«Высота 239» и ее люди
«Высота 239» и ее люди
Генеральный директор Группы ЧТПЗ Александр Федоров: кризис отнял у нас полтора-два года, но не изменил нашу стратегию
Еще до пуска на ЧТПЗ новейшего комплекса «Высота 239» по производству труб большого диаметра с уникальными качественными характеристиками этот, говоря по-старому, цех стал обрастать легендами. Появился даже своего рода бренд: «Белая металлургия». Персонал на «Высоте 239» оденут в белые спецовки. Современными высокотехнологичными станками будут управлять компьютеры. Конкурс на рабочую специальность здесь уже составляет десять человек на место…
Завод с почти 70-летней историей сегодня не просто производственная площадка, поставщик стальных труб, кормилец и налогоплательщик. Теперь это своего рода центр распространения цивилизационных процессов. Меняется ЧТПЗ, вслед за ним меняют облик окрестные улицы, чище становится воздух, другими делаются люди.
Генеральный директор Группы ЧТПЗ, председатель Совета директоров Челябинского трубопрокатного завода Александр Федоров рассказал, как именно повседневная деятельность ЧТПЗ превращается в стратегию развития.
ВЫХОДЯ ИЗ КРИЗИСА
- 2007 год и первая половина 2008-го оказались самым успешным временем как для экономики России, так и для ЧТПЗ, - говорит Александр Анатольевич. - Мы наметили большие планы. Кризиса никто не ожидал, хотя некоторое тревожное ощущение было. Мы уже однажды переживали кризис. Но в 1998 году мы находились в другом измерении. Поднимались, можно сказать, с нуля после приватизации. Объемы производства были в два раза меньше, чем сейчас. Но тогда мы знали, что делать, а здесь… Это было падение. Чем больше высота, тем больнее падать. И труднее подниматься. Объемы производства упали на некоторых переделах в два раза, а общий спад составил 30 процентов.
Однако кризис не только калечит, но и воспитывает. Мы по-другому взглянули на себя, сократили издержки - порядка 2,5 млрд рублей. Смотрели, что нужно делать немедленно, а что отложить, к примеру, капитальный ремонт. Так и прожили это время. Главная задача была - сохранить костяк трудового коллектива.
- Понятно, что для обывателей кризис был совершенно загадочным явлением. Но у людей вашего круга была какая-то «закрытая» информация?
- Нет. Думаю, такой информации не было ни у кого в мире.
- А что было тяжелее всего?
- Прекращение кредитования наших проектов со стороны иностранных банков. Нас спасло то, что поставки оборудования для нового цеха были застрахованы. Они ни на минуту не останавливались. А вот все, что связано с кредитованием самого строительства, было приостановлено. Поэтому мы начали активно работать с правительством, чтобы получить кредиты уже со стороны российских банков. В ноябре 2009 года нам удалось это сделать.
- Кто больше помог - П.И. Сумин или В.Б. Христенко?
- Тут работали все. Мы попали в число градообразующих предприятий - этот список составлялся областью. Председателю правительства постоянно шли письма от губернатора с информацией о положении дел в регионе и на предприятии. Далее уже включилось министерство промышленности и торговли, была создана специальная комиссия, подключились другие министерства. Никто не остался в стороне.
- Классический капиталистический путь сокращения издержек - увольнения. Вам удалось их избежать. Каким образом?
- Да, мы не сокращали работников. Пошли другим путем. Сначала закрыли вакансии, штатная численность оптимизировалась за счет естественной текучести кадров. Около 70 процентов наших работников пенсионного возраста ушли на заслуженный отдых. Все-таки пенсионеры в этой ситуации оказались наиболее социально защищенной категорией населения. Ввели сокращенную рабочую неделю. Вместо пяти - некоторые цеха работали три дня, от загрузки. Были организованы общественные работы. За счет компании началось переобучение работников новым специальностям, люди меняли работу внутри завода.
- А вам, наверное, пришлось объяснять коллективу эти меры?
- Встречался три-четыре раза в неделю. Практически со всеми цехами провели встречи. Нам задавали вопросы, в том числе и неудобные, мы объясняли. Находили понимание. Поэтому никаких социальных возмущений у нас не было. Все были настроены на то, чтобы пережить это время.
- Пережили?
- Пока еще трудно сказать. Но позитивные признаки налицо. Сегодня российские банки активно участвуют в кредитовании. Причем, и процентная ставка стала меньше, и «длинные» деньги охотнее дают, чем до кризиса. Наверное, поняли, что участвовать в больших проектах российских предприятий более выгодно, чем вкладывать в непонятные пирамиды. А мы вновь приглашаем людей на работу, за год приняли уже порядка тысячи человек - и в связи с запуском нового цеха, и в целом из-за роста объемов производства. Реанимированы проекты нефтегазовых компаний, а это прямо касается нас. Сегодня идет активная реализация нашей программы развития до 2015 года. Хотя сроки сдвинулись в среднем как раз на полтора-два года, которые забрал кризис.
- Во время кризиса произошло два достойных внимания события. Первое - когда гендиректором Группы ЧТПЗ стал австриец Штайнер Рейнхольд…
- Вообще-то, его приглашение было связано с этапом в реализации корпоративной стратегии-2015. Но он попал в самый разгар кризиса и стал кризисным директором. Для него это был хороший опыт. И ту задачу, которую перед ним поставила жизнь, он выполнил.
- Второе событие - продажа Челябинского цинкового завода…
- Для Группы ЧТПЗ это изначально был непрофильный бизнес. Когда он появился на рынке, мы его приобрели. И кстати, многое сделали. Поставили новую вельц-печь, новое кислотное хозяйство. Вложили достаточно большие средства. Во время кризиса появился покупатель, для которого цинковый завод является профильным активом. У нас обеспечение сырьем было на уровне 40 процентов, а нынешний собственник может обеспечить на 150 процентов. Поступило хорошее предложение, деньги нам были нужны для реализации наших сегодняшних больших проектов. Сделка состоялась. Все очень правильно и логично. Я наблюдаю за цинковым, он активно развивается, модернизируется.
РАБОЧИЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
- Производство, которое планируется наладить в новом цехе «Высота 239» чаще всего в прессе определяется словами «уникальное», «высочайшее»…
- Уникальным оно будет, когда цех заработает. А вот что действительно уникально, так это коллектив, который мы создаем здесь. Это люди с абсолютно новым мышлением. Сегодня на Первоуральском новотрубном заводе, входящем в Группу ЧТПЗ, внедряется система Кайдзен, это японская философия труда, берущая начало на фирме Тойота. И еще более активно она будет присутствовать в цехе «Высота 239».
- В чем ее смысл?
- В постоянном совершенствовании производственных процессов. Причем речь идет не только о технологии, но и об организации труда. Интересная система. Если этим духом не будет пропитан каждый член коллектива - рабочие, мастера, начальник цеха, - то ничего не получится.
- Кстати, как-то язык уже не поворачивается называть этих работников, управляющих процессами через компьютер, рабочими!
- Оператор пресса пошаговой формовки - должность рабочая. И теперь надо привыкать к тому, что рабочие - это высококвалифицированные специалисты, образованные люди. Сейчас можно с полным правом вернуться к советскому лозунгу: «Рабочий - это звучит гордо».
- А где вы находите этих новых людей, не из-за границы же везете вместе со станками?
- Мы будем их воспитывать. Провели встречи в ЮУрГУ, я сам туда ездил. Собирали профильную нам кафедру, студентов. После этих встреч к нам активно пошли выпускники. То есть рабочий с высшим образованием - это уже реальность.
- И вот к вам пришел такой человек. Что дальше?
- Начинаются собеседования, психологические тренинги. Человеку рассказывают, как он будет работать, чем жить. И даже - кем он должен стать. Многие из тех, кому предстоит работать на «Высоте 239» ездили учиться за рубеж - в Германию, в Китай.
- Говорят, и зарплаты в новом цехе будут выше.
- Думаю, процентов на тридцать. Но зарплату надо еще заработать.
- Сегодня много говорится о модернизации. Понятно, что это не просто покупка раз в 50 лет передового оборудования. Устанавливая новейшие станки, вы закладываете идею перманентной модернизации производства?
- Во-первых, сама идея проекта уже подразумевала известную степень инноваций. Многие агрегаты и даже производственные процессы впервые появились в отрасли. Мы исходили из задачи, которую нам диктует конечный потребитель, то есть газовики и нефтяники. И решали эту задачу комплексно вместе со специалистами фирмы-производителя оборудования и ММК, главным поставщиком листа, от качества которого на 80 процентов зависит качество трубы. Эта технологическая цепочка тоже есть своего рода ноу-хау, поскольку формулирует четкую задачу каждому в этом производственном треугольнике.
Во-вторых. Процесс изготовления трубы в основе своей консервативен, ему уже порядка 110 лет. А вот обслуживание этого процесса постоянно развивается. Тут и автоматизация, и механизация, и электроника. На ЧТПЗ постоянно происходит модернизация существующего оборудования. Два года назад та же фирма «Uhrhan&Schwill» поставила новые сварочные станы для цеха № 6, но уже с нашими разработками. И теперь эта фирма уже нашу разработку внедрила на новом сварочном оборудовании, которое сегодня будет использовано в цехе «Высота 239».
ТРУБЫ И ПОЛИТИКА
- Потепление в отношениях с Украиной - это хорошо, но вам создает некоторые проблемы. В этой стране есть трубопрокатные заводы, которым интересен российский рынок…
- Как только наладились отношения с Украиной, Россия сразу увеличила квоты на поставку трубы. И это не символическое повышение: в 2009 году украинские производители беспошлинно ввезли на территорию РФ 224 тыс. тонн труб, квота на 2010 год - 260 тыс. тонн. Правда, и рынок вырос на 30 процентов. Но политическое потепление, конечно, сказывается. А в перспективе нашу страну ждет, видимо, вступление в ВТО. Рынок станет открытым для всех. Мы и сейчас находимся в жесткой конкуренции с Японией и Китаем, в особенности, что касается поставок на Дальний Восток. Конечно, при равных цене и качестве предпочтение отдается отечественному. И все же решающим фактором становится уровень развития нашего производства, который обязан соответствовать лучшим мировым стандартам.
- Говоря о политике, не могу не спросить вас о том, насколько чувствительной для ЧТПЗ стала смена губернатора. П.И. Сумин был выходцем из металлургии, с ним, наверное, вам говорить было проще. М.В. Юревич делает ставку на развитие транспорта, инфраструктуры и малого бизнеса…
- 60 процентов экономики области - металлургия. Это основа бюджета области, ничего нового пока мы тут не придумали. За счет чего дороги строятся и малый бизнес развивается? Во многом за счет бюджетных средств. Петр Иванович знал технологию промышленного процесса, но организацию бизнеса Михаил Валерьевич знает не хуже. С новым губернатором я знаком с 1996 года, когда мы его, тогда молодого бизнесмена, принимали в Союз промышленников и предпринимателей. Он хороший хозяйственник. И во время работы его мэром Челябинска, у нас всегда были конструктивные отношения. Кстати, первый его визит на ЧТПЗ состоялся в тот момент, когда мы закладывали капсулу в основание цеха «Высота 239». Символично, что Сумин и Юревич приехали вместе в уже почти готовый цех.
А наша последняя встреча с губернатором состоялась недавно в Магнитогорске на правлении Союза промышленников и предпринимателей области, где был очень конкретный и полезный разговор.
- Региональная власть оказывает какое-то влияние на работу ЧТПЗ?
- Оказывает влияние политическая и экономическая стабильность в регионе - в первую очередь, на процесс привлечения инвестиций.
- Вы - депутат областного парламента, председатель комитета по экологии, природопользованию, недрам и чрезвычайным ситуациям. Осенью грядут выборы в ЗСО. На ваш взгляд, они будут иными, чем прежде?
- Выборы будут другими только потому, что меняются избиратели. Они становятся мудрее. Люди видят, кто болтает, а кто дело делает. Пиару уже не верят. Я это отчетливо увидел в ходе встреч с коллективом завода во время кризиса.
СВЕЖО И ПРАКТИЧНО
- За последние несколько лет ЧТПЗ сильно изменился даже внешне. А теперь благодаря заводу становится веселее и облик прилегающих кварталов...
- В этом году исполняется 75 лет Ленинскому району. Мы приняли решение поучаствовать вместе с городской администрацией в благоустройстве района. Вот человек пришел на завод - здесь красиво. А вышел с территории завода и видит, например, серую улицу или неухоженный двор, настроение портится…
- …хочется выпить.
- В том числе! Поэтому ЧТПЗ традиционно уже занимается дворами, школами, освещением улиц, фасадами…
- Откуда такие веселые расцветки домов на улице Машиностроителей?
- С завода перешли. Сначала бросалось в глаза - непривычно. Но посмотрите - в городе белое и желтое со временем становится серым. А у нас вишневый цвет, свежо и практично.
- А если те же деньги, но в виде прибавки к зарплате?
- Ну, получили бы люди на сто рублей больше, и быстро бы о них забыли…
- Как решаются на ЧТПЗ вопросы экологии?
- Вся экология заложена в технологии. У нас был главный загрязнитель - флюсоплавильное отделение. Мы сначала перенесли его за пять километров от Ленинского района, поставили новые системы газоочистки. А теперь и вовсе закрыли, перешли на новый флюс, керамический, практически с нулевыми выбросами. С закрытием флюсоплавильного отделения его газоочистку мы переключили на мартен. Сегодня из четырех печей работает одна. И полностью очищается. Ну, а с пуском электросталеплавильного комплекса мартен будет закрыт. Выбросы вообще прекратятся.
ГОЛЬФ-КЛУБ И КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ
- Александр Анатольевич, а гольф-клуб, который ЧТПЗ собирался строить года три назад, уже готов?
- Сразу оговорюсь: это не проект ЧТПЗ, это личные инвестиции нескольких людей. Поле готово, скоро откроется. Правда, в Свердловской области, в 170 километрах от Челябинска. Кстати, это не только способ привлечения богатых туристов. В ближайшее время гольф станет олимпийским видом спорта. В Екатеринбурге будет создана детская спортшкола.
- А почему же поле для гольфа появилось не в Челябинске?
- Изначально его планировалось построить недалеко от Шершневского водохранилища, на землях печально известного ЮУНИИПОК. История скандальная. Мы не стали ввязываться - эта земля еще долго будет в бурьянах…
- Еще одна ваша идея - построить концертный зал - в свете с событиями вокруг органного зала приобретает особое звучание…
- Группа ЧТПЗ не отказалась от идеи построить современный концертный зал в Челябинске. Но кризис пока отодвинул этот проект. Там ведь обустройство самого места требует больших капитальных вложений - нужно сперва вернуть Миасс в его естественное русло, отстроить новую набережную возле цирка. А потом уже возводить сам зал. Что касается органа, то не думаю, что он мог бы там появиться. Для этого инструмента нужен, наверное, специальный зал с особой акустикой.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве