Новости

Дозы для наркоманов семья наркодилеров прятала среди могил.

Возгорание в заведении общепита произошло утром в субботу.

Девятнадцатиместный двухмоторный лайнер успешно приземлился в аэропорту Большое Савино.

Движение транспорта затруднено в обе стороны.

Покупатель лишился 449 тысяч рублей.

Полицейские подозревают, что 23-летний мужчина в течение месяца крал имущество у владельцев отечественных машин.

Юноша, живой и здоровый, возвращен родителям.

Преступление стражи порядка раскрыли по горячим следам.

Разбойники нападали на водителей на трассе Челябинск-Екатеринбург.

В апреле 2016 года гастарбайтеры совершили жестокое убийство 66-летнего мужчины.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Почему людей тошнит от Ксении Собчак?

06.04.2010
Профессор Александр Короченский считает, что российской модернизации нужны «медиаграмотные» граждане.

Недавно в Челябинском госуниверситете прошла научная конференция «Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе». Одним из главных докладчиков стал декан факультета журналистики Белгородского государственного университета, доктор филологических наук, профессор Александр Короченский.

Он - создатель теории так называемой медиакритики - направления в науке и журналистике, осмысляющего и оценивающего процессы, происходящие в сфере средств массовой информации.

Как выясняется, осмыслять есть что. Почему на нашем телевидении так много Ксении Собчак, и так мало развивающих, просветительских программ? Как мог один майор Дымовский конкурировать за внимание массовой аудитории с «большими» СМИ? В чем тайный мессидж телесериалов «Бригада» и «Школа»? Наука, исследующая медийный мир, может быть не менее интересной, чем хороший детектив…

Что такое медиакритика?

- Александр Петрович, что означает термин «медиакритика»?

- Я понимаю под медиакритикой прежде всего журналистскую критику средств массовой информации. Под критикой в данном случае понимается не ругань, не порицание, а в первую очередь познание и оценка содержания СМИ и их взаимодействия с обществом. Строго говоря, медиакритика существовала и до появления посвященных ей теорий. Причем, даже в советские времена. Газета «Правда», к примеру, публиковала критический обзор областных газет. Областные могли публиковать критические обзоры районных. И так далее…

- В ту пору существовали четкие идеологические критерии. А сейчас? Может ли один журналист критиковать другого?

- Не только журналисты журналистов должны критиковать, но и граждане тоже. Мы же с вами все потребители медийных продуктов и услуг. А кто реально защищает наши права? Вам продали некачественные туфли - вы можете обратиться, например, в Союз защиты потребителей. А если вам «впарили» некачественную информацию – неполную, искаженную, циничную? Или ваших детей кормят телепрограммами, которые являются ущербными в нравственном отношении, создают искаженное представление о действительности. Куда пойдете?

Предмет медиакритики - социальное функционирование СМИ. Не просто творчество журналиста, а взаимодействие СМИ с обществом. И ответная реакция общества может проявляться в виде публичной медиакритики, на которую обязаны реагировать медийные профессионалы.

- В каких формах может существовать такая критика?

- Их несколько. Во-первых, это научно-экспертная медиакритика, когда медиасфера подвергается анализу и оценке учеными и специалистами.

Вторая ипостась - «внутрицеховая» медиакритика. Когда журналисты друг друга публично критикуют в СМИ. Так, в профессиональном журнале «Журналист» Анри Вартанов «раскладывает» телевидение, а Никита Вайонен - газетчиков.

- Еще есть телекритик Ирина Петровская в «Известиях»…

- А это уже третья разновидность медиакритики, когда журналист- обозреватель и критик обращается к массовой аудитории.

Не прикидывайтесь каннибалами!

- Вы как эксперт можете разобрать недавний скандальный случай, когда журналист написал колонку о том, что детей-инвалидов надо убивать, «чтобы не мучились»?

- Если это журналистская провокация, то способ выбран крайне неудачный, неэтичный. Для того чтобы бороться с каннибализмом, не обязательно каннибалом прикидываться. Почему эту идею должен был выдвигать журналист? Пройди по улице, сделай мини-опрос и напиши, что есть в обществе люди (а они есть), которые так считают.

- А в чем разница, ведь людоедская идея озвучивается в любом случае?

- Журналист в данном случае не частное лицо. Он провозглашает эти идеи от имени прессы, то есть общественного института. Даже если выступает при этом в своей именной колонке…

- Вы думаете, людям до сих пор так важен статус журналиста?

- У нас к слову журналиста, писателя относятся более чувствительно, чем в других странах. По крайней мере, относились. В начале 90-х годов уровень доверия общества к СМИ составлял более 70 процентов. Сейчас, когда происходит коммерциализация журналистики, он снижается.

- Что происходит?

- Содержание СМИ конфликтует с базовыми ценностями аудитории. Предположим, культивируется индивидуализм. Говорится, что быть богатым-знаменитым - равносильно общественному успеху. Показательна реакция аудитории на Ксению Собчак. 80 процентов моих студентов - а это ведь молодые люди! - говорят, что их от нее тошнит. Обилие низкопробных, скандальных телепередач привело к тому, что у людей появилось масса претензий к СМИ. Граждане обнаруживают, что их обманывают перед выборами, либо пичкают манипулятивной коммерческой рекламой. Появляется ответная реакция - падает доверие к СМИ. К чему это приводит? СМИ частично обесцениваются как инструмент политического влияния, консолидации общества, даже как коммерческий инструмент. Превращаются в ружье, неспособное стрелять…

Нужная последовательность

- Это проблема журналистов?

- Это прежде всего проблема общественной модели, сформированной на данном историческом этапе. Мы живем в некоей постсоветской формации, в которой такая журналистика существует - даже невзирая на общественные протесты и сокращение аудитории (что уже происходит с газетной периодикой и телевидением). Скажем, многим не нравится, что нет или очень мало развивающих передач на ТВ. А почему? Создать что-нибудь скандальное проще и дешевле. А серьезные, особенно аналитические, публикации требуют усилий, времени и материальных затрат. Возьмем, к примеру, расследовательскую журналистику. Проще отделаться дешевым скандалом. «Чернуха» тоже эффект производит, вызывает эмоциональный отклик, а обходится дешевле, чем качественный журналистский продукт. Имеются и долговременные последствия такого крена печатной и электронной прессы. Коммерческая модель журналистики формирует аудиторию «под себя»…

- Эта проблема имеет решение в рамках рыночной экономики?

- Страны Запада нашли компенсирующий вариант. Там существуют общественные СМИ. Начиная с муниципального уровня. Самый известный пример – общественная британская вещательная корпорация Би-би-Си. Ее финансируют граждане: государство собирает налог с владельцев цветных телевизоров - примерно 140 фунтов в год.

- А для граждан России сколько могло бы стоить настоящее общественное телевидение?

- Были экспертные подсчеты, точно не помню, но сумма аналогичных взносов получается небольшая. Необязательно ведь делать что-то в масштабах Би-би-Си. У этой организации один из крупнейших в мире бюджетов. Главное, что у общественных вещателей цели иные: качественная информация, просвещение и развлечение. Именно в этой последовательности! И, кстати, это даже может приносить деньги. Включите наше телевидение - там за недостатком просветительских передач собственного производства демонстрируются развивающие программы, закупленные у Би-Би-Си.

Тайные мессиджи сериалов

- Нашумевший сериал «Школа», на ваш взгляд, это коммерция или что-то большее?

- Думаю, здесь целый комплекс. Почему создан? Кто дал деньги режиссеру? И главное - для чего его демонстрирует Первый канал? Его руководитель Эрнст говорит, чтобы показать болевые точки нашей системы образования, нашего общества. Но попутно есть здесь просматривается и элемент уничижения россиянина. Впрочем, если бы я посмотрел весь сериал (а такое смотреть непросто), думаю, смог бы раскрыть мессидж точнее.

- А он тайный?

- Есть мессиджи явные и скрытые. Взять к примеру, нашумевший телесериал «Бригада». В Киеве недавно была обезврежена подростковая банда. Участники банды решили создать ее, посмотрев «Бригаду». Там ведь все красиво - дружба, благородство, взаимопомощь. И насыщенная жизнь, непохожая на жизнь рядового трудяги. При этом реальные бандитские дела там не показаны. Герои фильма никого, грубо говоря, не гладили утюгом, паяльником не жгли…

- В сериале этого не было?

- Там были «разборки» - но это же как рыцарские поединки, под пафосную музыку! А с противной стороны - уж однозначно злодеи и подлость. Но «наши»-то совсем другие! И паяльник, разумеется, никогда в руках не держали… Там есть оправдание того, что произошло в 90-е годы. А если учесть, что создание сериалов часто спонсируется теневым капиталом, понятно, откуда такие мотивы.

Вирус «Пиарналистика»

- Александр Петрович, вы - автор интересного термина «пиарналистика». Что это такое?

- Одна из причин падения доверия к СМИ - смешение, гибридизация журналистики и пиара. Иными словами, когда под видом журналистского продукта аудитории предъявляется пиар-продукт. Это и есть пиарналистика. Есть как минимум три возможных варианта её появления на свет. Первый. Журналисты откликаются на призывы отреагировать на придуманные пиарщиками псевдоновости – акции, презентации и прочее. Сглотнули один раз, второй, третий - и вот уже постоянно освещают искусственно созданные события, забывая, что есть реальная жизнь и реальные проблемы. Пиар, таким образом, формирует повестку дня для прессы, которую пресса вообще-то должна определять себе сама. Второй вариант - это публикация материалов на основе пресс-релизов. Журналист слегка их переделывает, а иногда просто ставит под ними свою подпись. Так пиаровский продукт приобретает обличие журналистского текста. Наконец, журналист полностью перерождается в пиармена, когда начинает писать заказные статьи.

- То есть пиарналистка возникает, когда грань между пиаром и журналистикой становится зыбкой…

- А она существует! Человек ведь подписывается на газету не для того, чтобы его пиаром кормили. Он хочет получить объективную информацию, которой бы руководствовался, принимая различные решения в своей жизни. Есть исследования: более 60 процентов аудитории хотят получать именно такую информацию.

- Почему же у аналитических изданий тиражи падают?

- Изменяются привычки потребления СМИ. Молодое поколение склонно не довольствоваться готовым набором информации, который предлагают газеты или телевидение. Интернет дает в этом плане большую мобильность. Плюс тот самый кризис доверия, который возник из-за пиарналистики и других причин. Причем недоверие распространяется не только на те СМИ, которые обманывали свою аудиторию, а на институт прессы в целом.

- И что будет дальше?

- Боюсь, что газеты останутся уделом образованной, аналитически мыслящей части аудитории, при условии, если будут отвечать запросам этой аудитории. Сильная сторона газеты - интерпретирующий, объясняющий элемент.

- Аналитика?

- Аналитика, но не обязательно только она. Это может быть эмоциональная интерпретация. Даже стеб - тоже способ интерпретации. Правда, самый дешевый: стебаться можно над всем, над чем угодно…

Майор Дымовский и медиаобразование

- Идеальный потребитель информации - кто он?

- Это не только потребитель, а еще и активный гражданин. И гражданин, думаю, все-таки в первую очередь. Сейчас в мире всё более актуальным становится медиаобразование - это целенаправленная подготовка людей к жизни в информационно насыщенном обществе, наработка знаний и умений общения со СМИ, самостоятельного анализа и оценки поставляемой ими информации. Пора выводить медиаобразование на уровень учебных программ в вузах и школах. Но в России пока еще к медиаобразованию настороженное отношение…

- Потому что не всем выгодно, чтобы потребитель информации смог отделять журналистику от пропаганды…

- В том числе. Есть в медиаобразовании и технологическая часть: научить человека пользоваться Интернетом и компьютерными программами. Мы живем в медиатизированном обществе. Каждый человек может в нем самовыражаться, надо уметь это делать…

- Как майор Дымовский?

- К примеру, да. Один человек смог свой голос возвысить так, что его услышала вся страна.

- И, что важно, это получилось очень недорого - видеокамера и компьютер, подключенный к интернету! Несравнимо с мощью Первого канала…

- Такая асимметрия должна насторожить любую власть в мире, которая надеется на эффект дезинформации. Ситуация напоминает легенду о Давиде и Голиафе. В Штатах во время урагана «Катрина» большие СМИ успокаивали население: все нормально, принимаются меры, доставляется вода, питание. А люди в Новом Орлеане в это время видели другую реальность. И фиксировали ее на камеры в мобильных телефонах. Вскоре эти снимки были уже в Интернете. Заткнуть такой фонтан невозможно. А вспомним цунами в Таиланде: все съемки были сделаны любительскими камерами. Новые технические возможности во многом уравнивают профессиональных коммуникаторов с непрофессиональными.

- Здесь мы подходим к фигуре профессионала СМИ. Кто он?

- Тоже активный гражданин в первую очередь! Непрофессионалы не заменят журналистов полностью, так как не владеют специальными методиками работы с информацией. В море информации должны быть лоцманы. Не каждый способен анализировать происходящее. Не будем забывать также, что новыми возможностями можно пользоваться и для дезинформации…

Я бы не противопоставлял, скажем, журналиста и блогера. Мы наблюдаем естественный процесс, когда все больше людей получают возможность высказаться, участвовать в обсуждении общественных вопросов. Сами граждане могут формулировать запросы и задачи для СМИ и государства. Однако при этом общество в целом должно становиться более грамотным, культурным, цивилизованным. В мире ведь тоже не сразу все появилось - и общественное вещание, и необходимость медиаобразования для всех…

- А каким мог бы быть главный аргумент для нашей власти в пользу необходимости медиаобразования?

- Если действительно ставится задача модернизации страны, то происходить она будет в условиях медиатизированного общества. Это факт. Нашей модернизации нужен гражданин, умеющий жить и эффективно действовать в обществе, вся жизнь которого пронизана медийной информацией.

Комментарии
Спасибо, Айвар! Интересный собеседник.

Пару лет назад интересовался вопросами медиакультуры и медиаобразования. Ощущение - эта актуальная тема сползает в педагогическое "научное болото" (в геометрической прогрессии прибавляется кандидатов и докторов пед. наук - а со школой что-то все хуже и хуже).

Так и здесь - теории (у медиаобразования их под десяток), защиты диссертаций, семинары, конференции - а практики, опыта вообще не видно (пар в свисток).

А вообще, "ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития в 21 веке"
Администрация
06.04.2010 17:35:23
народная журналистика, медиаобразование, медиакритика. ага, эффектные, заманчивые слова. и пиарналистика - точное словцо, описывающее то, чем занимается сегодня большинство сми. странно только, что Александр Короченский при этом ни слова не сказал про то, что так называемое медиаобразование нужно начинать проводить не просто где-то и с кем-то, а для начала - в конкретных местах: на факультетах журналистики.
Олеся Горюк
09.04.2010 04:46:10
согласен! можно и грамотке там же подучить
Коллега
09.04.2010 12:19:56