М. Вербитский. С кем судился, там и пригодился

М. Вербитский. С кем судился, там и пригодился

Михаил ВЕРБИТСКИЙ родился в 1961 году в Челябинске. В 1988 году окончил Челябинский мединститут по специальности "Лечебное дело". Медицинский стаж более 20 лет, прошел путь от санитара до врача-реаниматолога. С 2007 года - главный врач горбольницы № 8. С мая 2010-го исполнительный директор Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования. Депутат Челябинской городской Думы. С 2009 года входит в состав постоянных комиссий: по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре, а также по социальной политике. Женат, двое детей.

Михаила Вербитского называют кризисным менеджером. Десятилетие назад он возглавил никому не известный медицинский центр «Лотос» и сделал его лучшей частной клиникой Челябинска.

Четыре года назад стал главным врачом крупнейшей больницы города и преобразил ее. В этих старых стенах появилось столько современного оборудования, сколько не закупалось за десятилетие. Штат врачей, даже узких специалистов, сегодня полностью укомплектован, потому что люди получают приличную зарплату. Но экстренность при этом даже выше, чем в больнице скорой помощи. Как в былые годы, сюда стремятся попасть пациенты.

Но лечение этих «лишних», сверхплановых больных ФОМС оплачивать отказался. Тогда Вербитский, единственный главный врач России, отважился судиться с фондом и выиграл этот процесс. И все-таки назначение его новым руководителем ФОМС стало большой неожиданностью, даже для него самого. Впервые фонд возглавляет не экономист, а руководитель больницы, отлично знающий, куда и как тратятся бюджетные деньги.

- С 1 декабря 2009 года 15 лечебных учреждений области перешли на подушевое финансирование. Это, по сути, тот принцип работы, за который вы боролись, будучи главным врачом. Расскажите об итогах пилотного проекта, будет ли на него переходить вся область?

- Какие-то выводы по результатам пилотного проекта делать рано. Есть больницы, которые справляются, нормально работают, но большинство не достигло пока тех результатов, которые хотелось бы видеть.

- То есть пациенты выиграли, а медики проиграли?

- Если больница в трудном финансовом положении, то вряд ли здесь может выиграть пациент. Весь коллектив должен быстро перестроиться, а мы всю жизнь работали спокойно и знали: все нам гарантировано. Этот проект должен перестроить работу всей медицинской организации, большой упор делается на первичное звено. Но никто не рассматривал, укомплектовано ли оно, а чаще всего - нет. Там идет выделение денег на каждого пациента, и нужно проанализировать, нормально ли мы больницу профинансировали или заведомо поставили ее в трудное положение.

В нашем государстве все может быть, на такой проект финансирования можем перейти с января. И нужно, чтобы кто-то опробовал его на себе. Мы взвесим все плюсы и минусы проекта к концу года, и тогда уже будем говорить, готовы ли к переходу на новую систему работы.

- Но уже сейчас говорится о переходе страны на страховую медицину с 2011 года. Объясните, как нас будут лечить.

- Все финансирование будет одноканальным и идти через ФОМС, значит, деньги гарантированно будут доходить до здравоохранения. Мы увидели это во время кризиса: медицина прошла его намного легче, чем другие отрасли хозяйства нашего большого государства. Все средства, которые идут через страхование, строго контролируются и Москвой, и местными органами. Деньги, сосредоточенные в одних руках, позволят планировать серьезные вещи. Тем более что со следующего года ФОМСу будут даны полномочия по ремонту. Так что при тесной связке с главными врачами, коллективами больниц деньги будут расходоваться эффективно.

- А мы, пациенты, сможем выбирать для лечения любую поликлинику и больницу.

- Все застрахованные граждане России и сегодня могут выбирать, где им лечиться.

- К сожалению, так лишь говорится, а на практике сделать это сложно.

- Это оттого, что наши граждане не знают своих прав и не умеют за них бороться. Если у человека на руках полис ОМС, он может обращаться в любую поликлинику, куда хочет. И я могу сказать: многие жители области этим правом пользуются. Если при обращении в больницу, к которой не относитесь территориально, вам выдвигают какие-то условия (требуют оплаты, например), нужно тут же звонить в свою страховую компанию. Если она не решит проблему в вашу пользу, появляется вопрос о выборе страховой компании, которая должна отстаивать ваши интересы и обеспечивать получение той медицинской помощи, которая гарантируется при наличии полиса в любой больнице, работающей в системе ОМС.

- Получается, что и на отдыхе в Сочи, например, меня обязаны лечить?

- Конечно, граждане России в любой точке своей страны имеют право на гарантированную помощь. А в ОМС существует система межтерриториальных расчетов. Таких примеров очень много. Когда был главным врачом, мы постоянно оказывали экстренную помощь и жителям Кургана, и Владивостока. Отказ врача - это повод для обращения в прокуратуру.

- Как руководитель больницы вы постоянно боролись за повышение тарифов. А сегодня?

- Мне до сих пор никто не объяснил, как многие тарифы рассчитывались. Почему, например, прием одного узкого специалиста стоит 60 рублей, а другого - 100. Непонятно, почему томографические исследования в наших поликлиниках и больницах такие дорогие, ФОМС оплачивает их чуть ли не по 4 тысячи. В частных центрах они стоят 2,5 тысячи рублей, хотя в эту цену заложена стоимость самого аппарата, коммунальные услуги, аренда помещения... В муниципальной клинике аппарат куплен на деньги налогоплательщиков, ремонт также, за аренду платить никому не надо, за коммунальные услуги платит бюджет. Откуда такой тариф? Когда мы позволяем такие высокие цены в государственных лечебных учреждениях, мы стимулируем рост цен в частных центрах.

Поэтому нужно реально рассчитать те затраты, привести тарифы к нормальному уровню. Это будет высвобождение денег, которые срочно нужно направить узким специалистам, чтобы вернуть их в поликлиники и обеспечить населению необходимый объем помощи. Посмотрите, какие низкие тарифы у лор-врачей, хотя служба эта очень затратна: лекарств расходуется много, оборудования большое количество. Я как бывший главный врач знаю, как наболела проблема тарифов и буду ее решать.

- Вас называют кризисным менеджером и бросают на самые тяжелые участки.

- Громко сказано, просто мне удалось с нуля создать один из лучших частных медицинских центров Челябинска, что не осталось незамеченным Михаилом Юревичем, и он предложил мне возглавить сложную больницу. А сейчас дал возможность, не прося дополнительных средств, улучшить состояние здравоохранения области. Как это сделать? Принцип один - более интенсивная работа койки, сокращение времени нахождения больного в стационаре. Этого, как мы убедились в восьмой больнице, можно добиться лишь хорошей диагностической базой и заинтересованностью врача. Как можно быстрее поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение, добиться улучшение состояния у больного, что будет подтверждено необходимыми обследованиями, улучшением общего самочувствия, и выписать его на долечивание домой. Так делается во всем мире. Считаю, это лучший вариант и для самих пациентов - выздоравливать в родных стенах. Больной уже знаком с правилами лечения, оно подобрано врачами. И долечивание он должен проходить под наблюдением врачей поликлиники. К чему это приведет? К тому, что тот тариф, который сегодня существует, не будет растянут на длительный промежуток времени и давать больному крохи на лекарства и расходные материалы. При таком экономном подходе мы сможем обеспечить больных всем необходимым.

- Тяжело вам работать сейчас, Михаил Григорьевич?

- Тяжело, потому что здесь очень много экономических вопросов. Кроме того, мне не хотелось бы становиться оппонентом главным врачам больниц. Если мы будем работать вместе, напрямую решать возникающие проблемы в тесном союзе, нам удастся преодолеть кризис, приблизить медицинскую помощь к населению. Но для этого министерство здравоохранения области, ФОМС и больницы должны стать одной командой.

- Каковы самые больные проблемы нашей медицины, с которыми вы уже столкнулись как исполнительный директор фонда?

- Ремонты, которые необходимы немедленно. Многие поликлиники, больницы находятся в аварийном состоянии, капитально не ремонтировались десятки лет. Другая проблема - острая нехватка реанимационного оборудования, а это ведет к росту смертности. Недавно побывал в очень достойной больнице - медсанчасти Магнитогорского металлургического комбината, которой руководит Марина Шеметова. Попытаюсь организовать в июле выезд главврачей и начмедов туда, чтобы посмотрели, как надо работать. Но даже там не хватает следящего оборудования, стоят старые аппараты. Необходимо дооснастить больницы, повсеместно вводить малоинвазивные методы хирургии.

- А как ваша семья отнеслась к новому назначению?

- Семья привыкла, что я главный врач, у меня хорошая команда, хорошее настроение, стабильность наступила. Родные не хотели эту стабильность терять и были категорически против. Сейчас на субботу-воскресенье семья выезжает на дачу без меня или беру бумаги с собой. Пока приходится напряженно работать семь дней в неделю. Но ведь не мне одному, новые руководители области тоже в выходные на работе, мы созваниваемся, решаем вопросы. С отпуском придется повременить.

- Вы всегда говорили раньше: «Знаю, как навести порядок!» А на этом месте можете это повторить?

- Нет, здесь я этого не скажу. Время покажет.

VK31226318