Спецпроект
Новости

Челябинские полицейские нашли девушку, поиски которой продолжались почти трое суток.

В мае 2016 года извращенец проник в квартиру на первом этаже и напал на 4-летнюю девочку.

После урока физкультуры мальчику понадобилось четыре сложных операции.

Мужчина набросился на 58-летнюю женщину-диспетчера и разгромил помещение подстанции "скорой".

Челябинская областная библиотека получила редкое издание 1917 года.

Подземные толчки были зафиксированы в центральной Италии между областями Марке и Абруццо.

С заявлением о краже в полицию обратилась владелица коттеджа в микрорайоне Архирейка.

Школьница сумела отправить SMS-сообщение матери из багажника автомобиля злоумышленника.

Осужденным колонии строго режима доверили «шефствовать» над птицефермой.

В Доме культуры пос. Трубный Сосновского района Челябинской области  21 января состоится  конкурс юных чтецов башкирского эпоса "Урал батыр".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Вы сколько на новый год потратите?
    1. в этом году не праздную - 4 (40%)
       
    2. больше 10,000 - 3 (30%)
       
    3. до 5000 рублей - 2 (20%)
       
    4. до 10,000 рублей - 1 (10%)
       

Праздник и его тайный смысл

19.02.2010
Традиционная культура пропитана любовью, и рождение ребенка - ее результат.

Профессор ЧГАКИ Людмила Лазарева не пытается одеть весь мир в сарафан, но замечает, что в нем все-таки очень комфортно.

Распространенное заблуждение: у современной человеческой разнузданности есть одна альтернатива - религиозная смирительная рубашка. В этой системе нет традиционной народной культуры. Она ошибочно считается чем-то бесконечно архаичным, априори неприменимым к современной жизни. Между тем и сама современность полна традиций и традиция вовсе не замкнута на самой себе. Это демонстрирует опыт работы кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской академии культуры и искусств. Ее профессор, кандидат педагогических наук Людмила Лазарева доказывает это, легко вовлекая любого в праздничный вихрь. В самой академии уже привыкли к тому, что на Колядки веселая гурьба может ввалиться в самую чопорную аудиторию. И ректор ЧГАКИ Владимир Рушанин это только приветствует. Традиционные праздники, утверждает Людмила Лазарева, универсальный способ не только изучения народной культуры, но и способ сделать жизнь человека XXI столетия богаче и здоровее во всех смыслах. Нашу беседу с Людмилой Николаевной мы начали с наследия Александра Лазарева - выдающегося ученого-фольклориста, чьим соратником и любящей женой она была, а теперь продолжает его дело. 23 февраля Александру Ивановичу исполнилось бы 82 года.

Лишнее «Народоведение»?

- У Александра Ивановича была удивительная способность относиться к народной жизни как к живому явлению. Иногда приходится слышать: деревня пьет, там царит разруха. Проблемы, конечно, есть, но я вижу и другое. Восстанавливается народное творчество. Создаются и новые коллективы. У нас больше тяги стало к этнографическому факту: одеть народных артистов так, как одевались именно в этой деревне. Или найти произведения, которые пели именно в этой деревне. То, что делал Александр Иванович, сейчас актуализируется с еще большей силой, чем было в его время.

Александр Иванович говорил: «У народа взял, народу верни». Фольклор из быта уходит, увы. А праздник оказался уникальной территорией, где то, что мы собираем в фольклорных экспедициях, может хорошо жить. Мы восстановили Кузьминки, Колядки, в Масленицу внесли новые (а точнее, вернули исконные) элементы. Вот говорят: «Первый блин комом». А знаете, что это такое? Это первый блин «комам», медведям то есть. Медведь - наш тотем.

- Александр Иванович разработал уникальный учебный курс «Народоведение» для средней школы. Какова его судьба?

- Этот предмет из учебного плана убрали.

При жизни Александра Ивановича вышло три тома. Четвертый мы выпустили уже без него. Сейчас приготовили пятую книгу, для учителей - «100 уроков народоведения».

- Напомните, в чем смысл этого предмета?

- О предмете как таковом поначалу не думали. Просто однажды поняли: студентам поздно восстанавливать народную культуру. Они не умеют петь народную песню, не понимают ее смысла. Поэтому мы начали эксперимент - пошли в школу. Взяли первые классы. Нужен был вспомогательный материал, который бы им разъяснял какие-то основополагающие понятия народной жизни - мама, дом, улица. Рукоделие и ремесло. Что такое праздник и почему люди собираются вместе. И Александр Иванович однажды загорелся: «Люда, я напишу книгу для детей, как учебник». Интересно: идея подобного учебного курса родилась независимо друг от друга в разных городах. В Вологде, например, такой предмет называется «Истоки». Там на него работает целый факультет пединститута. В Ташкенте - «Любовь к Родине». В Москве тоже есть «Народоведение». Не знаю, правда, какова сейчас их судьба.

- В чем проблема?

- Думаю, тут общая проблема. В современной школе педагог подчас не столько воспитатель, сколько предметник, «урокодатель».

- Вряд ли кто-то будет говорить, что «Народоведение» не нужно.

- Говорят! И преподаватели, и родители. Дескать, за счет этого денег не заработаешь. Детям надо давать иностранный язык, а лучше два.

«Быть с-частью»

- Сейчас в мире актуален стиль этно. Вас не смущает, что традиционная культура становится модой, которая, как известно, проходит?

- В Австрии или Германии можно часто увидеть людей в национальных костюмах. И у нас теперь тоже. Народное действительно в моде. Пусть будет так. Любой фрагмент культуры все равно с чего-то начинается, потом будет обрастать, а наносное постепенно уйдет. Традиционная культура ведь намного богаче и древнее, чем иногда кажется. Порой приходится слышать: «Православные традиции Масленицы». Как может это быть? Мне нравится мысль современных культурологов и философов, что все рождено в эпоху палеолита, как мы шутим, все родилось у первобытного костра. Народная традиционная культура - это такой огромный сундук, откуда человечество «черпает» до сих пор. Традиции народных праздников гораздо старше, чем монотеистические религии. Жаль, что Масленицу нужно отмечать, отсчитывая от Пасхи и, следовательно, в разные дни? Мы знаем, что Масленица на Руси до 1492 отмечалась 22 марта, в день весеннего равноденствия.

- Ну, с календарем у нас вообще получается весело…

- Я всегда удивляюсь: почему старый Новый год? Это же оксюморон! Да и 1 января - дата совершенно случайная. День выборов консула в Риме - при чем здесь мы? Содержательно бессмысленная дата, введенная указом Петра I. До 1699 года Новый год на Руси отмечали вообще 21 сентября. Известно, что и церковные праздники были положены на народные. 25 декабря начинались Колядки, они же Святки - посмотрите, день прибывает на одну минуту, солнцеворот. Это уже известно было в эпоху палеолита. 7 января день прибавился уже на 14 минут, вся временная сакральность исчезает. Поэтому Рождество не только католическое, и православное могло бы быть 25 декабря!

В истории человечества не календари возникали, а потом праздники. Праздники возникали первыми, они были своеобразными маркерами. И они были связаны с окружающим миром, с природными и астрономическими явлениями. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю- человек не столько социальное, сколько антропологическое, биологическое существо. Мне нравится мысль ученых, что первобытный человек был счастливее, потому что у него было синкретичное мышление. Художественное, трудовое и нравственное в нем было взаимосвязано.

- У народной культуры есть свое определение счастья?

- Слово-то хорошее - «счастье», «быть с-частью». Нас так учил Александр Иванович - в каждом слове есть тайна. Здесь - быть частью большого круга. А возьмем слово «улица» - «у-лица». То есть на виду у людей, которые живут рядом.

Кузьма, Перун и Валентин

- Вы вместе со студентами занимаетесь реконструкцией древних праздников. Какие из них прижились?

- Колядки все уже на Урале знают. А лет через десять столь же популярным, думаю, станет День Перуна, он же - День стрелы, отмечаемый в начале июня. Очень любят у нас в академии Кузьминки - день святого Кузьмы, 1 ноября. Это встреча зимы, но мы делаем его как праздник девушек. Его всегда очень ждут. Мальчики вручают девочкам куклы-кузьминки, которые делают сами.

- Почему «день девушек» - и в такую суровую пору?

- Только что закончили работу, побелили дома, картошку просушили, лен запрятали. Это свободное время, а с 15 ноября начинается Филипповский пост, до Колядок уже ничего нельзя, даже целоваться.

- Древнерусская альтернатива Дню Валентина?

- Нет. Кстати его альтернативой пытаются сделать у нас День Петра и Февронии. Но я нормально отношусь, пусть будет и святой Валентин. Кстати, праздник возник не в недрах католической церкви, у него тоже народные истоки. Праздник птиц и нового года в Европе.

У народов мира зафиксирована одна интересная традиция. Мужчины в это время уходят на очень долгое время из дома на заработки. В Китае, например, уходили в поймы рек в январе и приходили в июне, потому что рис возделывать сложно. Перед тем как уйти, они вступают в брачные отношения со всеми женщинами, не только с женами.

- Это в Китае…

- И на Руси такие традиции, и у многих других народов. Здесь сакральное. Мужчины с урожаем пришли, и женщины тоже «с урожаем». А Масленица с чем связана? Это праздник беременных. Кто осенью вышел замуж, в Масленицу должны стать «бугристыми». После Пасхи начинают рожать. Дальше по народному календарю - обряд окликания молодых. В Русскую березку - обряд инициации. Летние игры - когда много работ, праздников нет, но парни и девушки «пристраиваются». В Кузьминки выбирают себе женихов либо женятся. В Масленицу - беременные.

- Вот, значит, в чем тайный смысл…

- Эта мысль заложена в традиционной культуре. Она пропитана любовью, и рождение нового человека - ее результат. Мы не случайно шутим, что после Праздника стрелы у нас много браков и беременных, пусть это и совпадение.

А вообще, у праздника есть эффект воздействия большой длительности. Даже на эмоциональном уровне - желание жить надолго сохраняется. В обычном официальном празднике такое редко бывает. Здесь, как правило, один обращается ко всем. Президент на Новый год или руководитель в канун 8 Марта. Меня поздравляют совокупно с другими. Что в народном празднике? Мы к каждому в дом подходим по 20-30 человек. Опеваем дом. Мы вокруг людей ходим. Каждый человек коллективно обласкан. А еще праздник внутри себя позволяет разные варианты поведения. У нас здесь поют, там прыгают через костер. Вы захотели есть?

Пожалуйста! У народного праздника есть и обязательства, но они всегда выполняются добровольно. Мне не нравится, я уйду. Но что интересно - такого ведь почти не бывает.

- Скоро 23 февраля, потом 8 Марта. Как вы относитесь к советским гендерным праздникам?

- Хорошо отношусь. Изначально праздник 8 Марта был формой борьбы женщин за свои права. Теперь все права у женщины уже есть, вопрос в том, как сделать ее снова слабой? А если взять проблему шире, какие нужно ввести в эти праздники действия, чтобы на уровне подсознания воспитывать в мальчике будущего мужчину, а в девочке - женщину, готовую выполнять природой назначенные функции - матери, жены, хозяйки. Конечно, хорошо бы начинать с детства, и не только 8 Марта и 23 февраля. С другой стороны, когда традиция обязывает мужчин в этот день ходить за подарками или что-то придумывать, она хотя бы немножечко останавливает на такой мысли.

А в сарафане-то удобнее!

- Людмила Николаевна, как получилось, что традиционная культура, существовавшая тысячелетия, вдруг так сдала свои позиции за небольшое в историческом смысле время?

- Это непростой вопрос. Думаю, традиция все-таки существует, постоянно меняясь. Она сама по себе неуничтожима. Другое дело, что любой социальный слом резко меняет жизнь человека. И это не только революции. Разделение культуры в эпоху Петра на народную и профессиональную продолжается по сей день. Народная культура с ее житейской мудростью существует отдельно. У нее очень крепкие сцепы с реальной жизнью. Но средства массовой информации создают другой образ жизни.

- Я бы сказал, другой образ счастья.

- И даже так! Вот по телевизору идет передача «Давай поженимся». Каким должен быть жених? Молодым, красивым, богатым и щедрым. Среди критериев нет ни совести, ни доброты. Происходит упрощение. Традиционная же культура - это культура нюанса, переживания. Она предполагает, что человек не рождается негодяем, у него запас даже врожденных рефлексов большой, а народная культура расширяет этот спектр.

- Эмоциональная бедность - это плата за цивилизацию?

- Возможно. Никто из городских детей не знает, что закат на самом деле очень долгий и краски его совершенно разные. По-настоящему звездное небо в городе почти невозможно увидеть. Не только потому что мешает свет уличных фонарей. Мы уже не поднимаем голову.

- Современная жизнь в принципе может сосуществовать с традиционной культурой?

- На одном столе в городской квартире мы можем увидеть плоский экран компьютера и полотенце, вышитое вручную. Но я все время мысленно возвращаюсь к народному празднику.

Почему он мне нравится? Он живой! Легко вбирает в себя то, что пульсирует вокруг. В старые праздники люди могут петь современные песни. Если есть в обществе лакуны доброты и любви, праздник может их заполнить. Он может себе это позволить, этим и хорош. А уж время покажет, как традиции будут соединяться с новым. Главное - в празднике должно быть комфортно. Возврат к прошлому? Я не хочу весь мир в сарафаны одеть, но - как же в них удобно!

Комментарии
Обожаю Людмилу Николаевну не меньше, чем обожала Александра Ивановича! Большое спасибо за это интервью!
Лариса
28.02.2010 18:13:35
Удивительно интересная женщина!


Не только я так ощущаю: государственные праздники - это не совсем праздники, это просто выходные. В народных же - столько тепла и души, даже если отмечаешь их не народом, а узким кругом. Только не играешь, при этом, а по-настоящему погружаешься - наряжаешься, песни поешь хором народные, доооолгие, гадаешь, гуляешь, а то удалые частушки заведешь, потанцуешь. И конечно под такие развлечения надо готовить "деревенскую еду". Так хорошо!


И для этого даже не надо быть фольклористом или чудаком, помешанным на старине. Просто мне однажды стало это интересно и как-то незаметно вошло в жизнь.


А еще оказалось, что это вполне может сочетаться с современным образом жизни (а как характер выравнивает, как детей воспитывает замечательно!)
Sweet
02.03.2010 11:37:17