Как почувствовать число
Директор Челябинского лицея № 31 и автор новой книги «Мамаматематика» Александр Попов убежден: учиться вредно.
На прилавках челябинских магазинов появилась книга «Мамаматематика». 100 ее страниц вмещают 39 недель веселых задачек, примеров, идей. За это время мама и ее малыш научатся играть и дружить с математикой. Это не учебник, не задачник и не методическое пособие, а источник вдохновения для увлеченных родителей. Так пишет в предисловии об этой книжке ведущий тополог (топология - это современная геометрия), профессор американского института Николай Бродский. Он тоже учился в 31-м лицее, и автор книги, учитель Александр Попов «сумел увлечь меня математикой настолько, что остановиться я уже не могу».
«Мамаматематика»- первая из шести задуманных книг цикла, призванного защитить детей от муштры и стандартов. В декабре увидит свет «Папафизика» Вадима Гробовича, затем «Бабушкасловесность» Сергея Ефимцева, «Света-экономика» Светланы Сафоновой. Планируются еще «Дядяинформатика» и «Бабаботаника».
2 апреля, в день рождения, Александру Попову вручили юбилейную медаль Союза писателей России «За верное служение отечественной литературе». Такой медали среди челябинцев еще никто не получал. Мы встретились с известным математиком, чтобы поздравить его с наградой и расспросить о ноу-хау в педагогике.
- Александр Евгеньевич, как родилась идея такого книжного цикла для малышни? Вы же с подростками работаете.
- Идея называется «Зернышко», потому что в этом слове - Земля, разум, душа, солнышко. А появилась она в апреле 2009 года. Я стал работать с маленькими детьми от пяти до 11 лет и их мамами, бабушками, папами в частных школах и садиках. Там я учусь, как их учить, а потом сажусь и пишу книгу. Вот написал «Мамаматематику». Потому что с принятием госпрограммы «Стандарты образования» детей в школе будут еще сильнее шельмовать, чем сейчас. Нужна прививка от стандарта, вызов ему. Сама система образования себя не спасет, она будет загибаться, давая все более и более формальные знания. Только родители могут в этом процессе помочь. Поэтому я и написал книгу для мам, которых учу чувствовать число, чтобы они научили этому своих детей.
Начальная школа учит их цифрам, числам и четырем арифметическим действиям четыре года, а всему этому ребенка можно научить за 20 минут на микрокалькуляторе и в школу больше не ходить. Я в книге учу не считать столбиками и уголочками, а чувствовать число - то, чего школа делать не умеет. Если родители научат этому своего ребенка, он будет защищен от муштры.
- «У тебя 10 пальцев на руках - это 100 процентов. А один палец тогда - сколько? У нас с тобой вместе 40 пальцев. Сколько процентов стоит один палец?» У вас вся книжка - сплошные вопросы.
- Ответов на свои вопросы не даю. Я учился у Зенона, он всегда говорил: «Главное - задавать вопросы, чтобы не дать людям зажиреть». Одного второклассника в своем дворе попросил найти на Земле такое райское место, где повсюду юг. Они с бабушкой долго крутили глобус - не нашли. Бежит он ко мне вечером: «Училка наша тоже не знает!» К поискам вынуждены были подключиться родители, они и нашли: на Севере, куда не пойдешь, везде - юг. Это тоже математика, хотя здесь нет числа, но есть сфера и пришлось думать. Вопросы - пища для мозгов.
- Расскажите о следующей книге цикла. Неужели физику можно преподавать дошколятам?
- «Папафизика» выйдет в декабре, ее автор Вадим Гробович. Он раньше работал у нас в школе учителем физики, теперь преподает в гуманитарном университете. Он пишет удивительную физику, ему, конечно, сложнее всех, потому что он готовит еще и опыты. Я был у него на уроке, когда он обучал второклассников, что такое электрическая цепь. Выстроил ребят в цепочку - показал, что такое замкнутая и разомкнутая цепь. Потом они пожатием руки передавали по цепи информацию, пришли к тому, что для этого нужно время, источник тока, выключатель. Затем они эту свою живую цепь рисовали. А уже в конце сами собрали настоящую электрическую. Когда загорелась лампочка, сколько было радости и удивления. И все дети поняли. Но самое замечательное происходит в конце каждого урока. Вадим Борисович хорошо поет и играет на гитаре. Он раздает слова, и дети разучивают и поют песню о том физическом явлении, которое они проходили.
- Про что тогда «Бабушкасловесность» и кто ее автор?
- Идея пришла ко мне прошлым летом, когда читал любопытную книгу о том, как устроен иврит. Оказывается, там каждая буква носит и смысловое, и числовое, и образное значение. С помощью этих чисел приходишь к очень глубоким истинам. Стал интересоваться другими языками. Некое откровение пришло, когда задумался о слове «логарифм». Логос - слово, рифмос -число, греки их вообще не разделяли. Тогда я стал заниматься кириллицей и увидел всю ее глубину. Знаете, что означает первое произносимое ребенком слово? «Мама» - значит «мыслить». А «папа» в кириллице - это «покой».
Скоро будет 100 лет, как мы все это уничтожили, отменили глубину образования и ввели современный алфавит. 1918 год - вот вам точка отсчета упадка образования. Столыпин пытался вернуть прогресс русскому народу, поднять образование в России на недосягаемую высоту. Не потому ли его и убили?
Так вот «Бабушкасловесность» будет о буквах кириллицы, которые мы потеряли, о русских сказках, которых маленькие дети абсолютно не знают, они смотрят зарубежные мульты. Напишет ее наш учитель литературы Сергей Ефимцев. Я был на его уроках, где он возвращал буквам смысл и число, и восхищен ими.
- А у вас есть любимая сказка?
- Да не может быть одной любимой сказки! В «Колобке» своя мудрость: грех, предательство бросать дедушку и бабушку, за это Колобок и наказан. «Курочка Ряба» - это сказка о любви, которую разбили вместе с яйцом, опомнились и начали плакать. А в «Теремке» все говорят на разных языках, не понимая друг друга. В каждой сказке - своя струнка, вот и нужно любить их все.
Но вернемся к нашему циклу. В следующем году будет издана «Света-экономика» по имени нашей учительницы Светланы Сафоновой. В 2009 году она признана лучшим экономистом России, потому что каждый год многие ее дети завоевывают дипломы I степени и поступают в высшие школы экономики. В этом году она стала учителем года. Я думаю, книга будет необыкновенной, как и ее автор.
На будущий год планируются еще «Дядяинформатика» и «Бабаботаника». преподавателей нашего лицея Алексея Егорова и Ирины Гаус. Но я ищу одаренных учителей географии, химии, истории для создания новых книг, чтобы дети и родители были защищены от школы.
- Вы больше 20 лет возглавляете физико-математический лицей, многих ваших выпускников знает весь мир, а медаль получили не за педагогику.
- Я и сам удивляюсь: мне пошел седьмой десяток, ничего в жизни, кроме образования, не видел, а ни единой награды от него не получил. Тем не менее «писательской» медалью я сильно горжусь. Слава Богу, жив мой 87-летний отец, и я могу ему показать эту награду.
- Вы написали уже более 10 книг?
- Знаете, я хоть и математик по профессии, в жизни никогда ничего не считаю. Это в юности пришло: маму и Родину и все остальное самое важное считать нельзя. Это дурной тон. Вульгарно, когда мужики считают, сколько у них баб было. Вот и все хорошее в жизни считать не нужно.
- Сегодня снова модно обучение ребенка, в том числе и математике, начинать чуть ли не с колыбели. Как вы к этому относитесь?
- Это очередной идиотизм! Всему свое время. Ребеночку надо ручками мир перещупать, ножками переходить, ушками сказок-песенок наслушаться. Я много видел детей раннего обучения - ничего хорошего: это поломанная психика, сломанная судьба.
Я во всем доверяю А. Пушкину, помните у него: «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел». Лучше не скажешь. В детстве нужно быть ребенком: играть, баловаться, драться, радоваться, но не учиться.
Я вообще считаю, что учиться вредно. Все время говорю об этом в «Мамаматематике». Если ты хочешь математику понимать, чувствовать, ее нужно любить, а не изучать. Мы же не изучаем любимого человека, мы его просто любим. В голове остается то, что дается между прочим, мимоходом. А не там, где дети годами тупо складывают, вычитают, логарифмируют, корни извлекают. Это все может микрокалькулятор, причем намного лучше и быстрее.
- Многие учителя как раз весьма озабочены тем, что компьютер сегодня справляется и с логарифмами, и с интегралами. Так какой смысл заставлять мучиться с ними учеников?
- Ну и прекрасно. Значит, у них останется больше времени думать, чего компьютер делать не умеет.
- Вас не тревожит новая компьютерная зависимость молодежи, которая становится повсеместной?
- Идет XXI век, но единственная школа области, где обучают программированию, - это 31-я, все остальные учат информатике. То есть быть пользователями, а не «композиторами» программ, вот вам и результат. Японцы давно говорят: не давайте русским рыбу - дайте удочку, чтобы сами ее ловили. А мы до сих пор побираемся, теперь на уровне технологий, но сами мы их не создаем.
- Вы начали работать с маленькими детьми. Какое оно, это новое поколение, очень отличается от выпускников?
- Это поразительно: количество умных детей не убывает - это число постоянное. С каждым годом они все интереснее, потому что они свободны, у них много больше информации. Этим детям учителя другие нужны, а их нет. Поэтому, когда в старших классах удивляются, какие ученики идиоты, то не надо забывать, что создатели их - родители и мы, учителя.
- Куда же мы идем?
- Как страшно было с коммунистами, потому что они не думали, не хотели думать, так и сейчас, когда к власти приходят ортодоксы православия, которые от них ничем не отличаются. В школах введут кондовое православие, как в свое время марксизм-ленинизм, и людям покажут, в какую сторону думать. Раз уже обожглись, предали православие в 1917 году, ходили по нему ногами, так давайте искать что-то другое. В нашей стране, где мы исконно живем с татарами, башкирами бок о бок, ничего не деля, такая позиция подтолкнет правоверных к войне с православием. Еще Александр Мень говорил: там, наверху у Господа, нет перегородок. Наши же руководители, чиновники умудряются приватизировать даже бога.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве