Новости

К испытывающей серьезные финансовые проблемы торговой сети подано множество исков о признании "Вивата" несостоятельным.

ЧП произошло на улице Чкалова около депо "Маггортранса".

Мать одного из напуганных детей написала заявление в прокуратуру.

ЧП произошло около 15:00 на перекрестке улицы Максима Горького и Пушкина.

Молодые люди хотят пользоваться проездными билетами без ограничения числа поездок.

Челябинское минимущества впервые выдало лицензию на недра без торгов.

Соответствующая заявка появилась на сайте госзакупок.

Завтра три кандидата представят свои планы по развитию города.

По версии следствия, нападавшая врезалась с друзьями в машину пострадавшей пермячки.

Судебные приставы наложили арест на кроссовер южноуральской предпринимательницы.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Как почувствовать число

08.04.2010
Директор Челябинского лицея № 31 и автор новой книги «Мамаматематика» Александр Попов убежден: учиться вредно.

Директор Челябинского лицея № 31 и автор новой книги «Мамаматематика» Александр Попов убежден: учиться вредно.

На прилавках челябинских магазинов появилась книга «Мамаматематика». 100 ее страниц вмещают 39 недель веселых задачек, примеров, идей. За это время мама и ее малыш научатся играть и дружить с математикой. Это не учебник, не задачник и не методическое пособие, а источник вдохновения для увлеченных родителей. Так пишет в предисловии об этой книжке ведущий тополог (топология - это современная геометрия), профессор американского института Николай Бродский. Он тоже учился в 31-м лицее, и автор книги, учитель Александр Попов «сумел увлечь меня математикой настолько, что остановиться я уже не могу».

«Мамаматематика»- первая из шести задуманных книг цикла, призванного защитить детей от муштры и стандартов. В декабре увидит свет «Папафизика» Вадима Гробовича, затем «Бабушкасловесность» Сергея Ефимцева, «Света-экономика» Светланы Сафоновой. Планируются еще «Дядяинформатика» и «Бабаботаника».

2 апреля, в день рождения, Александру Попову вручили юбилейную медаль Союза писателей России «За верное служение отечественной литературе». Такой медали среди челябинцев еще никто не получал. Мы встретились с известным математиком, чтобы поздравить его с наградой и расспросить о ноу-хау в педагогике.

- Александр Евгеньевич, как родилась идея такого книжного цикла для малышни? Вы же с подростками работаете.

- Идея называется «Зернышко», потому что в этом слове - Земля, разум, душа, солнышко. А появилась она в апреле 2009 года. Я стал работать с маленькими детьми от пяти до 11 лет и их мамами, бабушками, папами в частных школах и садиках. Там я учусь, как их учить, а потом сажусь и пишу книгу. Вот написал «Мамаматематику». Потому что с принятием госпрограммы «Стандарты образования» детей в школе будут еще сильнее шельмовать, чем сейчас. Нужна прививка от стандарта, вызов ему. Сама система образования себя не спасет, она будет загибаться, давая все более и более формальные знания. Только родители могут в этом процессе помочь. Поэтому я и написал книгу для мам, которых учу чувствовать число, чтобы они научили этому своих детей.

Начальная школа учит их цифрам, числам и четырем арифметическим действиям четыре года, а всему этому ребенка можно научить за 20 минут на микрокалькуляторе и в школу больше не ходить. Я в книге учу не считать столбиками и уголочками, а чувствовать число - то, чего школа делать не умеет. Если родители научат этому своего ребенка, он будет защищен от муштры.

- «У тебя 10 пальцев на руках - это 100 процентов. А один палец тогда - сколько? У нас с тобой вместе 40 пальцев. Сколько процентов стоит один палец?» У вас вся книжка - сплошные вопросы.

- Ответов на свои вопросы не даю. Я учился у Зенона, он всегда говорил: «Главное - задавать вопросы, чтобы не дать людям зажиреть». Одного второклассника в своем дворе попросил найти на Земле такое райское место, где повсюду юг. Они с бабушкой долго крутили глобус - не нашли. Бежит он ко мне вечером: «Училка наша тоже не знает!» К поискам вынуждены были подключиться родители, они и нашли: на Севере, куда не пойдешь, везде - юг. Это тоже математика, хотя здесь нет числа, но есть сфера и пришлось думать. Вопросы - пища для мозгов.

- Расскажите о следующей книге цикла. Неужели физику можно преподавать дошколятам?

- «Папафизика» выйдет в декабре, ее автор Вадим Гробович. Он раньше работал у нас в школе учителем физики, теперь преподает в гуманитарном университете. Он пишет удивительную физику, ему, конечно, сложнее всех, потому что он готовит еще и опыты. Я был у него на уроке, когда он обучал второклассников, что такое электрическая цепь. Выстроил ребят в цепочку - показал, что такое замкнутая и разомкнутая цепь. Потом они пожатием руки передавали по цепи информацию, пришли к тому, что для этого нужно время, источник тока, выключатель. Затем они эту свою живую цепь рисовали. А уже в конце сами собрали настоящую электрическую. Когда загорелась лампочка, сколько было радости и удивления. И все дети поняли. Но самое замечательное происходит в конце каждого урока. Вадим Борисович хорошо поет и играет на гитаре. Он раздает слова, и дети разучивают и поют песню о том физическом явлении, которое они проходили.

- Про что тогда «Бабушкасловесность» и кто ее автор?

- Идея пришла ко мне прошлым летом, когда читал любопытную книгу о том, как устроен иврит. Оказывается, там каждая буква носит и смысловое, и числовое, и образное значение. С помощью этих чисел приходишь к очень глубоким истинам. Стал интересоваться другими языками. Некое откровение пришло, когда задумался о слове «логарифм». Логос - слово, рифмос -число, греки их вообще не разделяли. Тогда я стал заниматься кириллицей и увидел всю ее глубину. Знаете, что означает первое произносимое ребенком слово? «Мама» - значит «мыслить». А «папа» в кириллице - это «покой».

Скоро будет 100 лет, как мы все это уничтожили, отменили глубину образования и ввели современный алфавит. 1918 год - вот вам точка отсчета упадка образования. Столыпин пытался вернуть прогресс русскому народу, поднять образование в России на недосягаемую высоту. Не потому ли его и убили?

Так вот «Бабушкасловесность» будет о буквах кириллицы, которые мы потеряли, о русских сказках, которых маленькие дети абсолютно не знают, они смотрят зарубежные мульты. Напишет ее наш учитель литературы Сергей Ефимцев. Я был на его уроках, где он возвращал буквам смысл и число, и восхищен ими.

- А у вас есть любимая сказка?

- Да не может быть одной любимой сказки! В «Колобке» своя мудрость: грех, предательство бросать дедушку и бабушку, за это Колобок и наказан. «Курочка Ряба» - это сказка о любви, которую разбили вместе с яйцом, опомнились и начали плакать. А в «Теремке» все говорят на разных языках, не понимая друг друга. В каждой сказке - своя струнка, вот и нужно любить их все.

Но вернемся к нашему циклу. В следующем году будет издана «Света-экономика» по имени нашей учительницы Светланы Сафоновой. В 2009 году она признана лучшим экономистом России, потому что каждый год многие ее дети завоевывают дипломы I степени и поступают в высшие школы экономики. В этом году она стала учителем года. Я думаю, книга будет необыкновенной, как и ее автор.

На будущий год планируются еще «Дядяинформатика» и «Бабаботаника». преподавателей нашего лицея Алексея Егорова и Ирины Гаус. Но я ищу одаренных учителей географии, химии, истории для создания новых книг, чтобы дети и родители были защищены от школы.

- Вы больше 20 лет возглавляете физико-математический лицей, многих ваших выпускников знает весь мир, а медаль получили не за педагогику.

- Я и сам удивляюсь: мне пошел седьмой десяток, ничего в жизни, кроме образования, не видел, а ни единой награды от него не получил. Тем не менее «писательской» медалью я сильно горжусь. Слава Богу, жив мой 87-летний отец, и я могу ему показать эту награду.

- Вы написали уже более 10 книг?

- Знаете, я хоть и математик по профессии, в жизни никогда ничего не считаю. Это в юности пришло: маму и Родину и все остальное самое важное считать нельзя. Это дурной тон. Вульгарно, когда мужики считают, сколько у них баб было. Вот и все хорошее в жизни считать не нужно.

- Сегодня снова модно обучение ребенка, в том числе и математике, начинать чуть ли не с колыбели. Как вы к этому относитесь?

- Это очередной идиотизм! Всему свое время. Ребеночку надо ручками мир перещупать, ножками переходить, ушками сказок-песенок наслушаться. Я много видел детей раннего обучения - ничего хорошего: это поломанная психика, сломанная судьба.

Я во всем доверяю А. Пушкину, помните у него: «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел». Лучше не скажешь. В детстве нужно быть ребенком: играть, баловаться, драться, радоваться, но не учиться.

Я вообще считаю, что учиться вредно. Все время говорю об этом в «Мамаматематике». Если ты хочешь математику понимать, чувствовать, ее нужно любить, а не изучать. Мы же не изучаем любимого человека, мы его просто любим. В голове остается то, что дается между прочим, мимоходом. А не там, где дети годами тупо складывают, вычитают, логарифмируют, корни извлекают. Это все может микрокалькулятор, причем намного лучше и быстрее.

- Многие учителя как раз весьма озабочены тем, что компьютер сегодня справляется и с логарифмами, и с интегралами. Так какой смысл заставлять мучиться с ними учеников?

- Ну и прекрасно. Значит, у них останется больше времени думать, чего компьютер делать не умеет.

- Вас не тревожит новая компьютерная зависимость молодежи, которая становится повсеместной?

- Идет XXI век, но единственная школа области, где обучают программированию, - это 31-я, все остальные учат информатике. То есть быть пользователями, а не «композиторами» программ, вот вам и результат. Японцы давно говорят: не давайте русским рыбу - дайте удочку, чтобы сами ее ловили. А мы до сих пор побираемся, теперь на уровне технологий, но сами мы их не создаем.

- Вы начали работать с маленькими детьми. Какое оно, это новое поколение, очень отличается от выпускников?

- Это поразительно: количество умных детей не убывает - это число постоянное. С каждым годом они все интереснее, потому что они свободны, у них много больше информации. Этим детям учителя другие нужны, а их нет. Поэтому, когда в старших классах удивляются, какие ученики идиоты, то не надо забывать, что создатели их - родители и мы, учителя.

- Куда же мы идем?

- Как страшно было с коммунистами, потому что они не думали, не хотели думать, так и сейчас, когда к власти приходят ортодоксы православия, которые от них ничем не отличаются. В школах введут кондовое православие, как в свое время марксизм-ленинизм, и людям покажут, в какую сторону думать. Раз уже обожглись, предали православие в 1917 году, ходили по нему ногами, так давайте искать что-то другое. В нашей стране, где мы исконно живем с татарами, башкирами бок о бок, ничего не деля, такая позиция подтолкнет правоверных к войне с православием. Еще Александр Мень говорил: там, наверху у Господа, нет перегородок. Наши же руководители, чиновники умудряются приватизировать даже бога.

Комментарии
Я закончил 31-ю школу в 1971 году, оба сына закончили этот теперь уже лицей. Имел счастье немного пообщаться Александром Евгеньевичем, и много общался с замечательными учителями этого лицея. И к Попову и ко всему коллективу вся наша семья относится с большим уважением.
Очень рад новому начинанию Александра Евгеньевича, пусть удача всегда сопутствует ему, всем его соратникам и всем его воспитанникам в широком смысле этого слова (я имею в виду родителей учеников лицея).
Прохасько Юрий Григорьевич
08.04.2010 08:01:05
Если не ошибаюсь, она называется "Маматематика", а не "Мамаматематика" (одно "ма" лишнее). Впрочем, под рукой нет, поиск запускать лень, проверить не могу : )
Давид О
08.04.2010 10:00:41
Обложка на втором фото к статье.
Павел
09.04.2010 05:06:41
Особенно понравился последний абзац. Восхищен простотой и в то же время глубиной предлагаемого решения.
Павел
08.04.2010 10:13:09
Молодец Попов!
НЛП
09.04.2010 02:20:11
И что за решение восхитило вас в последнем абзаце? Решение появляется тогда, когда найден ответ. Это хоть у самого Александра Евгеньевича спросите.
Здесь всего лишь: "Давайте искать что-то другое". И что? Ууу, наверное религию пифагорейцев. Заодно россияне теорему Пифагора выучат :)
Давид О
09.04.2010 04:40:38
Вы слишком критично настроены.
Павел
09.04.2010 05:16:46
Скажите, а где вы преподаете для маленьких детей? Первоклассника можно привести в 31-ю школу? Может какие-нибудь занятия в выходные дни есть?
Анна
09.04.2010 11:35:53
как мало сейчас среди начальства, любого, начиная от директората школ до депутатов, кто вот так прямо, по-мужски может выразить свое мнение! респект
Орбит
13.04.2010 17:16:43
ой, как здорово!! обязательно эту серию буду приобретать и читать своему ребенку. Спасибо большое!!
Оля
14.04.2010 09:56:26
Страницы: 1 2 След.