появился инвестор (московская компания), поэтому области не нужно находить миллиарды рублей, изымая их из бюджета. Инвестор готов на свои деньги построить полигон, завод по сортировке мусора. В течение длительного срока он будет получать доход от тарифа. Нужно, естественно, внимательно смотреть, чтобы тариф резко не вырос. Но, как показывает, практика, в городах этого не происходит, особенно если нет «левых» схем. Думаю, в текущем году подпишем инвестиционное соглашение.

— С момента его подписания до запуска завода в работу сколько потребуется времени?

— Если начинать с нуля, то минимум год. Но если к приходу инвестора здесь уже будет, например, юридически оформленная площадка, то примерно полгода. Такое же соотношение сроков и в строительстве завода по сортировке мусора. В Челябинске, кстати, одна станция такая есть. Правда, она уже пять лет стоит разукомплектованная и ею никто не пользуется. Если инвестор увидит, что ее можно задействовать, то сроки реализации проекта существенно сократятся. С самой свалкой тоже необходимо что-то делать. Способы ее ликвидации должны изучить специалисты.

— Опыт будет распространен на другие города региона?

— Аналогичные проекты планируем реализовать в Магнитогорске, Миассе, Златоусте.

— Активность от населения в деле сортировки мусора нужна?

— Пока нет. Хотя в нашу интернет-приемную поступают обращения от горожан, готовых сортировать. Понятно, что это энтузиасты и их пока единицы. Но думаю, что мы к этому постепенно придем. Нет ничего трудного в том, чтобы органику выбрасывать в один бак, металл или пластик в другой, а все остальное - в третий.

Прогноз погоды для района

— В Челябинске и других городах региона в последнее время все больше дыма…

— Вопрос не простой: область промышленная, металлургическая. К сожалению, реальных рычагов влияния на ситуацию мало. Но определенный механизм выработан. Губернатор готов заниматься каждым экологически проблемным предприятием, не снижающим объемы выбросов во время неблагоприятных метеорологических условий. Будем привлекать измерительные лаборатории, в том числе, работающие в круглосуточном режиме (такие есть у МЧС и Горэкоцентра Челябинска). Посмотрим, чем можно их дооснастить, чтобы они могли учитывать весь спектр загрязняющих веществ. Информацию о факте загрязнения, полученную по жалобе горожан, сможем передавать прокуратуре. И это уже реальный контроль. Пусть до суда довести будет сложно, но мы — власть — будем знать, с кем необходимо работать. При этом репутация предприятия-загрязнителя пострадает.

— Помимо системных проблем есть еще чрезвычайные ситуации, которые предугадать трудно. Как в этом случае сделать потери минимальными?

— Дело не в том, что мы должны предвидеть. Тем более, многие явления прогнозировать, действительно, сложно. Например, ледяной дождь в ноябре или буран в апреле. Но здесь на первый план выходит готовность служб реагирования. От того, как они готовы и каков уровень их взаимодействия, зависит, насколько благополучно мы эту ситуацию пройдем. При ликвидации последствий ледяного дождя осенью прошлого года выяснилось, что есть совершенно разные возможности у МРСК Урала и мелких энергетических компаний. Вторым было, конечно, сложнее. Кроме того, не была проведена разведка. В Чебаркульском районе некоторые населенные пункты подключили к электричеству только через десять дней, потому что вовремя не задействовали необходимое количество сил. Проблемы возникают и при снежных заносах на дорогах. В горах, к примеру, не подъедешь к забуксовавшей фуре. Тем не менее, есть снегоходы, которые в чрезвычайной ситуации могут эвакуировать тех, кому стало плохо, или пассажиров с детьми. Спасатели способны быстро прибыть на место ЧП, чтобы оказать помощь. Сейчас служба МЧС достаточно серьезно оснащена машинами повышенной проходимости. Губернатор принял решение дооснастить областных спасателей, областную противопожарную службу, чтобы и она могла участвовать в таких операциях. Кроме того, предусмотрено развертывание пунктов обогрева, где путники, попавшие из-за стихии в трудную ситуацию, могут получить чай, бутерброды, канистру бензина для обогрева автомобиля. Важно отработать такие действия до автоматизма. Снежную бурю мы, конечно, не остановим. Но люди должны быть уверены в том, что в этой буре погибнуть никто никому не даст. Сегодня уровень готовности к таким ситуациям существенно выше в сравнении с тем, что было раньше.

— На одном из совещаний вы говорили о возможности более точного прогноза погоды.

— Пока официальный прогноз о сложных метеоусловиях мы получаем из гидрометеоцентра. А он не может быть абсолютно точным.

— А технологически его можно уточнить?

— Оказывается, да. И это было достигнуто при подготовке к Олимпиаде в Сочи. У нас тоже работа в этом направлении предполагалась. Но она идет по линии федерального гидрометеоцентра. На территории области достаточно поставить две доплеровские станции, которые следят за погодой, и создать современное программное обеспечение, чтобы данные с этих станций моделировались в прогнозы осадков. Тогда радиус территории, для которой дается прогноз, сокращается с 500 до 30 километров. То есть мы можем давать прогноз для каждого муниципального района. Естественно, появится возможность эффективно концентрировать ресурсы. Регион сам не может эту идею воплотить, у нас нет полномочий. Но как только гидрометеоцентр сообщил, что работу в этом направлении ведет, мы сразу помогли с земельными участками в Аргаяше и Магнитогорске. Участки у них теперь есть. А будут ли ставить станции, трудно сказать. Это федеральный проект, реализуемый на федеральные деньги.

— Безопасность дорожного движения — тоже ваша работа?

— Да, я вхожу в соответствующую комиссию. Не секрет, что положение дел у нас тяжелое. В Уральском федеральном округе мы выглядим пока хуже всех по количеству ДТП, гибели в них людей, количеству травм. В прошлом году почти 500 человек погибли на наших дорогах. И гибнут, как правило, абсолютно дееспособные, активные люди. Причин много — и субъективных, и объективных. Одна из них — состояние дорог.

— Оно плохое или, наоборот, хорошее непропорционально нашей культуре вождения?

— Как ни странно, обе причины имеют место. Но если говорить о таких трассах, как М-5, то, конечно, там нужны качественные дороги и нормальный контроль, чтобы не было неадекватных гонщиков. Губернатор недавно утвердил концепцию «Безопасный город». В Челябинске мы существенно повысим покрытие перекрестков современной аппаратурой, фиксирующей нарушения правил безопасности. Работу начнем уже в текущем году. Кстати, 18 процентов жертв в ДТП - из-за неправильного проезда перекрестков. В других странах, если моргает «зеленый», водители останавливаются. А у нас добавляют скорость. Помимо Челябинска к этой программе подключены Магнитогорск, Златоуст, Копейск, Миасс, Озерск.

— Самые опасные перекрестки - нерегулируемые.

— Согласен. Пешеходные переходы не всегда обозначены, оформлены так, как надо. Правда, в Челябинске есть перекрестки с хорошей «зеброй» и освещением: и лампы, и знак перехода мигает. Конечно, это затраты, но их необходимо нести. Часть затрат в программу уже заложена. Но за один год проблему не решить.

Творчество единоначалия

— Как вам, генералу МЧС, работается в гражданском правительстве?

— Комфортно. Мне понятна позиция губернатора: есть дело — должен быть результат. Таким же образом стараюсь выстраивать работу со своими подчиненными. Если что-то не получилось, давайте искать другие пути, но не останавливаться.

— Почти, как у военных?

— Не совсем. В военизированной структуре, где я раньше работал, поставленная задача должна быть выполнена в срок, даже если к тому есть объективные препятствия: ограничения законодательства, отсутствие материальной базы, финансов. Здесь сроки могут быть отодвинуты с согласия губернатора. Тем более, для решения той или иной проблемы необходимо пройти ряд согласований. А внести даже небольшое изменение в нормативный документ — вообще целая процедура, которая может занять полгода. Это, конечно, напрягает, но таков регламент.

— Вы возглавляли Главное управление МЧС по области, были в прямом подчинении у Сергея Шойгу. И это министерство даже люди, критично настроенные к системе государственного управления, называют единственной в России эффективно действующей структурой. Как такой репутации удалось добиться?

— На мой взгляд, действительно, ключевым фактором стало то, что ведомство 24 года назад возглавил Шойгу. Очень неординарный человек огромной харизмы, инициативы и энергетики. С самого начала он подобрал очень сильную команду. Причем старался опираться не на москвичей, а подтянул очень многих из тех, с кем работал в Красноярске. Сам он, конечно, был лидером. Но мозги работали у всех. Идея была - идти шаг за шагом, нигде не форсируя. Важно, чтобы каждый шаг был в правильном направлении. Не в сторону, не назад, а вперед, пусть даже и на немного. И год от года мы видели, как ситуация улучшалась. Сегодня снижение количества бытовых пожаров, числа погибших на них - результат того движения. Когда создали пожарную службу в 2005 году, количество погибших на пожарах в Челябинской области было около 500 человек в год. Сегодня эта цифра 300 с небольшим. За десять лет - существенное снижение. Кстати, если Шойгу не был уверен в правильности действий, он выбирал регионы в качестве пилотных, опробовал идею, затем распространял. При Сергее Кужегетовиче в структуру МЧС влилась служба гражданской обороны в лице офицерского корпуса. Я тоже начинал служить в гражданской обороне. И я помню, как мы готовились к ядерной войне: карты рисовали, учения проводили, противогазы надевали. А случилось землетрясение в Армении - работать оказалось нечем. Подразделения мобилизовали, а в них что: лопата, лом, кирки. Попробуй на этих завалах поработай ими! Шойгу это сразу же осознал. Начал создавать оперативные подразделения. Спасательные службы тогда появились, собачки обученные, освещение, приборы, инструмент... Потом в ведение министерства передали пожарных, и их всему этому стали обучать, сделав пожарно-спасателями. Они стали выезжать на ДТП, на вызовы, если у кого-то в пути сломалась машина.

— А как сочетались две абсолютно противоположные вещи. С одной стороны, приказали - попробуй не сделай. А с другой - творчески работающие мозги у всей команды?

— Когда я стал генералом и был назначен на должность начальника Главного управления МЧС по области, меня иногда спрашивали: «Сколько ты за все за это заплатил?» У нас такое вообще немыслимо! Все служили честно. Были времена, когда я приезжал в Москву и, если Шойгу на месте в кабинете, мог записаться к нему и зайти по любому, в том числе личному вопросу. Понятно, что по мере служебного роста он становился еще и политическим деятелем и, естественно, времени у него уже не оставалось на такое общение, но авторитет-то уже сложился - и среди руководителей гражданских, и министров, и губернаторов. Он нас всегда настраивает работать с органами власти - главами городов, регионов. Военная ниточка всегда чувствуется, но взаимодействие с гражданским обществом помогает быть в тонусе и не действовать по анекдотичному принципу: «Сказал «люминий» - значит люминий».

— Кто и что вас поддерживает в жизни?

— Работа и семья, в первую очередь. Без семьи я себя не представляю: наверное, никем никогда бы не стал. Всегда чувствовал ответственность: за мной дети, жена. Поэтому и служба шла нормально. Тридцать три года в погонах. Родные всегда были со мной - и в Москве, когда учился, и здесь, когда вернулись. Все переезды воспринимались спокойно. В этом году в ноябре с женой отметим 35-летие свадьбы.
Увлечений достаточно много. Очень люблю рыбалку - и зимой, и летом. Несколько раз в год езжу на охоту: тот случай, когда удовольствие получаешь от процесса, а не результата. Люблю в бане париться, люблю плавать. Когда дети маленькие были, мы на Черное море ездили - в Севастополь. Сейчас больше гуляю по лесу. А если едем за границу, то и там стараемся найти спокойное место: общения и на работе хватает, иногда хочется побыть в узком кругу.

— А есть вещи, которые ранят?

— Очень болезненно переношу несправедливость. Честь и справедливость - два ключевых слова, важных в моей жизни. Если вижу в людях, что эти черты отсутствуют, стараюсь их сторониться. По крайней мере, они не могут быть среди моих друзей. Моральный аспект в жизни очень важен. Почему мне и комфортно в команде Дубровского: я увидел, что это тоже моральный человек.

Комментарии
Комментариев пока нет