Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
Историк, писатель, ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев знает главные законы красоты и моды.
В передаче Первого канала «Модный приговор» он сменил главного судью - самого известного российского законодателя моды Вячеслава Зайцева. Но передача от этого не стала менее интересной, скорее, даже наоборот. Секрет прост: Александр ВАСИЛЬЕВ знает о моде все. Но его можно увидеть не только по телевизору: со своей коллекцией исторических платьев он ездит по всему миру, читает лекции о моде и красоте. Его коллекция уникальна: даже голливудская звезда Николь Кидман просила одолжить ей одно из платьев для съемок в историческом фильме.
ПРИГОВОР "МОДНОМУ ПРИГОВОРУ"
- Странно видеть вас в «Модном приговоре»: это развлекательная программа, а вы все-таки историк, ученый…
- Мы же тоже должны кушать, и надо зарабатывать. Потом, не думаю, что она чисто развлекательная: мы помогаем человеку найти свой стиль, избавиться от комплексов, стать более красивым. Это очень позитивная передача.
- Но среди участников программы порой встречаются странные люди...
- Это так. Более того, некоторые «обвиняемые» перед съемками для храбрости выпивают стопочку коньяка или водочки - им кажется, что у них развяжется язык, и они будут выглядеть более раскованными. Был случай, когда участница «нахрабрилась» до такого состояния, что даже говорила невпопад. И когда ей надо было аплодировать, она не могла попасть рукой в руку.
- И это потом пустили в эфир?
- Многое пришлось вырезать. Это было смешно. Но такое бывает редко.
- Вы сами какие телепрограммы смотрите?
- Я не смотрю телевизор. У меня его просто нет.
- Ну как же: телеведущий - и без телевизора…
- Телевидение создано для того, чтобы на нем сниматься, а не для того, чтобы его смотреть. Я люблю свою профессию и свою передачу, но телевидение - для тех, кто живет в маленьких городах или деревнях. Там не происходит ничего интересного на культурном и социальном фоне: люди пьют, ругаются, маются без дела вечерами, и для них телевидение - это окно в мир.
- Почему вы не дали платье из своей коллекции для съемок Николь Кидман?
- Я никому не даю исторические платья - это российские реликвии.
СЛАБОСТЬ СИЛЬНЫХ ЖЕНЩИН
- Вы читаете лекции по истории моды во многих странах мира. Хотите вырастить из слушателей профессионалов, законодателей моды?
- Я хотел бы посеять зерна, которые со временем взошли бы в их работах, творчестве, отношении к жизни. Я считаю, что многого в России добился. Многие женщины… Я говорю «женщины», потому что в России 60 процентов населения составляет прекрасный пол, это женская страна. Изначально неправильно работать в России для мужчин, надо работать только на женщин. Они - наши покупатели, потребители, слушатели. И мой успех исключительно зиждется на женской аудитории. Ко мне приходят и мужчины, но их число никогда не превышает пяти процентов. Женщины называют меня «слабостью сильных женщин», они влюбляются в меня, им нравится то, что я им рассказываю. И это правильно, так и должно быть!
- Кто-то из ваших учеников стал профессионалом в мире моды?
- Многие отправились в модные журналы, дома моды, кто-то открыл свой магазин. Очень многие пошли по модной стезе. Некоторые из потребителей моды стали творцами. Не обязательно сочинять шляпки и платья: в области моды много интересных профессий.
- Вы возьмете ученика за деньги, если у него нет способностей в этой сфере?
- За деньги? Возьму! В мою выездную школу поступают женщины, просто заплатив мне деньги за семинар: они не сдают экзаменов. Тому, что они тянутся и хотят услышать мои лекции, я очень рад, но даю им за это не диплом, а сертификат о прослушивании.
ИСТОРИЯ МОДЫ В ЛИЦАХ
- Одна из ваших лекций - о соперничестве двух известных дизайнеров в мире моды: Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли. Объясните, почему в такой богатой стране, как Россия, где любят одеваться, ничего толком не знают об истории моды?
- События, произошедшие в истории моды в Европе или Америке в период от 1917 до 1990 года, выпали из поля зрения россиян. Мы жили за «железным занавесом», до нас доходило только эхо тех событий. И когда Эльза Скиапарелли приезжала в Москву в 1935 году с показом своих коллекций, это событие вышло за рамки знаний модников, строивших социализм. Им было не до этого! А Скиапарелли была не просто одним из величайших дизайнеров ХХ столетия. Она поистине креативный и созидательный человек с прекрасным видением цвета, формы. В отличие от Шанель, которая не умела ни кроить, ни шить, Скиапарелли была женщиной, которая создавала из любой клиентки индивидуальность. У нее был дар сочинять одежду, которая творила образы - в отличие от невзрачной одежды ее коллеги. Шанель никогда не отличалась образностью решений. Я сам люблю черный цвет и ношу его, но не считаю, что это призыв или утверждение своего собственного «я». Это скорее защита, чем желание обратить на себя внимание.
- Мне показалось интересным, что сюрреализм вжился в коллекции этих двух дизайнеров…
- Только Эльзы Скиапарелли: Шанель к сюрреализму никогда не тяготела. Она имела очень хороший вкус, этого не отнять: очень тонко относилась к цветовым сочетаниям, разбиралась в тканях, отделках. У Коко есть чувство меры, она понимала элегантность. Тем не менее именно Скиапарелли собрала самую лучшую клиентуру. Именно она ввела в моду яркие цвета, цвет фуксии - ярко-розовый, который все девушки России носят с удовольствием. Крупные украшения, невероятной формы шляпы. В этом смысле сюрреализм для нее был тем художественным течением, который ее восхитил и выдвинул на первый план.
- Сейчас в России или за рубежом есть дизайнеры, которые используют в моде разные художественные течения?
- Очень многие. Например, Джон Гальяно, Кристиан Диор обращаются то к эпохе Ренессанса, то к эстетике американских индейцев. Вдохновение художники и модельеры могут черпать не только в живописи, но и музыке, танце, скульптуре. В России Татьяну Парфенову восхитила живопись Анри Матисса: она создавала коллекции и посвящала их этому французскому художнику. Игорь Чапурин, Алена Ахмадулина часто обращаются к теме русской эмиграции. Советская тематика в Москве была очень популярна благодаря Денису Симачеву: он и ввел в моду хохлому.
ЛИЧНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ
- Сами вы пользуетесь услугами дизайнеров?
- У меня нестандартная фигура, и мне не совсем подходит дизайнерская одежда. К примеру, советскую эмблематику я по идеологическим причинам носить никогда не буду - так же, как и фашистскую. Идеология не должна проникать в мир моды. Мне было бы странно, если в сегодняшней Германии я увидел майки с портретами Гитлера или свастикой. В то же время у нас в стране почему-то носить майки с красными звездами или портретами Ленина, Сталина, Брежнева считаются нормальным. Такая политическая ангажированность отношения к моде не имеет. Это воровство и ненужное цитирование. Если вам так нравится - носите портрет Анны Павловой, Федора Шаляпина. Это будет интересней и позитивней.
- Модельеров побуждает к творчеству возвышенное, прекрасное. А что восхищает вас?
- Само собой, меня также восхищают музеи, музыка, антиквариат, путешествия, мои старинные коллекции одежды. Но больше всего - моя собачка. Это черный мопс. Он добрый и воспитанный, зовут его Котик. Он очень любит путешествовать.
- На книги у вас остается время?
- Я очень много читаю по своей профессии. Но мой день заканчивается в час ночи, и тогда я могу дотронуться до книги. Но в это время глаза требуют чего-то другого. Поэтому мне приходится читать урывками: в самолете, в поезде.
- Как вы отдыхаете?
- Иногда я дня на три прилетаю в свои дома - во Франции или в Литве: там получаю не дни, но часы отдыха. У меня нет даже возможности побродить, подумать, полоботрясничать - последние 30 лет я не могу себе этого позволить.
НОСИТЕ ВЕЩИ В АПЛОМБОМ
- У многих небогатых людей есть вкус, врожденное чувство стиля, но нет возможности одеваться в дорогих магазинах. Что вы посоветуете в такой ситуации?
- Самое главное - научиться носить вещи с апломбом. Можно носить кусочек половой тряпочки - и это будет прекрасно выглядеть, если носить такой наряд с достоинством. А сколько женщин, которые тратят огромные деньги на дорогие марки и при этом выглядят, как огородное пугало! Неверно думать, что количество денег прямо пропорционально красоте, которую человек создает в своей одежде.
- Почему в России так развита «брендомания»? Причем не только в кругу известных людей, а и среди молодежи, которая не имеет доступа к дорогим бутикам?
- От недостатка вкуса! Им кажется, что его отсутствие может заменить какое-то словосочетание иностранного происхождения. Это африканская тенденция. В Африке популярно, когда на тебе сплошные логотипы. Никогда не стал бы носить ничего с крупным логотипом, потому что в этом случае вы становитесь ходячей рекламой этому бренду. Я могу стать ходячей рекламой только за деньги.
- Слышала, вы когда-то покупали подделки известных брендов…
- Да, есть такое: я никогда этого не стеснялся. Если бываю в Китае, покупаю там подделки больших марок себе и друзьям. Я сам логотип, на мне должно быть написано только одно: «Александр Васильев».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве