Производство новостей тоже может быть бережливым

Производство новостей тоже может быть бережливым

Дмитрий Федечкин, главный по СМИ области, знает, как выжить в информационном поле.

При формировании команды нового губернатора назначение Дмитрия Федечкина начальником главного управления по делам печати и массовых коммуникаций было одним из самых неожиданных. Многим показалось: выскочил словно черт из табакерки. 33-летний редактор «Миасского рабочего» руководил городской газетой всего несколько месяцев, а до этого больше 10 лет трудился в корпоративных СМИ. Широкой известности в журналистском сообществе приобрести не успел. Между тем для городских и районных газет, существующих в форме АНО (автономной некоммерческой организации), начальник главного управления по делам печати и массовых коммуникаций все равно, что отец родной. И редакционную политику определяет (главное управление является соучредителем этих СМИ), и дотацию распределяет. Еще до официального назначения мой телефон раскалился от звонков. «Ты много лет работала в Миассе, - начинали обычно знакомые редактора. - Расскажи, кто такой Дмитрий Федечкин, что собой представляет?»

Журналистика - это мое

- Дмитрий Николаевич, когда впервые ваша рука потянулась к перу, а перо к бумаге?

- В 11 лет, когда дети обычно просят у родителей велосипеды, я клянчил печатную машинку. В 12 лет моя мечта сбылась: отец купил списанную «Украину» со здоровенной колодкой. Я тогда активно занимался футболом, выступал за команду «Заря», и машинка мне была нужна, чтобы печатать статистику игр. Я ее вел не хуже современного «Спорт-экспресса».

- Первая полученная вами специальность - телемастер, но по ней вы не работали ни дня.

- Я быстро понял: техника - это не мое. Поэтому пошел корреспондентом в «Уральский автомобиль» и три месяца проработал там до армии. Но три месяца в корпоративной газете стоят года в любом другом издании. Сидел я в одном кабинете с Новитой Закатовой, нынешним собкором «Челябинского рабочего» в Миассе. В тот момент в редакции были еще печатные машинки. Мне сильно помогло то, что к тому времени я набирал собственные материалы на уровне хорошей машинистки. Да и пример был перед глазами: Новита, ее нацеленность на работу, как она прибегала и сразу начинала стучать на клавиатуре та-та-та-та-та...

Хотя поначалу я столкнулся с такими моментами, которые могли оттолкнуть от профессии. На заводе был очень сложный период. Мне редактор Татьяна Ильинкова сказала: «Иди знакомься с мастерами, узнавай производство». Я отправился на конвейер. И первым, кого встретил, был пьяный в дугу мастер. Он очень испугался, увидев у меня диктофон, стал уговаривать ничего не писать. Потом потихонечку я понял, как дело делается, начал выстраивать связи и за три месяца успел понять: журналистика - это мое.

- Почему тогда пошел после армии в педагогический, а не на журфак?

- Я демобилизовался из армии в октябре: учебный год был потерян. Вернулся домой, осмотрелся. В городе ситуация была ужасная: завод начали банкротить, ввели внешнее управление. Денег нет, из-за хлеба дерутся... Кошмар! Отец, который на УралАЗе работал, в 1998 году за восемь месяцев получил 200 «живых» рублей, а я приехал - дембель, солдат бедной российской армии, привез 600 рублей. Безрезультатно покрутился в поисках работы по Челябинску, а потом позвонил отец и сказал: «Возвращайся на УралАЗ, у нас ситуация налаживается». Стали выплачивать зарплату: сначала давали по 50 рублей в месяц, потом по 100 и так далее, по нарастающей. Я посмотрел и решил вернуться на завод. Но поначалу несколько месяцев параллельно с работой в редакции трудился на ночной стоянке. Нужны были деньги, чтобы не висеть на шее у родителей: к тому времени оба были пенсионерами.

Когда же подходил к началу очередной учебный год, решил идти не на журналистику - не хотелось изучать в теории то, что уже видел и знал на практике. Поэтому стал ориентироваться на сопутствующую специальность и отдал предпочтение филфаку.

Не чиновник - менеджер

- Для вас самого назначение на нынешнюю должность было неожиданным?

- Если бы мне за месяц до первой встречи с представителями команды Михаила Юревича кто-то сказал, что буду в ней работать, я бы просто рассмеялся. У меня мысли не было насчет того, чтобы прицеливаться на работу в этой структуре.

- Вам объяснили, почему выбор пал именно на вас?

- Беседа с первым вице-губернатором Олегом Грачевым и вице-губернатором Вадимом Евдокимовым была интересной. Они ведь оба пришли во власть из СМИ, поэтому диалог шел на одном языке. Всех подробностей этой встречи раскрывать бы не хотелось, но после нее я сказал друзьям и знакомым: выкиньте все книги о том, как надо писать резюме, как вести себя, чтобы понравиться в ходе интервью. Они бесполезны.

- Интересно, по каким принципам подбиралась команда нового губернатора? О чем спрашивали вас при первой встрече?

- Моих собеседников интересовала в первую очередь возможность включиться в достаточно интенсивную работу. Для меня это никогда не было проблемой: мой рабочий день практически всегда был ненормированным. Я понимал, что здесь в принципе легкой жизни быть не может даже теоретически.

- Мечтали о карьере чиновника?

- Свою нынешнюю должность я чиновничьей не считаю, воспринимаю себя менеджером. А управленческий опыт у меня имеется. Газетный бизнес знаком, на телевидении работал и даже несколько лет являлся членом правления в телекомпании «Экран-ТВ», где получил представления о бизнесе современного радиовещания. Знаю, как работают структуры по связям с общественностью. Во время работы на автозаводе «Урал» приходилось выстраивать отношения с журналистами: заводу был интересен мир не только «за забором», но и за пределами области. Теперь пришла пора познакомиться не только с корреспондентами и редакторами, но и с техническим персоналом. А также изучить положение дел на территориях. Это очень важно. Можно, конечно, принять какое-то решение и спустить его во все редакции чохом. Но система, созданная искусственно, соответствующим образом будет и работать. Если будет работать вообще. Когда на автозаводе внедрялась позаимствованная у «Тойоты» система бережливого производства, японцы учили нас решать проблемы непосредственно на производственной площадке - в месте, где создается ценность, формируется продукт. Поэтому я предпочитаю приехать и посмотреть своими глазами. У каждой редакции свои нюансы, и зачастую именно они, мелкие на первый взгляд, играют в итоге главную роль.

- А что еще из принципов бережливого производства можно использовать в новой вашей должности?

- Несколько инструментов есть, которые были внедрены в пресс-службе автозавода «Урал». Это в первую очередь организация рабочего пространства и совершенствование деятельности офисных структур за счет методики «5 S». Они гармонично адаптируются и в сфере СМИ. Часто в редакциях можно услышать: «Ой, у нас творческий процесс, поэтому все накидано и разбросано, но так нам удобно!» Однако и в редакции можно добиться такой организации рабочего пространства, чтобы сделать офис современного типа, как в любой другой бизнес-структуре, а за счет этого найти временные ресурсы, которые можно направить на что угодно. Например, на развитие.

- У вас по-японски организовано сейчас рабочее место?

- Процесс внедрения принципов бережливого производства непрост, для этого требуется время. Поэтому говорить, что на моем рабочем месте эти принципы внедрены, слишком рано, я пока нахожусь на второй ступени. Например, предыдущие два дня работал вне кабинета, поэтому почта накопилась. А японцы учат, что любой документ не должен находиться на рассмотрении более трех суток. Стараюсь этому следовать, потому что от оперативности принятия решения руководителем зависит общий конечный результат.

Я сразу сказал сотрудникам управления: мы должны по стилю работы соответствовать тем структурам, с которыми имеем дело, - средствам массовой информации. Они сегодня очень оперативны, работают быстро, с колес. И мы должны так же. Другого не дано. Если станем изображать из себя чиновников, грош нам цена, мы будем невостребованной структурой.

Критикуют, и ради бога

- Какие задачи приоритетны сейчас в работе местных СМИ?

- Нужно, чтобы они больше внимания уделяли сигналам из областного центра. Сегодня губернатор обозначил приоритеты своей политики - дороги, общее благоустройство в городах и районах, повышение уровня зарплаты. Хочется, чтобы местные СМИ активнее освещали эти темы. Анализировали эти проблемы, предлагали пути их решения, критиковали в случае необходимости, то есть были полноправными участниками проходящих в обществе процессов. И при этом надо не забывать, что средства массовой информации - это в том числе и бизнес, поэтому их работа должна выстраиваться без отрыва от рыночных реалий.

- А как новая власть относится к критике в свой адрес?

- Я могу сказать только за себя: всегда прислушиваюсь к критике. Она бывает конструктивной или строится на фундаменте личной неприязни. Мое мнение: критикуют, и ради бога. Если честно, критика мало кому приятна. Но обычно, когда уходит первое впечатление, можно проанализировать и увидеть в ней и рациональное зерно. Для меня самое страшное как для человека и как для руководителя - состояние, когда вообще никакой реакции на тебя, твою деятельность или работу вверенного коллектива нет.

- Какой вам видится роль управления в повышении качества местных СМИ? Все-таки, согласитесь, есть разница между челябинскими и, допустим, районными газетами.

- Разница есть, но при этом случается, что не самое успешное в экономическом плане поселение имеет газету лучше, чем в некоторых городах с более развитой инфраструктурой. Хотелось бы обойтись без примеров: я еще очень мало территорий объехал, не хочется кого-то расстраивать. Тем более все рекомендации для отдельно взятого СМИ мы стараемся выдавать в корректной форме и без лишних глаз и ушей.

Мы сейчас изучаем условия работы на местах. Мой первый заместитель Наталья Сорока пришла в управление из реального сектора экономики, как я называю наши городские и районные газеты. Она знает информационное поле области. Мы смотрим ситуацию в комплексе, ищем возможности по ее улучшению. Управление может дать набор технологий для внедрения на конкретных территориях, где в силу ряда объективных и субъективных причин раньше не доходили до этого руки. Либо информационное поле достаточно спокойное из-за отсутствия конкуренции. А, например, в Миассе, наряду с «Миасским рабочим» есть сильная независимая газета с большим тиражом, есть несколько бесплатных изданий, два телевидения, три информационных агентства. Поэтому каждое СМИ ежедневно вынуждено доказывать свою профессиональную состоятельность. Сильная конкуренция стимулирует реформы, внедрение новаций. Надо помнить: информационное поле рано или поздно будет становиться более разнообразным, лишатся спокойствия даже те издания, которые сегодня могут позволить себе работать в расслабленном режиме при отсутствии конкуренции. Поэтому лучше быть готовым к переменам, чтобы встать в их авангарде, а не догонять впоследствии уходящий поезд.

На территориях же подчас живут в своем мирке и просто не видят многих тенденций. О чем говорить, когда кое-где нет даже газетных киосков, Интернет недоступен массам и сотрудникам местных изданий, по большому счету, не с чем сравнивать свою работу, нет возможности ориентироваться на лучших. Это в армии, когда бегут солдаты кросс, время учитывается по последнему. В СМИ наоборот: надо равняться на лучших, подтягиваться до их уровня, адаптировать их опыт у себя на местах.

- Главная проблема многих местных СМИ - дотационность, неспособность обеспечить себя за счет рекламы. Намерена ли новая областная власть поддерживать убыточные СМИ?

- Ряд изданий могут поднять свою эффективность, внедрив современные технологии и отчасти диверсифицировав бизнес, как сейчас принято говорить, за счет предложения каких-то сопутствующих услуг. Да, есть территории, на которых в принципе это невозможно, но там обычно убыточная газета - единственное СМИ. В таких местах, конечно, мы будем поддерживать финансово несостоятельные издания. А остальных постараемся научить.

Я всем редакторам говорю: не отвергайте сразу какие-то предложения и идеи. Возьмите и попробуйте. Если не получится - вопросов нет. Но надо шевелиться! Лично я являюсь сторонником мнения, когда людям нужно давать не рыбу, а удочку.

- Готовы к тому, что далеко не всем понравится ваш реформаторский настрой?

- Да, сопротивление персонала, согласно японской методике бережливого производства, - самая большая проблема на пути реформ. Нередко приходится слышать ссылки типа «а мы всегда так делали», «а вот мы считали пять лет назад, и у нас это не прокатывало»... Такое встречается. Но руководители СМИ должны быть людьми, открытыми для разного рода новаций. Если они не будут отвечать на вызовы времени, то поставят крест на своих изданиях. Но хочу не считаю те преобразования, которые будут нами предлагаться, революционными. Это будет естественный эволюционный процесс, которым нужно заниматься ежедневно.

- Не собираетесь по примеру губернатора завести живой журнал в Интернете?

- Уже завел. Несмотря на то, что до этого в среде ЖЖ реализовывал некоторые проекты, решил новый журнал начать с чистого листа, сделав его преимущественно профессиональным. То есть больше рассказывать о рабочих проблемах, делиться мнением о развитии медиасообщества. Это добавит интерактивности в общение с коллегами, возможно, кому-то эти заметки окажутся полезными. Есть идеи. Сюрпризы будут. У меня такое правило: когда прихожу на новое место, стараюсь сразу зафиксировать идеи и впечатления на листочек, потому что потом глаз обязательно замылится. Сейчас в таком списке около 40 пунктов, что можно улучшить в работе управления, причем это не потребует финансовых вливаний. Надо всегда расти, постоянно прогрессировать. Не получается вверх - расти вширь. И в правительство я пришел с этим же подходом.

Дмитрий ФЕДЕЧКИН родился в Миассе в 1977 году. Закончил Миасский электромеханический техникум по специальности «Эксплуатация и ремонт телерадиоаппаратуры» и Миасский филиал Челябинского педагогического университета, где получил профессию филолога. Трудовую деятельность начал в августе 1996 года корреспондентом газеты «Уральский автомобиль». Отслужив два года в войсках специальной правительственной связи, вернулся на УралАЗ в январе 1999 года. Заведовал промышленным отделом в редакции «Уральского автомобиля», работал заместителем главного редактора. С апреля 2004 года по ноябрь 2009-го руководил пресс-службой автозавода «Урал», после чего возглавил городскую газету «Миасский рабочий». 11 мая 2010 года назначен начальником главного управления по делам печати и массовых коммуникаций администрации области.

VK31226318