Владимир Рыбин о муниципальной реформе и новом среднем классе
Профессор философии Владимир Рыбин считает, что муниципальная реформа в России, пробным шаром которой является реформа муниципальной системы управления в Челябинске, - шанс не только наладить диалог между обществом и элитой, но и изменить принципы отношения общества и власти к каждому человеку. Только так, по мнению ученого, мы можем сохранить страну и обеспечить ее развитие.
- Владимир Александрович, вы однажды отметили, что проводимая в России муниципальная реформа - попытка власти возродить исчезающий средний класс. Что вы имели в виду?
- Давайте начнем чуть издалека. Один из компонентов успеха победившего в холодной войне капитализма заключается в создании среднего класса. В России в 90-е годы средний класс образовался всего на пять-семь лет в результате перераспределения общенародного советского богатства.
Но оно не безгранично, и дефолт 98-го года привел к тому, что все предпосылки существования отечественного среднего класса исчезли. В 2011-2012 годах мы видели, например на Болотной, последние его попытки отстоять свои позиции. Теперь он фактически утратил свое не только политическое, но и социальное значение и без внешних усилий (допустим, со стороны государства) возродиться уже не сможет.
И теперь у нас двухкомпонентная социальная система: очень богатая элита и обслуживающий ее персонал (в совокупности 10-12 процентов населения). Остальные - почти 90 процентов - нищающие люди самых разных интересов, мотиваций и образованности. Эта ситуация крайне опасна: двухкомпонентные системы очень неустойчивы.
- Как из нее выйти?
- Надо понять, что в современном обществе основным элементом становится не коллектив, а отдельный индивид со своими запросами. В этих условиях воспитание человека, формирование его вкуса, мировоззрения становится делом не стихийным (как в традиционной культуре), а формализованным, целенаправленным.
- То есть формирование человека - это профессия?
- Да, и самой важной профессиональной группой современного общества ныне оказываются люди, занятые не столько в производстве материальных благ, сколько в создании личности автономного индивида. Это преподаватели, учителя, врачи, воспитатели, работники правоохранительных учреждений. Именно там, где хотя бы часть общественного богатства обращается на человека (и на группы профессионалов, которые с ним работают), возможно производство и научных знаний, и новой техники, и создание новых технологий.
Если же власть этого не поймет, то объективно происходящее размежевание между верхушкой и основным населением страны приведет к тому, что эти 90 процентов будут представлены низко образованными, некультурными, агрессивно настроенными массами дичающих людей.
Помните Шарикова из произведения Булгакова? При сохранении теперешней неустойчивой структуры мы рискуем лет через 10-12, а может, и раньше, получить в массовом порядке таких шариковых и такой майдан, по сравнению с которым киевский покажется детским праздником.
- Как это предотвратить?
- Современная власть должна отказаться от старых стереотипов. Во-первых, от узкой ориентации в основном на промышленное производство как на главную цель, поняв, что это - лишь средство. Во-вторых, необходим диалог между самой организованной и высоко интеллектуальной группой людей, которых у нас снисходительно называют бюджетниками, и властью. Муниципальная реформа создает благоприятные предпосылки для движения в этом направлении и имеет в себе значительный креативный потенциал.
- То есть у бюджетников появляется шанс занять нишу среднего класса?
- Да.
- Но это будет средний класс, ориентированный не на потребление, а на что-то другое?
- Признаки классического среднего класса - высокий уровень образования, средний и выше среднего уровень доходов и потребительский, материальный интерес. Понятно, что классического среднего класса с высоким уровнем потребления уже не будет ни на Западе, ни у нас.
- Не хватает потребляемых ресурсов?
- Именно. Аналог среднего класса в России - люди с относительно высоким уровнем образования (это у нас есть), с ориентацией не столько на потребление, сколько на творчество и саморазвитие. Это те, кто сейчас остается работать в медицине, педагогике, других творческих сферах - люди, работающие не столько за деньги, сколько за творческий интерес. То есть это новая социальная группа, которая в будущем может стать опорой здорового российского общества.
- Но мы часто видим, как под воздействием бюрократии, воспринимающей людей лишь в качестве ресурса, происходит вымывание из отечественной среды (например, сферы образования) творческой составляющей. Как следствие, либо выезд креативных личностей из страны, либо безвозвратный уход в так называемую внутреннюю эмиграцию. Сможет ли новый средний класс ответить на этот вызов?
- Сможет, если и наверху, и внизу поймут новизну ситуации. Власть у нас реагирует только тогда, когда есть возмущение низов, когда происходит взрыв, и верхи понимают, что сделали что-то не то. Нет постоянного контакта, положительной обратной связи. Современная власть и нынешние управленцы (у которых сформировался менталитет, предполагающий взаимодействие с людьми, будто с винтиками в машине) сохраняют этот тип мировоззрения в качестве доминирующего. Но от него надо избавляться.
- Как?
- Начинать диалог. Муниципальная реформа - реальная площадка для него. Новый российский творческий средний класс должен себя осознать, самоорганизоваться. И потому надо приветствовать процесс выстраивания дискуссионных площадок.
- Не наблюдаем ли мы на примере муниципальной реформы очередную имитацию диалога между элитой и обществом?
- Это единственный выход - думать и действовать по-новому. Понимаете, мы находимся в уникальной исторической ситуации. Все предшествующие исторические сдвиги совершались как реализация какого-то конкретного проекта. Например, девиз французской революции «Мир - хижинам, война - дворцам». Большевики в 17-м году тоже имели очень внятный план: «Земля - крестьянам, фабрики - рабочим, мир - народам». А сейчас все понимают, что современные общества - и западное, и уж тем более российское (а Россия, как и сто лет назад, остается самым слабым звеном капитализма) нездоровы. Какой бы то ни было новый проект отсутствует.
Ясно только, что новый тип жизнеустройства должен быть создан без расчета на сломы, взрывы, революции. Ни современная Россия, ни мир в целом новой революции не перенесут, учитывая и накопленные вооружения, и нашу зависимость от техносферы, которая при сломе будет разрушена. Необходимо найти тип жизни, где бы, как в живом организме, шла нормальная циркуляция, в том числе элит: мирное отмирание старого и зарождение нового. В социальном плане это означает постоянный диалог между верхами и низами, готовность верхов прислушаться к мудрым сигналам снизу.
Такое общество будет здоровым и способным развиваться. Но пока не появился такой ум, который мог хотя бы набросать его четкие контуры.
- Такой ум, человек с иным видением, может прийти из современной элиты и посредством, в том числе, плодов муниципальной реформы наладить диалог с врачами, учителями, гуманитариями в целом, с творческими людьми?
- Если человек оттуда не придет, то нас ждет общероссийский майдан, причем в самое ближайшее время - в течение нескольких лет. Понятно, что руководящий класс или близкие к нему социальные группы должны выдвинуть таких людей. Речь идет о людях, мыслящих принципиально по-новому. Необходим лидер с политической волей, как у нынешнего президента, и обладающий не узко экономическим, а гуманитарным мировоззрением. Человек, способный подходить к любой ситуации так, как подходит исправно выполняющий свою функцию учитель, воспитатель, врач…
Отличие производственника от ученого или гуманитария в том, что производственник действует по стандарту.
Поэтому люди с инженерным менталитетом - сторонники жестких решений. А гуманитарии понимают: к каждому человеку нужно подходить творчески, как к уникальному явлению. И еще, мы должны привыкнуть к мысли о том, что перемены будут происходить постоянно, причем в условиях ускоряющегося движения. Стабильного состояния у человечества уже не будет, оно осталось в традиционном прошлом. Мы обречены на постоянное движение. Сохраняя человека как главную ценность.
- И это фронт работы для нового среднего класса?
- Конечно! Именно от него зависит, насколько общество сможет избежать разрушающих крайностей в развитии, оптимально используя меру собственных возможностей.
- В том числе на бытовом уровне облагораживая окружающее пространство, на что нацелена муниципальная реформа?
- Речь идет о движении в коридоре возможностей без ухода в утопию или, наоборот, в пассивность.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве